Устройство для определения положения судна

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для определения положения судна. Цель изобретения - повышение точности выбора и оптимизации курса и скорости судна при штормовании. Цель достигается тем, что устройство для определения положения судна, содержащее гирокомпас 1, датчики 2 крена и дифферента, датчики 3 направления и скорости ветра, связанные с аналого-цифровым преобразователем 11, блок 12 обработки информации, блок 14 сигнализации, блок 13 сравнения и блок 17 памяти, снабжено блоком 10 сбора данных, блоком 15 штормования, моделирующим процессором 18, панелью 16 управления и ввода данных, связанной с блоком 17 памяти, датчиком 4 осадки судна носом и кормой, датчиком 5 слеминга, датчиком 6 частоты обнажения винта, датчиком 7 заливаемости, датчиком 8 напряжения корпуса, датчиком 9 скорости судна, при этом гирокомпас и указанные датчики соединены с соответствующими им входами блока 10 сбора данных, выход которого последовательно соединен с аналого-цифровым преобразователем 11 и с входом блока 12 обработки информации, один из выходов которого соединен через блок 13 сравнения с блоком 14 сигнализации, выполненным с устройствами индикации и регистрации. Другой выход блока 12 обработки информации соединен с одними из входов блока 15 штормования, причем другой вход блока 15 штормования связан с панелью 16 управления и ввода данных через блок 17 памяти, один выход блока 15 штормования соединен с блоком 14 сигнализации, а другой выход блока 15 штормования соединен с входом моделирующего процессора 18, который одним своим выходом соединен с блоком 13 сравнения, а другим - с блоком 14 сигнализации. Устройство работает в двух взаимосвязанных режимах: определения момента начала штормования и штормования. В первом режиме показания датчиков сравниваются с их допустимыми значениями, которые вводятся в блок 17 памяти с панели 16 управления и ввода данных. Сравнение производится в блоке 15 штормования. Если текущие значения хотя бы одного из контролируемых параметров превышают допустимые, то вырабатывается предупредительный сигнал. Во втором режиме выбираются оптимальный курс и скорость судна при штормовании, переход в который осуществляется по команде оператора с панели 16 управления и ввода данных. По этому сигналу информация от всех датчиков поступает в блок 15 штормования, куда дополнительно поступают навигационные и другие ограничения. В блоке 15 штормования на основе математической модели судна по полученной информации выбирается оптимальный режим штормования - скорость и курс судна. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (!1) д1) 4 В 63 Н 25/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

По ИЗОТ ЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2i ) 4349154/40-11 (22) 27.11.87 (46) 30.12.89. Бюл. К-" 48 (72) И.В.Горюнов, С.В.Белов, А.А.Тер-Захарьякц и О.С.Шатохина (53) 629.72.014.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1020311, кл. В 63 Н 25/04, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ СУДНА (57) Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для определения положения судна. Цель изобретения — повышение точности выбора и оптимизации курса и скорости судна при штормовакии. Цель достигается тем, что устройство для определения положения судна, содержащее гирокомпас, датчики крена и дифферента, датчики направления и скорости ветра, связанные с аналого-цифровым преобразователем, блок обработки информации, блок сигнализации, блок сравнения и блок памяти, снабжено блоком сбора данных, блоком штормования, моделирующим процессором, панелью управления и ввода данных, связанной с блоком памяти, датчиком осадки судка носом и кормой, датчиком слеминга, датчиком частоты обнажения винта, датчиком заливаемости, датчиком напряжения корпуса, датчиком скорости судна, при этом гирокомпас и указанные датчики соединены с соответствующими им входами блока сбора данных, выход которого последовательно соединен с аналого-цифровым преобразователем и с входом блока обработки информации, один из вы2 ходов которого соединен через блок сравнения с блоком сигнализации, выполненнъ м с устройствами индикации и регистрации. Другой выход блока обработки информации соединен с одними иэ входов блока штормоваиия, причем другой вход блока штормования связан с панелью управления и ввода данных через блок памяти, один выход блока штормования соединен с блоком сигнализации, а другой выход блока штормовакия соединен с входом моделирующего процессора, который одним выходом соединен с блоком сравнения, а другим — с блоком сигкализации.

