Многодисковый тормоз

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многодисковых тормозах тяжело нагруженных агрегатов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем увеличения тормозного момента за счет увеличения осевого хода нажимного диска и количества фрикционных дисков. Для этого тормоз содержит два нажимных диска (НД) 9 и 10 с зубчатыми секторами 19 и 17 соответственно, зацепляющимися с вал-шестернями (ВШ) 20 и 18. ВШ 18 и 20 зацепляются между собой, а одна из них, например ВШ 18, одновременно зацепляется с зубчатым сектором зубчатого венца 21. Оси ВШ 18 и 20 шарнирно установлены в водиле, состоящем из колец 24, 25, соединенных осями. Водило может свободно поворачиваться в корпусе тормоза. Зубчатый венец 21 может поворачиваться от гидроцилиндра с устройством возврата в исходное положение. В режиме торможения гидроцилиндр поворачивает зубчатый венец 21, который вращает ВШ 18 и НД 10. При этом НД 9 поворачивается в противоположную сторону, а водило неподвижно. Шарики 15 раздвигают НД 9 и 10 в осевом направлении. Фрикционные диски 4 и 5 сцепляются между собой и с корпусом. При этом за счет водила проворачивается вся приводная система. При контакте НД 10 с упором корпуса возникает дополнительная сжимающая сила на НД 9. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) О1) цц F 16 D 55/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 (54) МНОГОДИСКОВЬЙ ТОРМОЗ

ГОСУДАРСТОЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

t (21) 4275764/25-27 (22) 06 ° 07.87 (46) 23.12.89. Бюл. 1! 47 (71) Научно-производственное объединение самоходной горной техники "Криворожрудмаш" (72) В.И.Глушаков, А.В.Водяник, В.А.Полтавец и И.Е.Штан (53) 62-592.!17(088.8) (56) Тормозные устройства. Справочник./Под ред. М.П.Александрова.

М.: Машиностроение, 1985, с. 149. (57) Изобретение относится к машино- строению и может быть использовано в многодисковых тормозах тяжело нагруженных агрегатов. Цель изобретениярасширение функциональных возвюжностей путем увеличения тормозного момента за счет увеличения осевого хода нажимного диска и количества фрикционных дисков. Для этого тормоз содержит два нажимных диска (НД) 9 и !О!

530870 с зубчатыми секторами 19 и 17 соответственно, зацепляющимися с вал-шестернями (ВИ) 20 и 18. В1«! 18 н 20 зацепляются между собой, а одна <гэ них, например Btil 18, сдновременн,« зацепляется с зубчатым сектором эуб <атого венца 21. Оси ВШ 18 v. 20 шар <ирно установлены в водиле сэстояш,-. пэ колец 24 H 25 соединеннь«х осями. !1о дило можг т свободно пов -»ачиватьси

B корпус тормоза. Зубчв гый венец 21 может по эрачинаться от "чдропил««дра с уст„-ойством возврат « в и хопное

Изобре гение относится к машино° «< строению и может быть использовано в многодисковых тормозах тяжело нагруженных агрегатов.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем увеличения тормозного момента за счет увеличения осевого хода нажимного диска и количества фрикционных дисков.

На фиг. 1 изображен многодисковый тормоз в исходном (расторможенном) состоянии, на фиг. 2 — разрез Л-Л на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез

В-В на фиг. 1 (упоры нажимных дисков н исходном положении); на фпг, 5 — разрез Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 — схема работы привода многодискового тормоза при торможении вращающегося вала в одном из направлений; на фиг, 7 — гидравлическая

Я<1 схема привода зубчатого венца.

Многодисковый тормоз содержит неподвижный корпус, состоящий из соединяемых между собой частей 1-3 (фиг.lj, в котором неподвижно установлены в

1 йазах, корпуса тормозные ведущие диски 4.

Ведомые фрикционные диски 5 установлены на шлицах на вращающемся валу 6 и так же, как и ведушие тормозс«1 ные диски 4, имеют возможность перемещения в осевом направлении. В центральной части корпуса между пакетами дисков 4 и 5 на специальных выступах

7 и 8, служащих одновременно упорами, расположены нажимные диски 9 и 10 5-. (фиг. 1 и 2).

Нажимные диски 9 и 10 имеют упоры

11 и 12, а гакже лунки 13 и I4 пере"!l<« þ;;<åиие. В режиме торможения гидроцил«-.нпр повс рачивает зубчатый венец

21 K<-T< рый вращает В1!! 18 и НД 10.

При этом НД 9 г«свора<«<« «ается в проти.я положную сторону, « водило неподвкж«о !!!арик «15 раэдни«ают НД 9 и

10 « осевом направлении. <1рикционные дис««« - и 5 цепляются,.ежду собой и с корпусом При это:. а счет нодипа ..ровсрачивается вся « ринодная

=ис ема. При контакте НД 10 с упором кар, уса в<>вникает долог«цительная сжимаги<ия сила на НД 9. 7 ил. мен««ого сече«««я, н к< ««рых находятся п<арики !5, причем направления лунок !

