Привод запорного элемента трубопровода

 

Изобретение относится к турбостроению, а именно к вихревым машинам, и может быть использовано в качестве привода регулирующей арматуры магистральных трубопроводов и позволяет расширить функциональные возможности привода путем обеспечения его реверсивности, а также повысить эффективность привода. Сущность изобретения состоит в том, что в качестве серводвигателя использована вихревая машина, автоматический реверс вращения которой обеспечивается особенностями ее конструкции, что позволяет свести к минимуму количество механических передач в приводе и исключить специальное устройство газораспределения для управления реверса вращения. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИК

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБ1 ""E TEÈÈß

К А BTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСВ"".У

ГОСУД АРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО И306РЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ CCCP (21) 4277691/24-06 (22) 08.07.87 (46) 23.01.90. Бюл. У 3 (71) МВТУ им. H.Ý.Áàóìàíà (72) В.Н.Сергеев (53) 621.438(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1285196, кл. F 04 D 17/06, 1985. (54) ПРИВОД ЗАПОРНОГО ЭЛЕМЕНТА ТРУБОПР ОВОДА (57) Изобретение относится к турбостроению, а именно к вихревым машинам, и может быть использовано в качестве привода регулирующей арматуры магистральных трубопроводов и

Изобретение относится к турбостроению, а именно к вихревым машинам, и может быть использовано в качестве привода регулирующей арматуры магистральных трубопроводов.

Целью изобретения является расширение функциональных воэможностей привода путем обеспечения его реверсивности, а также повышение КПД вихревой машины.

На фиг.1 показана схема привода запорного элемента трубопровода; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг ° 3 — сечение Б-Б на фиг.2;на фиг ° 4 — рабочее колесо вихревой машины с поворотными лопатками.

Привод содерллт вихревую машину, состоявшую иэ фланца и цилиндрического выступа 2, имеющего канал 3 подвода газа, стаканообраэного рабочего колеса 4 с закрепленным (51) 5 F 16 К 31/16; F 01 D 1/08;

04 D 17/08 позволяет расширить функциональные воэможности привода лутс-м обеспечения его реверсирования, а также повысить эффективность привода. Сущность изобретения состоит в том, что в качестве серводвигателя использована вихревая машина, автоматический реверс вращения которой обеспечивается особенностями ее конструкции, что позволяет свести к минимуму количество механических передач и приводе и исключить специальное устройство газораспределения для управления реверса вращения. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. на его внутренней поверхности лопатками 5 и установленного над выступом 2 с образованием канала 6 с размещенным в нем отсекателем 7, и механическую передачу, которая содержит червячное колесо 8 и зубчатое колесо 9.

Привод снабжен ограничителем 10 окружного смещения и втулкой 11, установленной на выступе 2 с возможностью окружного смещения и подпружиненной к фланцу 1 тарельчатой пружиной 12. Отсекатель 7 закреплен на втулке 11 и имеет дугообразный паз

13, в котором размещен ограничитель

10 окружного смещения, закрепленный на фланце 1. Червячное колесо 8 saкреплено на наружной поверхности стаканообраэного рабочего колеса 4, а зубчатое колесо 9 — на оси 14 эаслонкн 15.

1537945

В теле выступа 2 выполнен канал

16 для отвода газа, соединенный с выходным патрубком 17. На входном патрубке 18 установлен вентиль 19. Натяжение пружины 12 может быть отре5 гулировано гайкой 20. Рабочее колесо 4 установлено на подшипниках 21.

Лопатки 5 на колесе 4 могут быть установлены на шарнирах 22 с образованием зазора 23 между колесом 4 и червячным колесом 8.

Привод работает следующим образом.

Рабочий гаэ открытием вентиля 19 подается через входной патрубок 18 и канал 3 подвода газа в кольцевой канал 6. Проходя по каналу 6, газ взаимодействует с лопатками 5 рабо чего колеса 4, вращая его против часовой стрелки. Выходит газ из канала 6 через канал 16 отвода газа в выхлопной патрубок 17. При работе вихревой машины в этом случае на отсекатель 7 действует перепад давлений, стремящийся развернуть втулку

11 с отсекателем 7 относительно выступа 2 вправо. Однако этому повороту препятствует сила трения между торцом втулки 11 и фланцем 1, обеспечиваемая пружиной 12.

