Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля профиля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев. Целью изобретения является упрощение реализации и повышение точности способа контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев. Поставленная цель достигается тем, что по способу контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев прямобочный шаблон устанавливают под углом к оси контролируемого колеса и таким путем совмещают прямолинейные (рабочие) кромки шаблона с прямолинейными образующими противоположных сторон профиля контролируемых зубьев, при этом контроль производят по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых эвольвентных винтовых поверхностей зубьев, отстоящих друг от друга на расстоянии, равном толщине применяемого шаблона. 2 з.п. ф-лы, 5ил.

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 С 01 В «/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСВ ВУ

ГОСУДАРСТ8ЕНКЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4337897/25-28 (22) 02.12,87 (46) 07.12.89. Бюл. 11 - 45 (71) Днепропетровский индустриальпый институт и Киевское производственное объединение полимерного машиностроения Большевик" (72) С.II.Ðàäçåâè÷, Л.И.Бондаренко, JI.P.Òèñíîâñêèé, А.П.Радзевич, В.M.Еленский, Я .II.Ястремский, В.А.11алагута, И.В.Винокуров и Е.Я.Головкина (53) 531.717.2:621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1375937, кл. G Ol В 3/20, 1986. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОСОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С ЭВОЛЬВЕНТНЫМ ПРОФИЛЕМ ЗУБЬЕВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля профиля косозубых цилинИзобретение относится к машино-строению„ а именно к средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — упрощение реализации способа и понышение точности путем обеспечения воэможности касания поверхности зуба перекрещивающимися кромками шаблона.

На фиг. 1 показана схема контроля

"по впадине" цилиндрического косозубого колеса наружного зацепления; на фиг. 2 — схема контроля "по зубу" цилиндрического косоэубого колеса наружного зацепления; на фиг. 3 — схема контроля по нладине" цилиндрического

„„SU„„1527476 А1

2 др::ческих колес с энольвентным профилем зубьев. Целью изобретения является упрощение реализации и повышение точности способа контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зуоьен. Поставленная цель достигается тем, что по способу контроля косозубых цилиндрических колес с энольвентным профилем зубьев прямобочный шаблон устанавливают под углем к оси контролируемого колеса и таким путем сонмещают прямолинейные (рабочие) кромки шаблона с прямолинейными образующими противоположнь х сторон профиля контролируемых зубьев, при этом контроль производят по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых энольвентных винтоных поверхностей зубьев, отстоящих друг от друга на расстоянии, равном толщине применяемого шаблона.

2 з.п.ф-лы, 5 ил.

Ko(озубого колеса внутреннего зацепления; на фиг. 4 — схема контроля

"по зубу цилиндрического косозубого колеса внутреннего зацепления; на фиг. 5 — развертка сечения косозубого колеса и контролирующего шаблона делительным цилиндром колеса.

В соответствии со способом контроля косозубых цилиндрических колес с знольвентным профилем зубьев и углом их наклона я прямобочный шаблон 1 ! устанавливают под углом к оси

0 -О контролируемого колеса 2 при контроле по впадине" и под углом к оси О -О колеса 2 при контроле "и<

1527476 зубу . В первом случае используют прямобочный шаблон с углом профиля а во втором — с углом профиля

Установка шаблона 1 с углом проз

5 филя ot» на зуб колеса 2 под углом

ol к его оси, а также установка шаблона 1 с углом профиля el3 во впадину между зубьями колеса 2 под углом к его оси обеспечивает совмещение прямолинейных кромок 3 и 4 шаблона 1 с прямолинейными образующими противоположных сторон профиля 5 и 6 контролируемых зубьев колеса 2. Контроль производят на просвет по перекрещиваю15 щимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых эвольвентных винтовых поверхностей зубьев. Эти образующие совпадают с прямолинейными рабочими кромками 3 и 4 шаблона 1 и отстоят друг от друга на расстоянии

h, равном толщине применяемого шаблона. Контроль можно производить как зубчатых колес внешнего, так и внутреннего (фиг.3 и 4) зацепления, как

"по зубу" (фиг.2 и 4), так и "по впадине" (фиг.1 и 3). Во всех случаях обеспечиваютсs одинаковые благоприятные условия касания прямолинейHblx рабочих кромок шаблона 1 с контролируемыми эвольвентными винтовыми поверхностями зуба колеса 2 (фиг.5, варианты I и II), в отличие от известного способа, когда для его реализации на шаблоне неизбежно требует35 ся выполнять усложняющую реализацию контроля и снижающую его точность фаску 7 (фиг. 5, варианты III и IV) .

