Судовая установка малого хода

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым установкам малого хода с механическими передачами на гребной винт. Цель изобретения - упрощение конструкции установки и повышение ее надежности. Для обеспечения малых ходов включается вспомогательный двигатель, вращениие от которого через зубчатые втулки и муфту передается червяку 10, а от него - червячному колесу 19. При этом за счет сил трения, возникающих между прижимным диском 34, промежуточным диском 37 и фрикционом 35, прижимной диск 34 поворачивается и прижимает червячное колесо 19 к кольцевому выступу 32 полой втулки 21. Возникающие при сжатии силы трения обеспечивают передачу крутящего момента от червячного колеса 19 к полой втулке 21, затем через зубчатую втулку 25, упругий элемент 24 и втулку 23 - на фланец 22 и гребной вал 4. При включении разобщительной муфты и вращении гребного вала 4 с гребным винтом происходит автоматическое отключение установки малого хода от главного двигателя. Для гашения вибраций и динамических ударов во время включения установки и улучшения работы трансмиссии между втулкой 25 и фланцем 23 гребного винта расположен упругий элемент 24 типа резиновой шины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

nw в (51) 5 В 63 H 23/18, 23/30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4354880/40-11 (22) 04.01.88 (46) 07.02.90. Бюл. М 5 (72) O,Е.Мезенцев и А.М.Чернышов (53) 629.12-8 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 1207900, кл, В 63 H 21/20, 23/06, 1982.

2 (54) СУДОВАЯ УСТАНОВКА МАЛОГО ХОДА (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым установкам малого хода с механическими передачами на гребной винт. Цель изобретения - упрощение конструкции установки и повышение ее надежности.

Для обеспечения малых ходов включается вспомогательный двигатель „вращение от которого через зубчатые втулки и муфту передается червяку

10, а от него — червячному колесу

19, При этом за счет сил трения, возникающих между прижимным диском

34, промежуточным диском 37 и Фрикционом 35, прижимной диск 34 поворачивается и прижимает червячное колесо 19 к кольцевому выступу 32 полой втулки 21. Возникающие при сжатии силы трения обеспечивают передачу крутящего момента от червячного колеса 19 к полой втулке 21, затем

4 через зубчатую втулку 25, упругий элемент 24 и втулку 23 — на фланец

22 и гребной вал 4. При включении разобщительной муфты и вращении гребного вала 4 с гребным винтом происходит автоматическое отключение установки малого хода от главного двигателя. Для гашения вибраций и динамических ударов во время включения установки и улучшения работы трансмиссии между втулкой 25 и фланцем 23 гребного винта расположен упругий элемент 24 типа резиновой шины. 2 э.п. ф-лы, 3 ил, Изобретение относится к судострое- 20 нию, в частности к судовым установкам малого хода с механическими передачами на гребной винт.

Целью изобретения является упрощение конструкции установки и повы- 25 шение ее надежности.

На фиг. 1 изображена схема судовой установки; на фиг. 2 — установка, продольный разрез; на фиг. 3 — узел червячного колеса, разрез, ЗО

Судовая установка 1 малого хода, входящая в состав силовой установки судна с гребным двигателем 2, разобщительной муфтой 3, гребным валом

4, гребным винтом 5, содержит вспомо- 3g гатепьный двигатель 6, закрепленный на корпусе 7. !

В корпусе 7 на подшипниках 8 и 9 установлен червяк 10, на валу которого в верхней части на винтовых шлицах 11 установлена зубчатая втулка 12. На конце вала червяка имеется упорная гайка 13, а между этой гайкой и зубчатой втулкой 12 расположены пружина 14 и подшипник 15. Зубчатая 4 втулка !2 упирается в тормознсй диск

16, неподвижно закрепленный на корпусе 7. На выходном валу двигателя 6 установлена зубчатая втулка 17, а зубчатая муфта 18 снабжена двумя внут ренними зуб- атыми венцами, которые находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми венцами втулок 12 и 17.

Червяк 10 взаимодействует с червячным колесом 19, ус гановленным на

C $ подшипнике 20 скольжения на полой втулке 21, внутри которой проходит гребной вал 4, Полая втулка соединена с гребным валом посредством фиан! ца 22, фланцевой втулки 23, упругого элемента 24 и зубчатой втулки 25

1 взаимодействующеи с зубчатым венцом, который имеется на кормовом конце полой втулки, Последняя установлена на подшипниках 26 и 27, закрепленных крышками 28 и 29 на корпусе 7, и уплотнена манжетами 30 и 31В носовой асти полой втулки 21 имеется кольцевой выступ 32, в который своим торцом упирается червячное колесо 19. В кормовой части втулки

21 имеется винтовая нарезка 33, на которой свободно установлен прижимной диск 34.

Между червячным колесом 19 и прижимным диском 34 расположены фрикцион 35, свободно насаженный на штифты 36 и постоянно взаимодействующий с червячным колесом, и промежуточный диск 37, соединенный с прижимным диском 34 шлицами 38 и подпружиненными болтами 39 с пружинами 40, Между подшипником 26 и шлицевой частью 33 на втулке 21 установлено ограничительное кольцо 41.

Установка малого хода работает следующим образом.

Для обеспечения малых ходов судна включается вспомогательный двигатель

6, крутящий момент от вала двигателя через зубчатую втулку 17, муфту

18 и зубчатую втулку 12 передается червяку 10. При этом зубчатая втулка 12 поворачивается на винтовых шлицах 11, сжимает пружину 14 и упирается в гайку 13, выходя иэ соприкосновения с тормозным диском 16.