Вращаясь против часовой стрелки, рабочее колесо 4 приводит в действие механическую передачу, в результате чего происходит поворот заслонки 15. Поворот заслонки 15 ограничен- двумя крайними положениями

"Открыто" и нЗакрыто".

Ограничители этого поворота на чертеже не показаны. В момент окончания поворота заслонки 15 зубчатое 40 колесо 9, а следовательно, и червячное колесо 8 и рабочее колесо 4 вихревой машины резко останавливаются.

Резкая остановка рабочего колеса 4 45 вихревой машины равносильна пусковому режиму, при котором резко возрастает перепад давлений на отсекателе 7. Возросший перепад давлений на отсекателе 7 приводит к его раз.вороту вместе с втулкой 11 относительно выступа 2 вправо по часовой стрелке.

Поджатый пружиной 12 торец втулки

11 срабатывает в этом случае как муфта предельного момента ° Разворот от55 секателя 7 происходит в пределах дугообразного паза 13. Новое положение отсекателя 7 с втулкой 11 на фиг.2 изображено пунктиром. В этом случае направление движения газа по каналу

6, а следовательно, и рабочего колеса 4 будет противоположным, и происходит поворот заслонки 15 до другого крайнего положения.

Останов движения заслонки 15 в любом иэ положений осуществляется прекращением подачи газа в машину перекрытием вентиля 19. В момент рез кой остановки колеса 4 одновременно с резким возрастанием перепада давлений на отсекателе 7 возрастают и перепады на каждой иэ лопаток 5.Это возрастание перепадов разворачивает каждую из лопаток 5 на угол 2о относительно осей шарниров 22. Такому развороту способствуют также инерционные силы, действующие на рабочее колесо 4 в момент резкой остановки.

Изменение наклона лопаток 5 на противоположный ири различных направлениях вращения рабочего колеса 4 позволяет улучшить обтекание лопаток 5 газом.

Формула изобретения

1. Привод запорного элемента трубопровода, содержащее вихревую машину, состоящую из фланца и цилиндрического выступа, имеющего канал подвода газа, стаканообраэного рабочего колеса с закрепленными на его внутренней поверхности лопатками, установленного над выступом с образованием канала с размещенным в нем отсекателем, и механическую передачу, отличающийся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем обеспечения реверсивности, привод снабжен ограничителем окружного смещения и втулкой, установленной на выступе с воможностью окружного смещения и подпружиненной к фланцу, отсекатель закреплен на втулке и имеет дугообразный паз, в котором размещен ограничитель окружного смещения, закрепленный на фланце, механическая передача содержит червячное и зубчатое колеса, причем червячное колесо закреплено на наружной поверхности стаканообразного рабочего колеса, а зубчатое колесо закреплено на запорном элементе.

5 (2. Привод по и.1, о тл и ч а юшийся тем, что, с целью повышения КПД вихревой машины, лопатки

15379ч5 6 на колесе установлены шарнирно с возможностью поворота в его плоско.сти вращения.

21

21

Составитель А.Зитынюк

Редактор А.Шандор Техред Л.Сердюкова Корректор N,Шарощи

Заказ 158 Тираж 561 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Привод запорного элемента трубопровода Привод запорного элемента трубопровода Привод запорного элемента трубопровода Привод запорного элемента трубопровода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компрессоростроению и позволяет повысить КПД компрессора на частичных режимах ;путем перепуска части рабочего тела (РТ) из зоны отсекателя 6 в рециркуляционный канал (РК) 9, сообщенный через сопла, на рабочее колесо 7, Сопла размещены в дополнительных патрубках 4 и.5

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет повысить КПД машины

Изобретение относится к турбостроению и позволяет повысить КПД турбины

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет повысить КПД при работе в турбинном режиме
Наверх