Устройство для испытания на разрыв детали типа тела вращения

 

Изобретение относится к испытательной технике. Цель изобретения - повышение надежности путем повышения устойчивости шпинделя при разрыве испытуемой детали. Осевая пневмотурбина, состоящая из рабочего колеса и соплового аппарата 7, вращает шпиндель 3, коническая часть которого образует с конической поверхностью корпуса 1 подшипник с газовой смазкой. Полость Б между рабочим колесом и подшипником сообщена с атмосферой через электроклапан 10, связанный с датчиком 14 осевых колебаний шпинделя. На шпинделе 3 закреплена испытуемая деталь 5. При возникновении предаварийной ситуации шпиндель перемещается, увеличивая зазор в подшипнике, увеличивается осевой зазор между рабочим колесом и сопловым аппаратом, электроклапан 10 закрывается, расход газа через подшипник увеличивается, повышая несущую способность подшипника, а пневмотурбина переводится в режим с минимальным энергопотреблением по газу. На конической поверхности корпуса выполнены многоходовые винтовые канавки 22 для повышения несущей способности подшипника. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 552 А1 (я) 4 О 01 Л 3/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .!

H д ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4406016/25-28 (22) 07 ° 04.88 (46) 07,12 ° 89. Бюл. Ф 45 (71) Тольяттинский политехнический институт (72) Е.Я,Седыкин, В,А.Редькин и Т,A.Гомельская (53) 620.172.253 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Yi 1270632, кл, G Ol N 3/08, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДПЯ ИСГЫТАНИЯ HA РАЗРВ1В ДЕТА1И ТИПА ТЕЛА ВРА1ЦЕНИЯ (57) Изобретение относится к испыта" тельной технике ° Цель изобретения повышение надежности путем повышения устойчивости шпинделя при разрыве испытуемой детали ° Осевая пневмотурбина, состо.ящая из рабочего колеса и соплового аппарата /, вращает шпиндель 3, коническая часть которого образует с конической поверхностью корпуса 1 подшипник с газовой смазкой, Полость Б между рабочим колесом и подшипником сообщена с атмосферой через электроклапан 10, связ анный с датчиком 14 осевых колебаний шпинделя.- На шпинделе 3 закреплена испытуемая деталь 5. При возникновении предаварийной ситуации шпиндель пере мешает ся, увеличивая з аз ор в подшипнике, увеличивается осевой з аз ор между рабочим колесом и соплоьым аппаратом, электроклапан 10 закрывается, расход газа через подшипник увеличивается, повьппая несущую способность подшипника, а пневмотурбина переводится в режим с минимальным энергопотреблением по газу, На конической поверхности корпуса выполнены многоходовые винтовые канавки

22 для повышения несущей способности подшипника. 1 з,п ° ф-лы, 3 ил °

1527552

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний на разрыв деталей типа тел вращения с помощью центро5 б еж ной силы, Цель изобретения — повьппение надежности путем повышения устойчивости шпинделя при разрыве испытуемой детапи. 1О

На фиг. 1 представлена конструктивная схема предлагаемого устройства, разрез; на фиг, 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — схема, иллюстрирующая направление потока в пневмотурбине и подшипнике.

Устройство для испытания на разрыв детали типа тела вращения содержит полый корпус 1 с конической внутренней поверхностью 2, Шпиндель 3 установлен своей конической частью концентрично с зазором относительно конической поверхности корпуса 1 с образованием подшипника с газовой смазкой, На шпинделе 3 установлен 25 узел 4 крепления испытуемой детали 5.

Осевая пневмотурбина для привода шпинделя состоит из рабочего колеса 6 и соплового аппарата 7, Рабочее колесо

6 жестко закреплено на шпинделе 3, сопловый аппарат 7 закреплен на корпусе I Устройство снабжено системой

8 подачи газа на подшипник и к пневмотурбине, В корпусе 1 выполнен канал 9, предназначенный для сообщения полости корпуса, рагпэложенной между рабочим колесом 6 и и: ""ипником, с атмосферой через двухпозиционный электроклапан 10, Испытуемая деталь 5 раз— мещена в защитном кожухе 11, 3акреп40 ленном на корпусе 1 ° Узел 4 крепления испытуемой детали посредством пальца

12 соединен с мембраной 13 закрепленной на корпусе 1 ° На мембране 13 установлен датчик 14 осевых колебаний шпинделя> выход которого связан с управляющим входом электроклапана 10 °

На внутренней поверхности кожуха

ll закреплен демпфер, состоящий иэ упругого кольца 15 и фрикционного диска 16, Рабочее колесо 6 закреплено на приводном валу 17 шпинделя 3 и с одной стороны ограничено торцом 18 заборной части шпинделя 3, а с другой прижимными элементами 19.

Вход газ а в пневмотурбину обр аз ован кольцевым зазором А между крышкой

20 корпуса и стаканом 21. Выход нэ рабочего колеса Ь соединен с рабочим зазором подшипника через полость Б.

Устройство снабжено указателем числа оборотов шпинделя 3, выполненным в виде бесконтактного микродатчика 22 и валика 23, связанного с приводным валом 17, и размещенным в полости В стакана 21, На конической поверхности 2 корпуса 1 выполнены канавки 24 (фиг, 2), с углом подъема винтовой линии, равным 90 - ф, где o(— угол, образованный направлением выходной части лопаток рабочего колеса и осью шпинделя.

Устройство работает следующим образом, Испытуемая деталь 5 устанавливается на шпиндель 3 посредством узла

4 крепления . Газ, подаваемый иэ си стемы 8, поступает на подшипник и шпиндель 3 "всплывает" на пневмоподушке концентрично относительно под1 шипника, обеспечивая рабочий зазо1 между коническими поверхностями шпинделя 3 и корпуса 1.

Отр абот авший в подшипнике гаэ выходит в атмосферу в верхней его части чере э торцовый з аз ор, образованньш фланцем шпинделя 3 и верхним тор цом корпуса 1, а в нижней части подшипника — через канал 9, Вместе со шпинделем 3 всплывает" и испытуемая деталь 5 с узлом 4 крепления, прижимной фланец которого при этом вступает в контакт с пальцем 12.

Газ, подаваемый в корпус, поступает по кольцевому зазору А через сопловый аппарат 7 на рабочее колесо 6 пневмотурбины,которое придает вращение шпинпелю 3 с испытуемой деталью 5, Отработанный пневмотурбиной газ поступает в полость Б, где смешивается со сбросным газом из подшипника и по каналу 9 при открытом электроклапане

10 уходит в атмосферу, Шпиндель 3 выводится на заданную частоту вращения, значение которой регистрируется бесконтактным микродатчиком 22, Если прочностные характеристики испытуемой детали 5 оказываются ниже установленных, то под действием центробежной силы деталь 5 разрывается, Однако процессу разрушения испытуемой детали 5 предшествует пластическая деформация этой детали, в результате чего возйикают дополнительные нагрузки на подшипник от вибрации„разбалансированного шпинделя 3, I

5 15275

Датчик 14 колебаний улавливает превышение допустимого уровня колебаний шпинделя 3 и выдает управляющий сигнал на закрытие электроклапана 10 ка5 нала 9 иэ пневмотурбины, При разрыве испытуемой детали 5 силовое равновесие нарушается и шпиндель

3 перемещается вверх до упора в демпфер, увеличивая при этом рабочий зазорр Д до з начения g +Х, торцовый з аз ор между фпанцем шпинделя 3 и верхним торцом корпуса 1 и осевой зазор между торцами рабочего колеса 6 и соплового аппарата 7. С ростом осевого зазора между торцами рабочего колеса 6 и соплового аппарата 7 пневмотурбина резко теряет в мощности и скорости вращения, а перепаД давлений газа в полостях А н Б сокращается до миниму- 20 ма.

При увеличении рабочего зазора Д до значения g +Х давление газа в нем падает, так как при том же количестве подаваемого в подшипник газа воэ- 25 растает расход газа через увеличившийся торцовый зазор в верхней части подшипника, то компенсируется по- . вьппением массового расхода газа через подшипник, так как энергонасьгщенный газ от пневмотурбины устремляется в этот зазор и, "обтекая" шпиндель 3 в осевом направлении, выходит в атмосферу через увеличенный торцовый зазор в верхней части подшипника, совершая

35 при этом дополнительную работу, направленную на повышение устойчивости, несущей способнЬсти и жесткости подшипника, Приращение з азора Д на величину Х fIpH разрыве HcIIbIT eìoH 40 детали 5 повьппает демпфирующую способность подшипника, препятствует его заклиниванию от возникающих импульсивных динамических колебаний, так как В этом случае допустимый диапа 45 зон амплитуды колебаний шпинделя (величины смещения шпинделя от номинальногоо положения ) увеличивается на вели чи ну Х.

Упругое кольцо 15 демпфера созда-! ет силу, компенсирующую вес разрушенной детали 5, и гасит осевые колебания шпинделя 3, Лпиндель 3 возвращается в крайнем

Верхнем положении В режиме торможения

>5 до полной остановки, чему способствуют силы трения между торцом узла 4 крепления и фрикционным диском 16 демпфера ° После полной остановки шпин52 6 деля 3 последовательно отключается подача газа на пневмотурбину и на подшипникк, Кроме того, потоки газа, поступающего иэ пневмотурбины в зазор Д+Х направлены выходной частью лопаток осевого рабочего колеса 6 по винтовой линии, диаметрально ограниченной конической поверхностью корпуса. При движении

Ф по зазору Д+Х потоки направленного таI ким образом газа встречают на своем пути многоходовые виитовые канавки и завихряются, Увеличивается гидравлическое сопротивление перетеканию газа в рабочем зазоре Д+Х, что повышает несущую способность подшипни.ка, Фор мул а из обретения

Устройство для испытания на разрыв детали .типа тела вращения, содержащее полый корпус с сопряженными конической и цилиндрической внутреннимн поверхностями, шпиндель с узлОм крепления испытуемой детали и с конической частью, установленной концентрично с зазором относительно конической поверхности корпуса с образованием подшипника с газовой смазкой, пневмотурбину, состоящую иэ рабочего колеса, жестко закрепленного на шпинделе, и соплового аппарата, закрепленного на корпусе, демпфер осевых колебаний шпинделя, установленный между торцом шпинделя и корпусом, и систему подачи газа на подшипник и к пневмотурбине, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности путем повышения устойчивости шпинделя при разрыве испытуемой детали, в качестве пневмотурбины использована осевая пневмотурбина, рабочее колесо которой установлено со стороны меньшего диаметра конической части шпинделя и размещено в части корпу са с цилиндрической поверхностью, в корпусе выполнен канал, предназначенный для сообщения полости корпуса, расположенной между рабочим колесом и подшипником, с атмосферой через двухпозиционный электроклапан, а устройство снабжено датчиком осевых колебаний шпинделя, выход которого связан с управляющим входом электроклапана, 2. Устройство по п,I, о т л и ч аю щ е е с я тем, что на конической

1527552 поверхности корпуса выполнены многоходовые винтовые канавки с углом подъема винтовой линии, равным 90 -,где о

Иапроблгние re бинпабо0линии

ym былкЬой икали люатм into юаню люЫюь! йгаавщ бамлаг

Составитель Б. Гуков

TexP M. ÄèäûK

Корректор 0, Кравцова

Редактор И,Горная

Заказ 7505/49 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государ твенного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 гапродяеЫ/а- Я7ЛЮК за л пиедад пурдоныд юре mduru угол, образованный направлением выходной части лопаток рабочего колеса и осью шпинделя °

Устройство для испытания на разрыв детали типа тела вращения Устройство для испытания на разрыв детали типа тела вращения Устройство для испытания на разрыв детали типа тела вращения Устройство для испытания на разрыв детали типа тела вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствм для испытания на ползучесть синтетических бумаг пленочного типа

Изобретение относится к средствам для контроля механических свойств текстильных материалов, преимущественно текстильных полотен, и может быть применено в текстильной промышленности

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытаниям материалов

Изобретение относится к испытаниям материалов

Изобретение относится к испытательной технике для исследования образцов материала на прочность

Изобретение относится к испытаниям материалов, в частности к установкам для испытаний длинномерных образцов на прочность

Изобретение относится к испытательной технике и позволяет испытывать образцы материалов при ударном нагружении

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследовании прочностных свойств твердых материалов, например сопротивления металлов и сплавов пластической деформации

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к установкам для испытания материалов на длительную прочность

Изобретение относится к механическим испытаниям металлов в контакте с припоем, в частности к иcпытаниям на осевое растяжение

Изобретение относится к определению физико-механических свойств металлов и может применяться в машиностроении, авиастроении и других отраслях промышленности для изучения сопротивления материалов пластическому деформированию Известна схема устройства [1] для испытаний длинномерных образцов на сжатие

Изобретение относится к испытаниям материалов, а именно к образцам для испытания на пластическое одноосное сжатие и растяжение

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к области определения физико - механических характеристик

Изобретение относится к области испытаний, в частности к контролю штампуемости проката из металлов

Изобретение относится к области испытаний

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в метизном и машиностроительном производстве при изготовлении холоднотянутой прутковой стали и при ее переработке на стержневые и фасонные детали резанием или холодной штамповкой
Наверх