Червяк 10 передает крутящий момент червячному колесу 19, от котоОтключение установки происходит следующим образом. Как только полая втулка 21, соединенная с гребным ва" лом, начнет вращаться быстрее, чем червячное колесо 19, прижимной диск

34 повернется на винтовой нарезке 33, переместится влево и отведет промежуточный диск 37 от соприкосновения с червячным колесом 19. При этом прижимной диск 34 упрется в ограничительное кольцо 41, а червячное колесо 19 получит возможность свободно вращаться на полой втулке 21.

При выключенном вспомогательном двигателе 6 и вращающемся гребном вале 4 червячное колесо 19 удержива40

15411 рого приводится во вращение фрикцион

35 при помощи штифтов 36, 3а счет сил трения, возникающих между прижим ным диском 34, промежуточным диском

37 и Фрикционом 35, прижимной диск

34 поворачивается и перемещается по винтовым шлицам 33, прижимая червячное колесо 19 к кольцевому выступу

32 полой втулки 21. Возникающие при сжатии силы трения еще более стараются повернуть прижимной диск 34, тем самым прижимая его к кольцевому выступу 32. Этим обеспечивается передача крутящего момента от червячного колеса 19 к полой втулке 21, а затем через зубчатую втулку 25, упругий элемент 24 и втулку 23 - на фланец

22 и гребной вал 4.

При выключении вспомогательного 20 двигателя б передача крутящего момента от него прекращается. Пружина

14 перемещает зубчатую втулку 12 и прижимает ее к тормозному диску 16, происходит торможение вала двигателя 25 б, червяка 10 и всей установки, При работе установки разобщительная муфта 3 выключена, главный двигатель может быть остановлен или ра6отать на холостом ходу. 30

При включении разобщительной муфты 3 и вращении гребного вала 4 с гребным винтом 5 от главного двигателя 2 происходит автоматическое отключение установки 1 малого хода.

6 ется от раскручивания заторможенным червяком 10. ,Формула и зобрете ни я

С удо ва я уста нов ка малого хода, содержащая вспомогательный двигатель и механическую трансмиссию для передачи вращения бт этого двигателя на гребной вал, причем механическая трансмиссия включает в себя охватывающую гребной вал полую втулку с кольцевым выступом, на которой ïîñредством подшипника установлено ведомое червячное колесо с возможностью взаимодействия с червяком, на валу которого установлена зубчатая муфта для соединения его с двигателем, отличающаяся тем, что, .с целью упрощения конструкции установки и повышения ее надежности, она снабжена прижимным диском со шпицами и винтовой нарезкой и промежуточным диском и фрикционом, причем упомянутая полая втулка на противоположном от кольцевого выступа конце выполнена с винтовой нарезкой, взаимодействующей с винтовой нарезкой прижимного диска, при этом фрикцион и промежуточный диск установлены между прижимным диском и ведомым червячным колесом, а промежуточный диск выпол" нен с возможностью взаимодействия со шпицами прижимного диска, 2. Установка по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена тормозным диском, закрепленным на корпусе и охватывающим вал червяка, и двумя зубчатыми втулками, одна из которых установлена на винтовых шлицах на валу червяка с возможностью упругого взаимодействия с тормозным диском, а другая - на выходном валу вспомогательного двигателя, причем зубчатая муфта выполнена с двумя внутренними зубчатыми венцами и установлена с возможностью взаимодействия с зубьями вышеупомянутых втулок.

3. Установка по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена упругим элементом, установленным между полой втулкой и фланцем гребного вала.

Составитель В. Горелов

Техред M.дилык Корректор Э.Лончакова

Редактор С. Пекарь

Заказ 257 Тираж 364 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета о изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, 11осква, iN-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Судовая установка малого хода Судовая установка малого хода Судовая установка малого хода Судовая установка малого хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению ,в частности к судовым силовым установкам, и касается способа управления работой фрикционной муфты сцепления

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к скоростным судам, которым по эксплуатационным особенностям необходимо иметь два основных режима движения, например, экономичный и полный ход. Скоростное судно состоит из корпуса и двух расположенных побортно двигательно-движительных комплексов, каждый из которых включает в свой состав двигатель, редуктор, гребной вал и движитель. Между гребными валами каждого борта установлен поперечный вал перекидки мощности, соединенный по концам с гребными валами через разделительные механизмы и включаемый в процесс передачи мощности или исключаемый из него в зависимости от выбранного режима с помощью разобщительных муфт. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации скоростного судна при высокой степени надежности. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к редукторостроению, в частности к судовым зубчатым реверсивным редукторам с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением для соединения валов. В судовом зубчатом реверсивном редукторе между двумя соосно установленными ведомыми валами (5, 7) выполнено находящееся в зацеплении с шестерней (3) ведущего вала ((2) зубчатое колесо (4), внутри которого размещены фрикционные муфты (17, 18) с гидравлическим управлением переднего и заднего хода. Ведущий вал (2) посредством этого зубчатого колеса (4) и этих муфт (17, 18) через ведомые валы (5, 7) переднего и заднего хода, а для переднего хода также через промежуточные валы (13, 14) с разделением мощности, соединяется с выходным валом (9). Изобретение направлено на повышение надежности и компактности судового зубчатого реверсивного редуктора. 2 ил.
Наверх