Этим достигается упрощение реализации способа контроля и повышение его точ- 40 ности.

Для реализации способа контроля цилиндрических зубчатых колес с эвольвентпым профилем зубьев необходимо знать конструктивные параметры приме- 45 няемого прямобочного шаблона и величину угла его наклона к оси контролируемого колеса. Указанные параметры можно определить следующим образом.

Радиус цилиндра винтовой линии

30 пересечения эвольвентных винтовых поверхностей противоположных боковых сторон профиля зуба колеса определяется по очевидной формуле

R=0, О ld+S ctgg ), rye d — целительный диаметр контролируемого колеса;

S — толщина зуба контролируемого колеса на его делительном диаметре;

a(угол профиля зуба колеса на делительном диаметре °

Аналогично радиус цилиндра винтовой линии пересечения эвольвентных винтоьых поверхностей противоположных боковых сторон впадины колеса определяется по формуле

r = 095(d-Hctgd0) 9 где Н вЂ” ширина впадины контролируемого колеса на его делительном диаметре.

Диаметр основного цилиндра косозубого цилиндрического колеса можно рассчитать по формуле

m.Z cosy, где ш — модуль контролируемого косоэубого колеса;

4 — число зубьев контролируемого

9 косозубого колеса; угол наклона к оси колеса

его прямобочной производящей рейки с углом профиля зубьев

< о °

Основной угол подъема винтовой линии косозубого цилиндрического колеса рассчитывается по формуле агссоэ (созе) со$ ), Угол профиля шаблона для контро3 ля косоэубого цилиндрического колеса

"по зубу" равен с(>= arccos (cps + соз Г ), где Ю вЂ” угол между проекциями прямолинейных кромок шаблона в его рабочем положении на торцовую плоскость контролируемого колеса при осуществлении контроля "по зубу".

Аналогично, угол профиля Ы „ шаблона для контроля косоэубого цилиндрического колеса по впадине равен ав,= arccos (cos ф сов ), где Ф вЂ” угол между проекциями прямолинейных кромок шаблона в

его рабочем положении на торцовой плоскосги контролируе15274 мого колеса при осуществлении контроля "по впадине".

Угол наклона шаблона к оси контролируемого колеса при контроле по зубу" равен

Е arcsin (tg y/tg 1 ) .

Аналогичный угол наклона шаблона к оси контролируемого колеса при контроле по впадине" равен

@Таким образом, из изложенного следует, что по приведенной методике мощно рассчитать значения всех параметров, необходимых для реализации способа контроля косоэубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев как в случае контроля "по эу25 (= arcsin (сайф /tgd P.

Ширина шаблона по его делительной .прямой при контроле "по зубу" рассчи- 15 тывается по формуле

S S вес .

Аналогично ширина шаблона по его делительной прямой при контроле "по впадине" рассчитывается по формуле

Н „у Н вес 1 .

76 6 бу", так н в случае контроля "по впадине".

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

1. Способ контроля косоэубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев, заключающийся в том, что прямобочный шаблон устанавливают под углом к оси контролируемого колеса, совмещают прямолинейные кромки шабпона с прямолинейными образующими противоположных сторон профиля контролируемых зубьев,отличающийся тем, что, с целью упрощения его реализации и повышения точности, контроль производят по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контактнруемых эвольвентных винтовых поверхностей зубьев, отстоящих друг от друга на расстоянии, равном толщине применяемого шаблона.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что контроль производят по зубу контролируемого колеса.

3. Способ по п,1, о т л и ч а юшийся тем, что контроль производят по впадине контролируемого колеса.

1527476

1527476

7 7

Составитель Б.Афонский

Редактор Л.Гратилло Техред Л. Сердюкова Корректор А.Обручар

Закаэ 7500/45 Тираж 683 Подписное

BHl9)lB1 Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ (:(, (,l

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Г1р iи волственно-иэдательский комбинат "11атент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 1 I

Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев 

 

Похожие патенты:
Наверх