Устройство работает в двух взаимосвязанных режимах: определения момента начала штормования и штормования. В первом режиме показания датчиков сравниваются с их допустимыми значениями, которые вводятся в блок памяти с панели управления и ввода данных. Сравнение производится в блоке штормования. Если текущие значения хотя бы одного из контролируемых параметров превышают допустимые, то вырабатывается предупредительный сигнал. Во втором режиме выбираются оптимальный курс и скорость судна при нтормовании, переход в который осуществляется по команде оператора с панели управления и ввода данных. По этому сигналу информация от всех датчиков поступает в блок штормования, куда дополнительно поступают навигационные и другие ограничения. В блоке штормования на основе математической модели судна по полученной информации выбирается оптимальный режим штормования — екорость и курс судка. 4 ил.

1532432

Изобретение относится к судостроению,.а именно к устройствам для определения положения судна.

Цель изобретения — повышение точ-! 5 ,ности выбора и оптимизации курса и скорости судна при штормовании.

На фиг.1 показана блок-схема устройства для определения положения судна; на фиг.2 — блок обработки ин,формации; на фиг.3 " блок штормова ния; на фиг.4 — схема размещения датчиков на судне °

Устройство для определения положения судна содержит гирокомпас 1, дат- 15 чики 2 крена и дифферента, датчики 3 направления и скорости ветра, датчики 4 осадки судна носом и кормой, датчик 5 слеминга, датчик б частоты обнажения винта, датчик 7 заливаемос- 20 ти, датчик 8 напряжения корпуса, датчик 9 скорости судна, соединенные с соответствующими им .входами блока 10 сбора данных. Выход последнего ,последовательно соединен с аналогоцифровым преобразователем 11 и с входом блока 12 обрабоки информации, один из выходов которого соединен через блок 13 сравнения с блоком 14 сигнализации, выполненным с устройствами индикации и регистрации. Другой вы,ход блока 12 обработки информации .соединен с одним из входов блока 15

| ,,штормования, причем другои вход блока и . 15 штормования связан с панелью 16 управления и ввода данных через блок

17 памяти. Один выход блока 15 штор,.мования соединен с блоком 14 сигнали зации, а другой — с входом моделирующего процессора l8 который одним выходом соединен с блоком 13 сравнения, а другим — с блоком 14 сигнализации.

Устройство работает в двух взаимосвязанных режимах: определения момента начала штормования и штормонания (определения оптимального курса и . скорости судна с учетом ограничений и внешних условий).

В первом режиме по показаниям датчиков оценивается необходимость перехода к режиму штормования — из50 менению курса и скорости судна. Для этой цели с панели 16 управления и ввода данных в блок 17 памяти заносятся допустимые значения контролируемых параметров (устойчивость, водоизмещение, прочность, частота обна.жений винта, заливаемость палубы, слеминг), которые затем подаются н блок 15 штормования. В последнем текущие значения контролируемых параметров, поступающих от датчиков

2 4-8 через блок 10 сбора данных, аналого-цифроной преобразователь

11 и блок 12 обработки информации, сраннинаются с их допустимыми значениями. Если текущие значения хотя бы одного из контролируемых параметров превышают допустимые, то блок

15 штормования вырабатывает предупредительный сигнал необходимости перехода к режиму штормования и передает его на блок 14 сигнализации, где вырабатывается предупредительная (световая и звуковая) сигнализация, а также индицируются и регистрируются значения всех контролируемых параметров.

Во втором режиме выбираются оптимальный курс и скорость судна при штормовании. Для перехода к этому режиму оператор с панели 16 управления и ввода данных подает сигнал

"Режим штормонания". По этому сигналу вся текущая информация о состоянии судна и внешних условий с датчиков 1,2-9 через блок l0 сбора данных, аналого-цифровой преобразователь 11 и блок 12 обработки информации поступает н блок 15 штормования, куда дополнительно поступают с панели 16 управления и ввода данных через блок 17 памяти навигационные и другие ограничения. Внешние условия запоминаются в регистрах памяти блока

15 штормования. В последнем на основе математической модели судна по полученной информации выбирается оптимальный режим штормования (скорость и курс судна). Выбранные оптимальные значения курса и скорости вместе с предлагаемыми параметрами состояния судна (прочность корпуса, устойчивость, водоизмещение, заливаемость, слеминг, обнажение винта) подаются на блок 14 сигнализации, на моделирующий процессор 18. Последний на основе поступившей информации и математической модели судна моделирует н динамике процесс перехода к оптимальному штормованию: определяет порядок изменения курса и скорости, а также оценивает безопасность процесса перехода. После этого он вырабатывает рекомендации по обеспечению перехода и оптимальному штормованию и передает их на блок .14 сигнализа1532432 мает вид:

4 (Ххх + Ъ ) о (Т )2.. Р о.

