Зубчатый механизм

 

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано в механизмах, обеспечивающих задержку включения ведомого элемента после включения ведущего. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем задержки передачи момента на нагруженный тормозным реактивным моментом ведомый элемент механизма, а также сокращение осевых габаритов, повышение долговечности путем уменьшения контактных напряжений в момент заклинивания, импульсная передача момента и упрощение конструкции. Механизм содержит центральное колесо 1, планетарные колеса 2 и 10, установленные на водиле 3, и элементы ограничителей вращения колес 1,2 и 10, выполненные в виде стержней (в т.ч.подпружиненных) либо вставок из упругих материалов. Вращение ведущего элемента, например колеса 1, происходит без передачи момента на ведомый элемент - водило 3 до тех пор, пока элементы ограничителя вращения не входят друг с другом в контакт, в результате чего происходит заклинивание колес 1, 2 и 10. В случае выполнения элементов ограничителей подпружиненными либо из упругих материалов может быть осуществлена передача момента импульсами при непрерывном вращении ведущего элемента механизма. 4 з.п.ф-лы. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A BTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ г) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

21) 4311520/25-27; 4318554/25-27;

320824/25-27 (22) 02.10.87 (46) 30.12.89. Бюл. № 48 (75) В. В. Арсеньев (53) 621 825.5(088.8) (56) Справочник конструктора точных приборов/Под ред. И. Я. Левина. М.: Гос. изд-во оборонной промышленности, 1953, с. 537 — 541. (54) ЗУБЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиноетроению и приборостроению и может быть йспользовано в механизмах, обеспечивающих задержку включения ведомого элемента после включения ведущего. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем задержки персдачи момента на нагруженный тормозным реактивным моментом ведомый элемент механизма, а также сокращение осевых габаритов, повышение дол„„SU „„1532750 (Ю 4 F 16 D 43 26 F 16 Н 35 00 говечности путем уменьшения контактных напряжений в момент заклинивания, импульс ная передача момента и упрощение кон струкции. Механизм содержит центральное колесо 1, планетарные колеса 2 н 10, установленные на водиле 3, и элементы ограничителей вращения колес 1,2 и 10, выполненные в виде стержней (в т.ч. подпружиненных) либо вставок из упругих материалов. Вра щение ведущего элемента, на пример колеса I, происходит без передачи, момента на ведомый элемент — водило 3 до тех пор, пока элементы ограничителя вращения не входят друг с другом в контакт, в результате чего происходит заклинивание колес 1,2 и 10. В случае выполнения элементов ограничителей подпружиненными либо из упругих материалов может быть осуществлена передача момента импульсами при непрерывном вращении ведущего элемента механизма. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

1532750

1 ;зсбрстепие относится к машиностроеi!IiIо и приборостроению и может быть ис) пс>л:,:,„,I>;IIII> в механизмах, обеспечивающих зя ссржк) включения ведомого элемента пос-с включения ведущего. . . -.ль изобретения — расширение функшц>н;i,|ы ых возможностей путем задержки пере,ьяпи момента на агруженный тормозным моментом ведомый элемент механизма, я также сокращение осевых габари1ов, повышение долговечности путем умень репин контактных напряжении в момент

1 . яклинивяния, импульсная передача момента

ld упрощение конструкции.

Ня фи . показана кинематическая схема механизма; на фиг. 2 — элемент гряпичителя, выполненный на зубе колеса; .я фиг. 3 то же, выполненный на

>,,Iлине; пя фиг. 4 — — то же, выпол ill!:.ié поляру>кипенным; на фиг. 5 — - ки ех>ятическяя схема механизма с внутренним зацеплением; на фиг. 6 — то же, с до,,:полнительным зубчатым колесом; на фиг. 7— ,механизм согласно фиг. 6, сечение.

Мехаi ilз;I { фиг. I ) солсржит централь ное зубчатое колесо 1, планетарное зубчатос колесо 2, установлешюе на водиле 3,, ня зубе 4 oлного из зубчатых колес закреп|.II II элсмепз. 5 ограничителя, второй элемент

)6 которого расположен ня лне впалины 7 г

l. Ið>, гого зубчатого колеса. Эл"-менты о и 6

:<» ðàçóK>T ограничитель вращения зубчатых колес и 2. Указанные элементы могут быть выполнены из упругих материалов либо в ниле ст ржней, закрепленных, например запрессованных, в уб и во впадину, либо III II!0,1Hi. Ilvl в виде полпружиненного

;,стержня 8. Элементы ограничителей могут быг,-. закреплены тякжс II;l торцах зубча тых колес.

1(ентряльное зубчатое колесо может быть выполнено в виде колеса 9 с внутренним зацеп.1ением. По лругому варианту дополни.тельное зубчатое колесо !О установлено ня водиле 3 и образуют зубчатую передачу с колесом 2. Ось колеся 10 расположена в плоскости осей зубчатых колес 1 и 2.

Б зубчатом колесе 2 выполнено диаметральное отверстие 1, в котором установлены с обеих сторон элементы ограничителей вращения колес 2 и 10, жестко соединенные между собой, образуя стержень 12. На дополнительном колесе 10 установлен стержень 13, длина которого F определяется из выражения гле -1 межцентровое расстояние;

Л вЂ” расстояние между осью вращения колеса и выступом в его впадине;

D расстояние между осью вращения колеса н выступом на его зубе.

Стержень 13 вместе с одним из концов стержня 1 2 образует ограничитель вращения колес 2 и 10.

На водиле может быть закреплен противовес 14.

