Выключаемая муфта

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе механизмов и машин малой мощности, требующих преобразования знакопеременного вращения в однонаправленное, например в импульсных механических вариаторах, инерционных трансформаторах вращающего момента, ручном инструменте и т.п. Цель изобретения - повышение КПД путем снижения потерь на трение при включении и выключении муфты. Муфта содержит соосно расположенные ведущий 4 и ведомый 1 валы. На ведущем валу 4 нарезана резьба, на которой имеется гайка 3. При включении муфты ведущий вал 4, вращаясь, одновременно перемещается в осевом направлении до контакта с торцом ведомого вала. После этого происходит передача момента, величина которого регулируется либо величиной натяга гайки в корпусе, либо усилием пружин, прижимающих фрикционную колодку к гайке. При реверсе ведущего вала происходит выключение муфты. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1527423 А 1 (su 4 Г 16 D 1 /02 11 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ г ,1

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬЩЯМ

ПРИ ГКНТ ССОР (21) 4262609/31-27 (22) 15,06.87 (46) 07.12.89, Бюл. и 45 (71) Челябинский политехнический ин- ститут им.Ленинского комсомола (72) С.В.Алюков (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 159959, л. F 16 D 11/04, 1962. (54) ВЫКЛЮЧАЕМАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе механизмов и машин малой мощности, требующих преобразования знакопеременного вращения в однонаправленное, например в импульсных механических вариаторах, инерционных транс2 форматорах вращающего момента, ручном инструменте и т ° п. Цель иэобретенияповышение КПЛ путем снижения потерь на трение при включении и выключении муфты. Муфта содержит соосно расположенные ведущий 4 и ведомый 1 валы.

На ведущем валу 4 нарезана резьба, на которой имеется гайка 3. При включении муфты ведущий вал 4, вращаясь, одновременно перемещается в осевом направлении до контакта с торцом ведомого вала. После этого происходит передача момента, величина которого регулируется либо величиной натяга гайки в корпусе, либо усилием пружин, прижимающих фрикционную колодку к гайке. При реверсе ведущего вала происходит выключение муфты. 3 ил.

1527423

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах и машинах малой мощности, в которых требуется преобразование знакопеременного вращения ведущего вала в однонаправленное вращение ведомого вала, например в импульсных вариаторах, пружинно-навивальных автоматах, ручном инструменте и т,д. 10

Цель изобретения - повышение КПД путем уменьшения потерь на трение в периоды включение и выключения муфты, На фиг. 1 изображена схема предлагаемой муфты; на фиг, 2 - сечение А-А 15 на фиг. 1; на фиг, 3 — схема муфты, допускающей регулирование величины передаваемого момента.

Муфта (фиг.1) содержит ведомый вал

1, корпус 2, гайку 3, ведущий вал 4, 0

Часть вала 4 выполнена с реэьбовой нарезкой. Гайка 3 навинчена на реэьбовую часть вала 4 и установлена в корпусе 2 с гарантированным натягом, К гайке может быть поджата фрикционная колодка 5 пружиной 6, опирающейся на регулировочный винт 7 (фиг.3). Ведущий вал 4 расположен в корпусе 2 с возможностью осевого перемещения.

В качестве примера приведены следующие размеры: диаметры ведущего 4 и ведомого 1 валов составляют, например, 30-40 мм, длина резьбовой части ведущего вала 6-7 мм, длина гайки

4-5 мм, расстояние между концом резьбовой нарезки и рабочей торцовой поверхностью ведущего вала 1 мм. Наружный диаметр гайки 3 превышает внешний диаметр резьбовой нарезки на 6-8 мм.

