Способ удаления сажи из выхлопных газов дизельных двигателей

 

Изобретение относится к технологии каталитического удаления сажи из выхлопных газов, применяемой в дизельных двигателях и позволяющей снизить температуру воспламенения дизельной сажи. Выхлопные газы дизельных двигателей пропускают через фильтр с нанесенным на него катализатором. Уловленную сажу сжигают. Катализатор состоит из LI<SB POS="POST">2</SB>O или из CUCL, или из MVO<SB POS="POST">3</SB>, где M=LI, NA, K, или из 2CEO<SB POS="POST">2</SB><SP POS="POST">.</SP>V<SB POS="POST">2</SB>O<SB POS="POST">5</SB><SP POS="POST">.</SP>NH<SB POS="POST">2</SB>O, или из V<SB POS="POST">2</SB>O<SB POS="POST">5</SB> с примесью окиси щелочного металла в количестве 1,1-16,8% от массы V<SB POS="POST">2</SB>O<SB POS="POST">5</SB>, или из V<SB POS="POST">2</SB>O<SB POS="POST">5</SB> с примесью K<SB POS="POST">2</SB>O в смеси с CUCR<SB POS="POST">2</SB>O<SB POS="POST">4</SB>, γ-AL<SB POS="POST">2</SB>O<SB POS="POST">3</SB>, NIO и TIO<SB POS="POST">2</SB> при содержании ингредиентов, равном в мас.%, соответственно 42, 54, 1,32, 32,90, 10,96, 3,51 и 8,77, или из V<SB POS="POST">2</SB>O<SB POS="POST">5</SB> с примесями K<SB POS="POST">2</SB>O в смеси с CUO и TIO<SB POS="POST">2</SB> при содержании ингредиентов, равном в мас.%, соответственно: 24,25, 0,75, 0,16 и 24,84, или из KVO<SB POS="POST">3</SB> в смеси с KREO<SB POS="POST">4</SB> при содержании их, равном 85,71 и 14,29 мас.% соответственно, или из KVO<SB POS="POST">3</SB>, KREO<SB POS="POST">4</SB> и CUCL при их содержании, равном 35,30, 5,88 и 58,82 мас.% соответственно. При использовании катализатора, состоящего из KVO<SB POS="POST">3</SB> или из V<SB POS="POST">2</SB>O<SB POS="POST">5</SB> с примесью K<SB POS="POST">2</SB>O, очищаемый газ дополнительно пропускают через катализатор, состоящий из PT, PD и γ - AL<SB POS="POST">2</SB>O<SB POS="POST">3</SB> при их содержании, равном 5,28, 2,64 и 92,08 мас.% соответственно. Этот катализатор нанесен на торец того же фильтра со стороны выхода выхлопного газа. Температура воспламенения сажи составляет 300-444°С и зависит от состава катализатора. Снижение температуры воспламенения составляет 61-205°С по сравнению с фильтром без катализатора. 1 з.п.ф-лы, 2 ил., 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) !11) А3

1я1 4 В О1 Р 53/36

Л

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 3595950/23-26 (22) 20.05 ° 83 (31) Р 3232729 ° 3 (32) 03.09.82 (33) 11 (46) 15.12.89. Бюл. М 46 (71) Дегусса АГ (DE) (72) Райнер Домесле (DE), Эдгар Коберщтайн (AT), Ханс-Дитер Плетка (AT) и Херберт фелькер (DE) (53) 66 09" ° 37 (088.8) (56) Патент СССР h 1233786 °

В 01 D 53/3C, 1981.. (54) СПОСОБ УДАЛеНИЯ САЖИ ИЗ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (57) Изобретение относится к технологии каталитического удаления сажи из выхлопных газов, применяемой в дизельных двигателях и позволяющей снизить температуру воспламенения дизельной сажи. Выхлопные газы дизельных двигателей пропускают через фильтр с нанесенным на него катализатором. Уловленную сажу сжигают. Катализатор состоит из Li+0 или из

СиС1, или из МЧО, где И=Ь, Na К, или иэ 2 СеО Ч О пН О, или из V<0< с примесью окиси щелочного металла в количестве 1,1-16,83 от массы

Изобретение относится к способам удаления дизельной сажи из выхлопных газов дизельных двигателей, Цель изобретения - снижение температуры воспламенения дизельной сажи.

На фиг.1 представлен корпус фильтра,горизонтальная проекция; на фиг.2 сечение дизельного фильтра в форме

Ч О, или иэ Ч О с примесью К О в смеси с CuCr 04 $ — - Al 0 NiO и Т О при содержании ингредиентов, равном в мас.1, соответственно 42,54, 1,32, 32,90;10,96;3,51 и 8,77, или из Ч206 с примесью- Кхо в смеси с

Сио и TiO при содержании ингредиентов, равном в мас.Ф, соответственно

24 25; О,75; 0,16 и 24,84, или иэ

KVO> в смеси с ККе04 при содержании их, равном 85,71- и 14,29 мас.Ф соответственно,или из KVO>, KRe04 и СиС1 при их содержании, равном 35,30, 5,88 и 58,82 мас.4 соответственно.

При использовании катализатора, состоящего из KVO или иэ Ч 0+ с примесью К О, очищаемый газ дополнительно пропускают через катализатор, состоящий из Pt Pc u g - А1 0 з при их содержании, равном 5,28; 2,64 и С

92,08 мас. соответственно. Этот катализатор нанесен на торец того же фильтра со стороны выхода выхлопного газа. Температура воспламенения сажи о составляет 300-444 С и зависит от состава катализатора. Снижение температу- ры воспламенения составляет 61-205 С по сравнению с фильтром беэ катализатора. 1 з.п. ф-лы, 2 ил,.1 табл. монолитного структурного упрочнителя катализатора иэ кордиерита с пористыми стенками проточных каналов, в котором со стороны входящего и выходя- (,р щего потоков каналы заперты керамической пробкой (эти пробки распределены таким образом, что при необходимости запертому концу канала противостоит открытый канал).

1530083

Каталитически активное вещество может быть нанесено на вещество-носитель или перемешано с ним. В качестве материалов-носителек используются окись алюминия, двуокись кремния, двуокись титана, окись циркония и окислы редкоземельных металлов, а также хромит меди, окислы никеля и железа. фильтр может быть выполнен в виде набивки из металлического или минерального волокон с нанесенными на нее каталитически активными веществами или перемешано с этими веществами.

Каталитически активное вещество содержится в количестве 4 г/м2 геометрической поверхности Фильтрующе о элемента. На монолитное фильтрующее тело из кордиерита диаметром 11,85 см, длиной 15,25 см и !5,5 ячеек/см2 может быть нанесено 10-100, предпочтительно 20-60 г/м2.

Так как дизельная сажа состоит не только из частичек углерода, но также содержит до 20-301 адсорбированного летучего углеводорода, то может оказаться выгодным наносить на фильтры с входной стороны катализатор из благородного металла группы платины, иногда в сочетании с окислом металла, например $ =А1 0 . Сбразовавшаяся при сжигании дизельной сажи окись углерода превращается на катализаторе из благородного металла в безвредную двуокись углерода.

Пример 1 ° 20 r LiOH 75 r щавелевой кислоты растворяют в 500 мл деионизированной воды. Полученный раствор оксалата лития наносят за две операции пропитки с промежуточной сушкой при 110 С на корпус фильтра иэ кордиерита (фиг.1) диаметром

11,85, длиной 15,25 см и содержащим

15,6 ячеек/см-". После заключительной сушки при 110 С оксалат лития эа счет двухступенчатой выдержки при

600 С разлагают с образованием Li О.

Пример 2. 100 г СиС1 размалывают со 140 мл деионизированной воды в шаровой мельнице в течение 24 ч.

Затем раствор доливают деионизированной водой до объема 560 мл и половиной этого объема (280 мл) заливают фильтр, как в примере 1, со стороны торца, затем 4 ч сушат в шкафу при 100 С.

Поглощение СиС1 достигает 50 г, Пример 3. В химическом стакане растворяют 25 r Ч О „ и 6,6 г LiOH в 250 мл деионизированной воды при нагревании. Этим раствором пропитывают корпус фильтра, как в примере 1, Затем осуществляют сушку при 200 С и

2-часовую выдержку при 70С С для обо разования метаванадата лития.

Пример 4. 40 г NaVC> растворяют в 250 мл деионизированной воды при перемешивании. Раствор ванадата натрия проливают с торцовой стороны сквозь корпус фильтра по примеру 1, всасывающий при этом все количество раствора.

Последующую сушку осуществляют при

150 0.

Пример 5. Готовят раствор 40 г

KVO3 в 5С мл деионизированной воды, Этим раствором по примеру 1 дважды подвергают пропитке корпус фильтра со стороны торца с промежуточной 2часовой сушкой при 250 С. Окончательо ная сушка через 2 ч также при 250 дает готовый каталитическик фильтр.

Пример 6. 10С r (NH4)z Cl(NO>)+

25 растворяют в 4 л деионизированной воды и 20С мл концентрированнок азотной кислоты. Добавляют 28 г NaVG Н О, раствореннык в 5СС мл горячей воды, и смесь нагревают до 80-1СС С. Выпав30 ший в осадок ванадат церия (IV) (2СеО V<0< ° ïÍ2Î) путем многократного декантирования промывают теплой водок и освобождают от нитратов, затем перемешивают с 40С мл воды в шаровой мельнице в течение ночи, Измельченную массу заливают водой до 550 мл и эток смесью покрывают одну сторону дизель-ного фильтра по примеру 1, а избыточную суспензию выдувают, После 3-часовой сушки при 30С С повторяют дейст40 вие с той же стороной фильтра ° Поглощение ванадата церия (IV) достигает

30 г.

Пример 7. 40 г Ч О помещают в химический стакан с 600 мл деиони4 зированной воды и размешивают 15 мин.

Корпус фильтра по примеру 1 заливают с лобовой стороны полученной таким образом суспенэией, а избыточную суспенэию выдувают воздухом. Госле сушки в течение 1,5 ч при 3СС С пропитку повторяют ° В заключение проводят 5о часовую сушку при 12С С. Теперь фильтр покрыт с одной стороны примерно 37 r

V

55 стороны 250 мл С,2i-ным раствором

КОН, Госле одночасовой сушки при

300 C и термообработкй в течение тао. кого же времени в муфельной печи при

400 С каталитический фильтр с нанесенным покрытием готов к эксплуатации.

Катализатор состоит из V О с примесью 1,1 мас.4 Кг0.

Пример 8 ° Фильтр готовят аналогично примеру 7, но используют 14ную концентрацию КОН. Катализатор состоит из ЧгО с примесью 5,4 мас.ь

КР.

Пример 9. 10 r оксалата натрия NazC<04 растворяют в 250 мл 114ного раствора оксалата ванадия (ТЧ)

ЧОС О . Полученным раствором пропитывают корпус фильтра по примеру 1.

После сушки при 150 С ведут 3-часовую выдержку при 380 С для разложения исходных соединений в ЧгО и ХагО. Получают Ч О с примесью 16,8 мас.4

1 !а гО, Пример 10. 50 г смеси иэ хромита меди и (-окиси алюминия (75 и

25 мас,ч.), 4 г NiO, 10 г Т Ог и 50 r

Ч О, (последний с примесью 3 мас.4

К 0) измельчают в шаровой мельнице г с 4,5 мл концентрированной азотной кислоты и 400 мл деиониэированной воды в течение 24 ч. Затем измельченную массу разбавляют деиониэированной водой до 1 л общего объема и аналогично примеру 1 фильтр покрывают с одной стороны 400 мл это" смеси. "àòåì ведут 3-часовую сушку при 300 С. Гоглощение твердых веществ достигает

45,6 г. Сторона, покрытая слоем смеси, является входной стороной для выхлопных газов. Катализатор содержит, мас.4: V 0 42,54; КгО 1,32; хромит меди (II) 32,90; II -А1гО q 10,96; NiO

3,51; Т1О, 8,77.

Пример 11. В раствор 1,2 г

Cu(NOg)g ЗЕ О на 100 мл деиониэированной воды добавляют 50 г Т10г и смесь высушивают 2 ч в сушильном шкафу. Из полученного продукта берут

25 г и перемешивают с 25 r V<0, последний с примесью 3 К О и 200 мл деионизированной воды, содержащей

0,45 г КОН, в течение 24 ч в шаровой мельнице. Затем разбавляют водой до

280 мл и аналогично примеру 1 дизельный фильтр покрывают слоем смеси на торце. После 2-часовой сушки в сушильном шкафу при 300 С получают о фильтр, покрытый слоем смеси с входной стороны для выхлопных газов. Сос тав катализатора, мас. o. V Oq 24,25;

К О 0,75; СиО 0,16; TiO, 24,84.

30083 6

5 !

О

Пример 12. 30 г КЧО и 5 г

KReO растворяют в 500 мл деиониэированной воды и делят раствор на две

1 1 равные по объему части. Монолитный корпус фильтра, как в примере 1, сначала путем обливания пропитывают первой половиной раствора. Госле промежуточной сушки при 250 С аналогичным образом на корпус фильтра наносят вторую половину раствора, Вслед за новой сушкой при 250 С осуществляют о выдержку при 450 С. Катализатор содержит, мас."4: KVO> 85 71; ККеО+

14,29.

Пример 13. Корпус фильтра, покрытый СиС1 аналогично примеру 2 пропитывают эа две операции раствором

30 г KVO> и 5 r KRe04 в 500 мл воды.

Промежуточную и окончательную сушку ведут при 100 С. Голучают катализатор, g содержащий, мас.ь: КЧО 35,30; KReO<

5,88; с с1 58,82, Пример l4, Дизельный фильтр . аналогично примеру 1 со стороны торца покрывают 45 г g-A1 0> из 104-ной дисперсии (-А1 0, содержащей благородные металлы (платину и палладий) в весовом соотношении 2:1 в виде l-l

250 С и термического разложения соединений благородных металлов при

600 С в течение 2 ч в муфельной печи эти соединения восстанавливают в течение 2 ч при 550 С в потоке водорода, о

Голучают нанесенный катализатор, содержащий, мас.4: Pt 5,28; Pd 2,64, 1 -A1 О остальное. После охлаждения г другую, еще не покрытую сторону фильтра подвергают пропитке как в примере 5 метаванадатом калия и используют затем как входную сторону, фильтра для выхлопного газа.

Пример 15. Дизельный фильтр, как в примере 1, покрывают аналогично примеру !4 с одной стороны половиной состава, содержащего благородный металл, а с другой стороны - 40 г ЧгО с примесью 5 мас. K

Пример 16. Была проведена проверка изготовленных по примерам

1-15 катализаторов. Фильтры устанав ливали в потоке выхлопного газа дизельного двигателя и проверяли их

1530083 функционирование по снижению температуры воспламенения сажи. Использовали

4-цилиндровый двигатель с непосредственным впрыском топлива дизель. Ра1

5 бочий объем цилиндра 1,6 л, мощность двигателя 40 кВт. В фазе загрузки фильтра сажей число оборотов составляло 2900 в минуту, нагрузка 33 Н, содержание кислорода в выхлопном газе 10 ч 14,2 об.Ф. В фазе загрузки сажи фильтр находился в потоке выхлопного газа до тех пор, пока не установилась разность давления на фильтре 150. мбар.

Для установления температуры воспламенения нагрузка при постоянном числе

2900 об/мин непрерывно повышалась до тех пор, пока не прекращалось повышение дифференциального давления на фильтр. Достигнутая при этом температура в потоке выхлопного газа перед фильтром определяется как температура ,воспламенения, так как при неизменяющемся дифференциальном давлении не происходит дальнейшего накопления 25 сажи, это означает, что между отфильтрованной и сожженной сажей устанавливается равновесие.

В таблице приведены температуры воспламенения вместе с соответствующей нагрузкой и содержанием кислорода в выхлопном газе при установке фильтра на расстоянии = 1 м от двигателя при числе 2900 o6/мин.

Как следует иэ таблицы, в предложенном способе достигается снижение

35 температуры воспламенения сажи на

61-205ОС по сравнению с использованием фильтра беэ катализатора, в то время как в известном способе темпе40 ратура воспламенения сажи снижается лишь на 50 С.