Механизм работает следующим образом.

При вращении колеса 1 водило 3 неподвижно. Колеса 1 и 2 вращаются свободно, так как элементы 5 и 6 ограничителя не взаимодействуют с элементами зубча-!

О того зацепления. При возникновении контакта между элементами 5 и 6 последние заклинивают колеса 1 и 2 и механизм начинает вращаться как единое целое, передавая момент на водило 3.

Аналогично работает механизм с колесом 9, имеющим внутреннее зацепление, и механизмы с дополнительным колесом 10.

В последнем случае для заклинивания колес 1, 2 и 10 необходимо обеспечить одновременный контакт между элементами огра ничителей, расположенными на колесах, 1, 2 и 10. В случае возникновения контакта между указанными элементами на одной из пар колес, например между колесами 1 и 2, стержень 12 переместится в отверстии 11, заклинивание колес 1 и 2 не произойдет. То же произойдет и в случае контактирования между стержнем 13 на колесе 10 и концом стержня 12 на колесе 2.

Необходимость одновременного за клинивания двух ограничителей (для пар колес 1, 2 и 2, !О) позволяет увеличить величину задержки передачи момента на ведомый элемент механизма.

Возврат механизма в исходное положение осуществляется обратным вращением ведущего элемента.

Механизм обратим.

Для обеспечения лучшей работы механизма необходимо, чтобы момент сопротивления вращению ведомого элемента превышал

40 с ммарный момент трения ведущих звеньУ ев. Например, при вращении колеса 1 момент сопротивления вращению водила 3 должен быть больше, чем результирующий момент от сил трения в зубчатой передаче и в шарнире колеса 2 (фиг. 1), либо в зубчатых передачах, шарнирах колес 2 и 10 и в отверстии 11 при перемещении в нем стержня 12 (фиг. 6).

В случае применения подпружиненных стержней 8 снижаются контактные напряжения в момент заклинивания, что повышает

" долговечность механизма. Такое выполнение указанных элементов, а также их выполнение из упругих материалов позволяет передавать момент на ведомый элемент механизма импульсами при непрерывном враще55 нии ведущего элемента, а также сократить осевые габариты, так как последние в этом случае не превышают габариты зубчатых колес, Выполнение элементов ограничителей из упругих материалов (например, упругих!

532750

Формула изобретения

Фиг. 2

Фиг.1 полимеров, приклеенных к колесам) упрощает конструкцию механизма.

Предложенный механизм позволяет получить большие величины задержки. передачи момента на ведомый вал механизма (кото рые могут составлять тысячи оборотов ведущего вала) .!. Зубчатый механизм, содержащий ки- !О нематически связанные между собой зубчатые колеса и ограничитель их относительного вращения, выполненный в виде расположенных на зубчатых колесах с возможностью взаимодействия между собой эле- !1 ментов, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем задержки передачи момента на нагруженный тормозным моментом ведомый элемент механизма, он снабжен водилом, ось вращения которого совпадает с осью од- 20 ного из зубчатых колес, другое зубчатое колесо установлено на водиле, один из элементов ограничителя выполнен в виде выступа на вершине зуба, а другой — в виде выступа во впадине, при этом расстояние 25 от вершины зуба до выступа во впадине на одном колесе больше высоты зуба на другом колесе, расстояние от основания зуба до выступа на нем на одном колесе меньше глубины впадины на другом колесе, а сумма расстояния от оси вращения од- 30 ного колеса до выступа в его впадине и расстояния от оси вращения другого колеса до выступа на его зубе больше межцентрово- го расстояния колес, расстояние от выступа зуба до впадины на одном колесе больше расстояния от вершины зуба до выступа 3 во впадине на другом колесе. ь

2. Механизм по и. 1, отличающийся тем, что, с целью сокращения осеBblx габаритов. выступы выполнены в виде стержней.

3. Механизм по п. !, отличающийся тем, что, с целью увеличения величины задержки, он снабжен устайовленным на водиле с возможностью вращения и образующим зубчатую передачу дополнительным зубчатым колесом, ось которого распо.гожена в плоскости осей зубчатых колес, и дополнительным ограничителем вращения, один из элементов которого расположен иа дополнительном зубчатом колесе, а другой— на установленном на водиле другом зубчатом колесе, при этом расположенные на последнем элементы ограничителя вращения выполнены в виде стержней, соединенных между собой и установленных с возможностью перемещения в предусмотренном в этом колесе диаметральном отверстии, суммарная длина стержней определяется из выражения

F) — D — 8, где F — длина стержней;

А — — межцентровое расстояние;

0 — расстояние между осью вращения колеса и выступом на его зубе;.

 — расстояние между оськг врагцения колеса и выступом в его впадине.

4. Механизм по llll. 2 и 3, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем уменьшения контактных напряжений в момент заклинивания и импульсной передачи момента, стержни подпружинены в радиальном направлении.

5. Механизм по пп. 2 и 3, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, стержень выполнен из упругого материала.

1532750 бил. Ч

Составитель М. Камкин

Редактор M. Келемеш Техред И. Верес Корректор Т. Палий

Заказ 8086/45 Тираж 72! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 10!

Зубчатый механизм Зубчатый механизм Зубчатый механизм Зубчатый механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в манипуляторе для механизации процессов лазерного упрочнения изделий типа тел вращения

Механизм // 1388611
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи прерывистого вращения в механизмах управления

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в устройствах, где необходима периодическая остановка отдельных узлов и механизмов при непрерывной работе других механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращения между валами

Муфта // 626278
Наверх