Муфта работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 4 в на40 правлении рабочего хода происходит осевое перемещение вала 4 в сторону ведомого вала 1. При этом гайка 3 неподвижна относительно корпуса 2. Так как гайка установлена в корпусе с наTRIoM соединение вала 4 с гайкой 3 работает как винтовая передача, происходит выборка вазора между торцовыми поверхностями ведущего вала 4 и ведомого вала 1. Осевое перемещение

О вала 4 происходит до тех пор, пока торцовая поверхность вала 4 не войдет в контакт с торцовой поверхностью вала 1. Дальнейшее осевое перемещение вала 4 невозможно (вал 1 не допускает осевого перемещения), поэтому вращающий момент на валу 4 преодолеет момент трения, образованный натягом гайки 3, и вызовет вращение гайки 3 в корпусе 2. При этом вал 4 и гайка

3 будут вращаться как одно целое, но так как торцовая поверхность вала 4 упирается в торцовую поверхность вала 1, то момент трения, действующий между торцовыми поверхностями валов, вызовет вращение ведомого вала 1.

Произойдет передача вращающего момента на ведомый вал 1.

При изменении направления вращения ведущего вала 4 последний отходит от ведомого вала 1, так как гайка 3, в силу установки ее в корпусе с предварительным натягом, неподвижна, поэтому соединение вала 4 с гайкой 3 работает как винтовая передача. Между торцовыми поверхностями валов образуется зазор. Осевое перемещение вала

4 происходит до тех пор, пока не произойдет выборка резьбовой части вала

4. Дальнейшее осевое перемещение вала

4 становится невозможным, поэтому вращающий момент вала 4 преодолеет момент сопротивления вращению гайки от натяга, гайка начнет вращаться вместе с валом 4 в корпусе 2 (как одно целое), ío так как при этом между торцовыми поверхностями валов существует зазор, то вращение на ведомый вал 1 передаваться не будет ° Так происходит свободный ход.

Таким образом, при знакопеременном вращении ведущего вала происходит одностороннее вращение ведомого вала.

Работа муфты, изображенной на фиг. 3, аналогична работе рассмотренного механизма (фиг.1). Отличие заключается в том, что износ контактирующих поверхностей при вращении компенсируется усилием пружины 6.

Усилие пружины можно изменять с помощью винта 7, регулируя величину передаваемого момента от ведущего вала к ведомому.

Технико-экономический эффект заключается в повышении-КПД путем уменьшения потерь на трение при осевом перемещении вала 4, так как при этом отсутствует осевое перемещение гайки, а потери на трение между ведущим валом 4 и сопрягаемыми с ним элементами привода можно свести к минимуму, не влияя на величину передаваемого муфтой момента.

Формула и э о б р е т е н и я

Выключаемая муфта, содержащая корпус, расположенные в нем соосно

152 7423

6 ведущий и ведомый валы, гайку, уста- ды включения и выключения муфты, в новленную на ведущем валу, размещен- корпусе выполнена кольцевая проточный в корпусе фрикционный тормоз гай- ка, гайка расположена в упомянутой ки, отличающаяся тем, проточке, а ведущий вал установлен что, с целью повышения КПД путем с возможностью его осевого перемещеуменьшения потерь на трение в перио- ния. е.l

Составитель И.Камкин

Редактор Н.Тупица Техред И.цидык Корректор И.Иуска

Заказ 7494/42 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д . 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул.Гагарина, 101

Выключаемая муфта Выключаемая муфта Выключаемая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для сцепления и расцепления валов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для сцепления и расцепления валов при радиальном перемещении относительно друг друга

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения и разъединения валов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения и разъединения валов, например в приводе поворота стола дробеметной камеры

Изобретение относится к устрой- .ствам для соединения рабочих органов с приводом

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве старт-стопной муфты в телеграфных аппаратах, пишущих машинах и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электроприводах, устанавливаемых на летательных аппаратах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сцепления и расцепления валов

Изобретение относится к общему ма-л и построению и служит для переключения вра щающихся звеньев механизмов Цель изобретения - повышение надежности в работе путем обеспечения плавности переключения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению , а конкретно к зубчатым муфтам, используемым , например, в коробках передач транспортных средств
Наверх