Т,=2)т

50 где Т

D хх ции на отображение. Затем реально осуществляется процесс перехода к режиму оптимального штормования. При этом фактическая информация о состоянии судна, получаемая в блоке 12 обработки информации, подается на блок

13 сравнения, куда также поступают результаты прогноза ситуации с моделирующего процессора 18. В блоке 13 сравнения текущие значения параметров судна сравниваются с полученными в результате моделирования. В соответствии с импульсами тактового генератора 20 информация последовательно передается в каналы обработки. В первом канале информация об осадке носом и кормой поступает на сглаживающий фильтр 21, затем на блок 22 вычитания, где определяется дифферент судна и на блок 23 вычисления текущего водоизмещения. !1а вход второго канала обработки поступают данные о бортовой и килевой качке с датчиков

2 крена и дифферента. Эти данные подвергаются осреднению на сглаживающем фильтре 24. С помощью дифференцирующих устройств.25 и 26,определяются скорость и ускорение бортовой и килевой качки. Полученные значения углов, скорости и ускорения качки подаются на блок 27 оценки постоянной С методом наименьших квадратов. Параллельно углы бортовой и килевой качки подаются на коррелятор 28 на линиях задержки во времени, где определяются периоды бортовой и килевой качки.

Данные о периоде бортовой качки и постоянная С из блока 27 подается в блок 29 вычисления метацентрической высоты. Блок 27 расчета постоянной

С и блок 29 расчета метацентрической высоты функционируют по следующему алгоритму. Метацентрическая высота определяется на основании зависимос- ти для периода колебаний судна на тихой воде: период собственных бортовых колебаний, определяемый в корреляторе 28 на линиях задержки," текущее водоизмещение судна; поперечный момент инерции относительно продольной оси; присоединенный момент инерции.

Таким образом, формула для вычисления метацентрической высоты приниВеличина I„„+ Я += С находится путем несложных преобразований на основе метода наименьших квадратов из уравнения свободных колебаний судна на тихой воде: где A оценивается на основании модельных или натурных экспериментов рассматривается как постоянная для данного судна и вводится в блок 27 расчета постоянной С.

Период килевой качки подается в счетчик 30 количества ударов днища о воду и в счетчик 31 количества обнажений винта, на второй вход счетчика 30 количества ударов днища о воду подается через блок 19 коммутации информация с датчика 5 слеминга, а на второй вход счетчика 31 количества обнажений винта — с датчика б частоты обнажений винта. Полученная информация (дифферент судна, водоиэ» мещение, углы, скорость и ускорение бортовой и килевой качки, период бортовой качки, количество ударов днища о воду, количество обнажений винта) подается на вход блока 15 штормования.Кроме того, на вход последнего по шине данных блока 12 обработки информации поступает информация о курсе и скорости судна, внешних условиях и параметры заливаемости.

Информация с блока 12 обработки информации поступает также на вход блока 13 сравнения. Информация поступает с выхода блока 24 сглаживающего фильтра дифференцирующего устройства 26.Таким образом, в блоке 13 сравнения анализируются текущие эначения углов и ускорений бортовой качки путем сравнения с соответствующими параметрами, полученными на основ е моделиров ания.

Блок 15 штормования работает следующим образом.

С выхода блока 1! обработки данных информация поступает на блок 32 коммутации, с которого в соответствии с импульсами, подаваемыми с так 1532432 тавого генератора 33, она поступает в каналы предварительной обработки блока 15 штормования. Информация (водоизмещение, остойчивость, углы, сИорость, ускорение бортовой и килевой качки, периоды бортовой и килевой к чки, количество ударов днища о воду. к личество обнажений винта, заливае ость), с помощью которой определя- 10 е ся момент расхода к штормованию, п следовательно подается в блок 34 с авнения, на второй вход которого п даются из блока 17 памяти величин, характеризующие допустимые знач ния этих параметров. После обнаруж ния превышения хотя бы по одному н параметров допустимого значения в м кропроцессор 35 поступает сигнал о переходе системы во второй режим 2р ф нкционирования.

На основе данных о внешних услов х, текущих курсе и скорости судн, ограничений, поступающих из блок 17 памяти, и модели поведения 75 с дна, в микропроцессоре 35 вырабатываются оптимальные значения курса и скорости, при которых контролируемые параметры окажутся не пре! в осходящими допустимые и подаются 30 а отображение в блок 14 сигнализаи. Кроме того, в блок 14 сигналиации и моделирующий процессор 18 оступают имеющиеся данные о харакеристиках судна и внешней среде. а основе этой информации судоводитель принимает решение об изменении птурса и скорости судна н с панели 16 фвода данных подает сигнал через блок l7 памяти в микропроцессор 35 пере- О хода системы к контролю за процессом перехода судна на новый курс и/или скорость.

Контроль за изменением параметров внешней среды осуществляется следую«цим образом.

Начальные значения параметров внешней среды, соответствующие моМенту перехода к режиму штормования, подаются из микропроцессора 35 в регистр 36 памяти. Затем через определенные промежутки времени текущие параметры подаются на блок 37 вычитания, на второй вход которого поступает информация из регистров 36.

Полученная разность поступает в блок

38 сравнения, где сравнивается с допустимыми значениями изменения внешних условий, которыми можно пренебречь, Если внешние условия изменились значительно, то с блока 38 сравнения поступает в микропроцессор 35 сигнал о необходимости найти новые оптимальные значения курса и скорости. Если новые значения курса и скорости судна отличаются от начальных, система вырабатывает предупредительную сигнализацию н подает их на отображе-. ние в блок 14 сигнализации.

Поворот судна на рекомендованный курс в штормовых условиях занимает незначительный промежуток времени, о в среднем на 1 приходится 2-3 с, таким образом, поворот на 90 займет

3-4,5 мин. Поэтому прогнозировать все контролируемые параметры не представляется необходимым, так как текущие величины слеминга, остойчивости и количества обнажений винта не могут быть оценены с высокой точностью за такой короткий отрезок времени. Достаточно определить максимальные значения углов и ускорений бортовой качки судна,, которые возникают при переходе на новый курс.

Формула изобретения

Устройство для определения положения судна, содержащее гирокомпас, датчик крена и дифферента, датчики направления и скорости ветра, связанные с аналого-цифровым преобразователем, блок обработки информации, блок сигнализации, блок сравнения и блок памяти, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности выбора и оптимизации курса и скорости судна прн штормовании, устройство снабжено блоком сбора данных, блоком штормования, моделирующим процессором, панелью управления и ввода данных, связанный с блоком памяти, датчиками осадки .судна носом и кормой, датчиком слеминга, датчиком частоты обнажения винта, датчиком заливаемости, датчиком напряжения корпуса, датчиком скорости судна, при этом гирокомпас н указанные датчики соединены с соответствующими им входами блока сбора данных, выход которого последовательно соединен с аналого-цифровым пресбразователем и с входом блока обработки информации, один иэ выходов ксторого соединен через блок сравнения с блоком сигнализации, выполненным с устройствами индикации и регистрации, а другой выход блока обработки информации — с одними из входов блока штормования, причем другой вход блока штормования связан с панелью управления и ввода данных через блок памяти, один выход блока штормования соединен с блоком

3532432

io сигнализации, а другой выход блока штормования соединен с входом моделирующего процессора, который одним выходом соединен с блоком срав5 нения, а другим - с блоком сигнализации.

Фиг. 2

1532432

Составитель А. Печерица

Техред Л.Сердюкова Корректор Л.Патай

1 Редактор М.Петрова

Заказ 8056/29

Тираж 373

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для определения положения судна Устройство для определения положения судна Устройство для определения положения судна Устройство для определения положения судна Устройство для определения положения судна Устройство для определения положения судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судовой автоматике, в частности к авторулевым

Изобретение относится к автоматическому управлению судами и улучшает эксплуатационные характеристики путем сокращения времени обнаружения неисправностей и повышения качества контроля

Изобретение относится к судостроению и предназначено для реализации автоматического управления движением морского судна

Изобретение относится к судовождению, в частности к системам автоматического управления движением морских судов с использованием приемника спутниковой навигационной системы, датчика угловой скорости, вычислителя

Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности к стабилизации корабля при возмущениях

Изобретение относится к судостроению и предназначено для автоматического управления движением морского судна

Изобретение относится к судовождению, в частности к автоматическому управлению движением широкого класса морских и речных судов

Изобретение относится к судостроению и предназначено для реализации автоматического управления движением морского судна

Изобретение относится к области судовождения, в частности к системам автоматического управления продольным движением судна

Изобретение относится к области управления движением судна при наличии (появлении) сильных возмущений (течений, ветра), в частности специальными судами, которые предназначены для движения по строго заданной траектории (относительно дна)

Изобретение относится к области судовождения, в частности к управлению движением судна как в открытых акваториях, так и в узкостях по заданному фарватеру

Изобретение относится к судостроению, а именно к средствам автоматического управления движением судов
Наверх