3 и 14 у нажимных дисков 9 и 10 прогинопо. (ожць«е.

t .åæäó < обой нажи«п«ые диски 9 и 10 т<.;иваются с помощью пружин 16, причем последние стремятся удерживать наж«;мнь«е диски 9 и 10 в положении, гпе п«ари,!: I5 находятся в самом глубоком мес е пу",î;. 13 и !4, т.е. когда

«а.«р между д««сками 9 и 0 минимальый. С наружных торцов нажимные диски 9 и 10 граничат с вращающимися

Ьр««к<.ионнья<и дисками 5. ;райние из вращающихся фрикционных (ведомых) диск; н г«рапичат с торцами неподвижного корпуса тормоза. Зубчатый сектор 17 одного H3 . ажимных: исков 10 находитс.. в зацеплении с вал-шестерней 18 фиг. (фиг. 1 и 3), а зубчатый сектор 19 другого — с вал-н«естерпей 20, причем обе нал-<пестери««18 и 20 зацепляются межд собсй на некоторой ширине венца.

Одна из вал-шестерен 18 одновременно зацепляется с зубчатым сектором зубчатого венца 21, имеющего возможность повора -иваться н корпусе тормозя. !!!ирина венца нал-шестерен 18 и 20 такова, что при осевом «еремещении нажимных дисков 9 и 10 их зубчатые сектора не выходят иэ зацепления с нал-шестернями 18 и 20.

Оси вал-шестерен IR и 20 посредством втулок 22 и 23 шарнирно установлены в общеM н >диле, ост< ящем из двух колец 24 и 25, соединенных для большей жесткости осями 26, и «

9 н 10 отходят от упоров 7 и 8 корпуса тормоза (фиг. 6в и r).

Как только зазоры между фрикционными 5 и тормозными 4 дисками выбраны, происходит схватывание дисков

4 и 5 между собой, причем граничащие с нажимными дисками 9 и IO вращающиеся фрикциониые диски 5 увлекают их во вращение в ту же сторону, что и сами. При этом тормозной момент М (фиг. 6в и r) воздействует на оба нажииных диска 9 и 10, но поскольку диски 9 и 10 находятся в зацеплении между собой через вал-шестерни 18 и

20, то нажимные диски 9 и 10 друг относительно друга от действия момента М не вращаются, а продолжают вращаться от действия зубчатого венца 21 (направления вращения показаны черными стрелками). Однако, поскольку момент М воздействует на водило (24 и 25) в одном направлении с обеих сторон, а вал-шестерни 18 и 20 не могут при этом вращаться, то проворачивается вся приводная система, включающая в себя нажимные диски 9 и

10, вал-шестерни 18 и 20 и связанное с ними водило (24 и 25) в сторону действия М, т.е. в сторону вращения зубчатого венца 21. Таким образом, зубчатый венец 21 дополнительно проворачивается в ту же сторону до тех пор, пока нажимной диск 10 своим упором 12 не упирается в упор 8 корпуса тормоза (в зто время упор диска 9 еще больше отходит от упора 7 корпуса), Как только нажимной диск 10 становится на упор 8, момент трения Мт вращает уже только нажимной диск 9, причем направление, в котором он вращает нажимной диск 9, совпадает с направлением в котором он вращается под действием зубчатого венца 21 (фиг. 6в).Так как нажимной диск 10 неподвижен, а оси вал-шестерен 18 и

1530870 6

Зубчатый венец 21 поворачивается с помощью гидроцилиндра 27, имеющего устройство 28 возврата в исходное положение (т.е. в положение, когда диски 4 и 5 расторможены). Направление поворота зубчатого венца 21 определяется положением включенного распределителя 29, через который в гидроцилиндр поступает рабочая жид- 10 кость от насоса 30 тормозной гидросистемы (фиг. 7).

Многодисковый тормоз с самоусилением работает следующим образом.

В исходном (расторможенном) положении (фиг. 1) нажимные диски 9 и 10 находятся на минимальном расстоянии друг от друга, а шарики 15 — в самом глубоком месте лунок 13 и 14. Проушина зубчатого венца 21 (Фиг. 2) 20 находится в среднем относительно выреза части 3 корпуса положении, а упоры 11 и 12 нажимных дисков 9 и 1О также занимают определенное положение (фиг ° 4). 25

Ведомые фрикционные диски 5 свободно вращаются вместе с валом 6, так как между ними и ведущими неподвижными тормозными дисками 4, связанными с корпусом тормоза, имеется 3р достаточный зазор.