Ц

Формула изобретения

1. Способ удаления сажи иэ выхлопных газов дизельных двигателей, включающий пропускание выхлопных газов через фильтр с нанесенным на него катализатором и сжигание уловленной сажи, отличающийся тем, что, с целью снижения температуры воспламенения дизельной сажи, используют катализатор, состоящий из окиси лития или из хлорида меди (I), или иэ метаванадата - лития, натрия, калия или церия, или из пятиокиси ванадия, содержащей примесь окиси щелочного металла в количестве 1,116,8 мас. от массы пятиокиси ванадия, или из пятиокиси ванадия с примесью окиси калия в смеси с хромитом меди (ZZ), 15 -окисью алюминия, окисью никеля и двуокисью титана при следующем содержании ингредиентов, мас.Ф:

Пятиокись ванадия 42,54

Окись калия 1,32

Хромит меди (?1) 32,90 -Окись алюминия 10,96

Окись никеля 3,51

Двуокись титана 8,77 или из пятиокиси ванадия с примесями. окиси калия в смеси с окисью меди (Т?) и двуокисью титана при следующем содержании ингредиентов, мас.т:

Пятиокись ванадия 24,25

Окись калия 0,75

Окись меди (ZZ) 0,16

Двуокись титана 24,84 или из метаванадата калия в смеси с перренатом калия при следующем содержании ингредиентов, мас.ь:

Метаванадат калия 85,71

Перренат калия 14,29 или метаванадата калия в смеси с перренатом калия и хлоридом меди (I) при следующем содержании ингредиентов, мас.4;

Метаванадат калия 35,30

Перренат калия 5,88

Хлорид меди (1) 58,82

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что при использовании катализатора, состоящего из метаванадата калия или пятиокиси ванадия с примесью окиси калия, очищаемый гаэ дополнительно пропускают через катализатор, состоящий из платины, палладия и -окиси алюминия при следующем содержании ингредиентов, мас.Ф:

Платина 5,28

Палладий 2,64 -Окись алюминия Остальное

1530083

Нагрузка, Н

Содержание О в выхлопном газе, Температура воспламенения, Ос

Пример

413

422

326

431

406

462

505

63

63

56

63

77

69

10,0

10,0

11,6

8,1

10,3

7,8

8,8

7,8 е.1

Состав катализатора

2 СиС1

3 LiV01

4 NaVO>

5 КЧО, 6 2Сеог Ч20 -и Его

7 V Î- (+1,14 К О)

8 Ч О (+5,4 K О)

9 VzO < (+16,8 hla<0)

10 1 Ч О (+К О)+СиСг о +||-Alzоз+ +М10 + Т10

11 (V О (+К С)+Сио+Т10

12 КЧО> +ЕКеО

13 KVO +KRe0<+CuC1

14 КЧО; Pt, Pd/f -Al zO

15 К О (+К20); Pt, Pd/LI-А1 0

16 ККеО

17 АцКеО

18 Фильтр без катализатора

444

406

416

383

412

412

67

63

64

64

54

56

62

9,4

10,1

9, Е

9,8

10,0

11,3

11,3

10,0

10,0

1530083

Составитель Г.Винокурова

Редактор М,Келемеш Техред Л,Олийнык Корректор О.Кравцова

Заказ 7765/58 Тираж 600 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ удаления сажи из выхлопных газов дизельных двигателей Способ удаления сажи из выхлопных газов дизельных двигателей Способ удаления сажи из выхлопных газов дизельных двигателей Способ удаления сажи из выхлопных газов дизельных двигателей Способ удаления сажи из выхлопных газов дизельных двигателей Способ удаления сажи из выхлопных газов дизельных двигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к каталитической химии, в частности к катализатору для очистки отходящих газов от оксида углерода

Изобретение относится к комплексной очистке водорода от примесей ртути и кислорода

Изобретение относится к установкам для проведения каталитических процессов в нестационарных условиях и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к технологии очистки отходящих газов обжиговых камер графитовых изделий с температурой до , применяемых на электродных заводах и позволяющих повысить степень очистки газов от смолистых веществ и упростить процесс очистки

Изобретение относится к технологии и катализаторам очистки газов от паров органических веществ, применяемым в химической промышленности и позволяющим повысить эффективность процесса за счет увеличения срока службы катализатора

Изобретение относится к каталитической химии, в частности к катализатору для очистки отходящих газов от оксида углерода

Изобретение относится к технологии каталитической очистки отходя- mjix газов от смолистых углеводородов и углеродной пыли, применяемой в химической , коксохимической, металлургической и электродной промьшшенности и позволяющей исключить регенерацию катализатора

Изобретение относится к алюмоникелевым катализаторам, которые могут быть использованы для очистки газов от оксидов азота
Наверх