Когда необходимо затормозить вал

6, вращающийся против часовой стрелки (фиг ° 2), зубчатый венец 21 Вращают в ту же сторону, что и обеспе35 чивается соответствующим включением распределителя 29 (фиг. 7). Гидроцилиндр 27 поворачивает зубчатый венец

21 в нужную сторону, что возможно из-за шарнирного закрепления второго 40

его конца на корпусе механизма или машины, на которой установлен тормоз. Поворачиваясь, бутчатый венец

21 вращает вал-.шестерню 18 и находящийся с нею в зацеплении посредством 45 зубчатого сектора 17 нажимной диск

10 в сторону, указанную стрелкой (фиг. 2 и бб).

Поскольку вал-шестерни 18 и 20 также зацепляются между собой, то и 50 зацепляемый с вал-шестерней 20 нажимной диск 9 поворачивается, но в противоположную относительно диска 10 сторону (фиг. 6а). При этом водило (24 и 25), на котором закреплены оси вал-шестерен 18 и 20, неподвижно, поскольку действующие на него усилия от вал-шестерен 18 и 20 противоположны по направлению и равны по величи1530870

4-A

20 сидят на водиле (24 и 25), имеющем воэможность поворачиваться, то нажимиой диск 9 дополнительно проворачивается относительно нажимного диска 10 sa счет поворота водила (24 и 25) в сторону действия М . При этом возникает дополнительная сжимамщая осевая сила, создающая эффект самоусиления.

Для растормаживания распределитель

29 (фиг. 7) устанавливается в нейтральное положение, после чего привод многодискового тормоза возвращается в исходное положение под действием механизма 28 возврата и стягивающих пружин 16. Все элементы привода проворачиваются вобратную сторону и шарики 15 снова скатываются в самое глубокое место лунок 13 и 14, т,е. расстояние между нажимными дисками

9 и 10 становится минимальным, а между дисками 4 и 5 снова появляется ножнальный зазор. Для торможения момента М, направленного в другую сто- 25 рону, зубчатый венец 21 необходимо поворачивать в обратную сторону.Привод тормоза при этом работает аналогично, но на упор 7 становится другой диск 9 и меняются все направления 30 вращений.

Формула изобретения

Многодисковый тормоз, содержащий неподвижный корпус, ведущие и ведомые диски, а также нажимные диски с расположенными в выполненных в них лунках переменного сечения шариками, при этом нажимные диски связаны пружинами н установлены с возможностью обеспечения промежуточного положения шариков относительно лунок при нулевом рабочем зазоре в дисках тормоза, о т л и ч а ю щ н и с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения тормозного момента за счет увеличения осевого хода нажимных дисков и количества фрикционных дисков, привод выполнен в виде зубчатого венца, водила и двух установленных с зацеплением между собой, вал-шестерен, эубчатьпя венец установлен с зацеплением с одной из вал-шестерен, нажимные диски выполнены зубчатыми и установлены каждый с зацеплением с одной из вал-шестерен, причем зубчатое зацепление выполнено прямозубым, вал шестерни установлены шарнирно в водиле, а водило размещено в корпусе с возможностью поворота.

17

Г-Г

46ие 7

СоставительИ,Лукина

Редактор И.Дербак Техред M.Äèäûê Корректор С.Черни

Заказ 7927/39 Тирал 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Многодисковый тормоз Многодисковый тормоз Многодисковый тормоз Многодисковый тормоз Многодисковый тормоз Многодисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным тормозным устройствам. Тормозное устройство содержит тормозной ротор, тормозные колодки, которые могут вращаться вокруг оси самопроизвольного вращения, параллельной оси вращения тормозного ротора, поддерживающие элементы и прижимные устройства. При прижатии тормозных колодок к тормозному ротору тормозные колодки вращаются вокруг оси вращения относительно тормозного ротора, в то же время сцепляясь за счет трения с боковыми поверхностями тормозного ротора. Поддерживающие элементы прижимают тормозные колодки в направлении, перпендикулярном оси вращения, и сцепляют с возможностью трения внешние периферии тормозных колодок с цилиндрической поверхностью тормозного ротора соответственно. Тормозные колодки самопроизвольно вращаются вокруг оси самопроизвольного вращения после начала прижатия, но приходят в состояние покоя при увеличении прижимающего усилия. Достигаются уменьшение возможности изменений в тормозном моменте с прохождением времени и устойчивое формирование тормозного усилия в течение длительного времени. 6 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх