Муфта

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения ведущего и ведомого валов в силовых установках с двигателем, имеющим неравномерный крутящий момент. Цель изобретения - повышение эффективности гашения крутильных колебаний при уменьшении массогабаритных показателей. Несущий 3 и дополнительные 4 упругие звенья расположены параллельно оси вращения муфты. Контактные элементы выполнены в виде роликов, оси вращения которых расположены вдоль радиусов муфты. Рабочие зоны профилированных участков поверхности соответствующей полумуфты имеют криволинейную форму с переменным радиусом в рабочих зонах, причем направляющие выполнены телескопическими. Величина изменения радиусов рабочих зон профилированных участков, а также максимальный угол относительно углового смещения полумуфт выбирается исходя из заданных условий. При этом повышается быстроходность муфты за счет снижения воздействия сил инерции, расширяется диапазон рабочих частот. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (191 (11) (51) 5 F 16 D 3/12

ИЯОЦ 1 ;6ПКЗ r 3)Ir1ggQg " "01 ЕГ А ——

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНСМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4419798/31-27 (22) 03.05.88 (46) 07.02.90. Вюл. и 5 (71) Омский институт инженеров желез-. нодорожного транспорта (72) И.И.Галиев, А.И.Ердеев, Н.К.Петров, В.А.Нехаев, В,А.Николаев и Н.П.Козлов (53) 621.825.7 (088.8) (56) Барановский А.N., Люфт А.В.

Муфта нулевой жесткости для теплохода ОТА-800. В c6 . трудов: Вопросы виброизоляции судовых механизмов имашин. Новосибирский институт инженеров водного транспорта, 1983 ° вып. 163, с. 58, рис. 1. (54) МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения ведущего и ведомого валов в силовых установках с двигате.— лем, имеющим неравномерный крутящий момент. Цель изобретения - повышение

2 эффективности гашения крутильных колебаний при уменьшении массогабарнтных показателей. Несущий 3 и дополнительные 4 упругие звенья расположены параллельно оси вращения муфты.

Контактные элементы выполнены в виде роликов, оси вращения которых расположены вдоль радиусов муфты. Рабочие зоны профилированных участков поверхности соответствующей полумуфты имеют криволинейную форму с переменным радиусом в рабочих зонах, причем направляющие выполнены телескопическими. Величина изменения радиусов рабочих зон профилированных участков, а также максимальный угол относительного углового смещения полумуфт выбирается исходя из заданных условий. При этом повышается быстроходность муфты эа счет снижения воздействия снл инерции, расширяется диапазон рабочих частот.

1 з.п. ф-лы, 3 ил.

3 1541445 4

Р„=Р cos Ж;

Р=Р ° вiQC=Pg ° созФ 8 п, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения ведущего и ведомого валов в .силовых установках с двига5 телем, имеющим неравномерный крутящий момент.

Цель изобретения — повышение эффективности гашения крутильных колебаний при снижении массогабаритных показателей.

На фиг.1 изображена муфта в рабочем положении, разрез; на фиг.2 -.. то же, вид сверху (пунктирными линия,ми показаны ролики в нерабочем положении); на фиг.3 — схематическое изображение сил, образующих дополнительный крутящий момент °

Муфта содержит полумуфты 1 и 2, несущее упругое звено 3, дополнитель- 2О ные упругие звенья 4, ролики 5, про филированные участки поверхности 6, телескопические направляющие 7.

Муфта работает следующим образом.

В нерабочем (ненагруженном) состо- 25 янин несущего упругого звена 3 ролики 5 находятся на профилированных участках, максимально удаленных от первой полумуфты (фиг.2, ролики показаны пунктиром).

В статическом состоянии при нагружении несущего упругого звена 3 заданным крутящим моментом Мп в пределах упругих деформаций полумуфта 1 поворачивается относительно полумуфты 2 на заданный относительный угол Ц . Ролики 5 перемещаются по профилированным участкам 6 и оказываются на минимальном удалении от первой полумуфты. Дополнительные упругие звенья 4 максимально сжаты.

Сила упругости дополнительных упругих звеньев (Р ) максимальна, но дополнительного крутящего момента не создает, так как ее проекция на 45 плоскость, перпендикулярную оси вра. щения муфты, равна нулю.

При возникновении резонансных крутильных колебаний полумуфта 1 начинает совершать угловые колебания относительно полумуфты 2 около положения статического равновесия. При этом возникает сила (Р), проекция которой на плоскость, перпендикулярную осивращения муфты, равна (фиг.3)

55 где Р, P — проекция силы упругости дополнительного упругого звена на нормаль и на плоскость, перпендикулярную оси вращения муфты.

Сила P всегда направлена таким образом, чтобы дополнительный корректирующий крутящий момент от этой силы бып направлен против действия добавочного возмущающего крутящего момента, вызывающего резонансные крутильные колебания. Профиль профилированных участков выбирается таким образом, чтобы возникающие крутильные колебания полностью компенсировались корректирующим крутящим моментом от силы P в диапазоне рабочих частот.

Изобретение исключает потери контакта между контактными элементами и второй полумуфтой, обеспечивает стабильность силовой характеристики за счет уменьшения сил трения скольжения в контактных элементах, что позволяет исключить выработку на профилированных участках поверхности. Кроме того, муфта позволяет повысить надежность и долговечность работы приводов силовых механизмов, характеризуется повышенной быстроходностью за счет снижения воздействия центробежных сил на ролики, сниженными трудозатратами на изготовление контактных элементов и поверхности профилированных участков, так как отпадает необходимость в их упрочнении.

Значительно уменьшены контактные напряжения в конструктивных элементах муфты, касательные напряжения в валах, так как исключены крутильные колебания полумуфт, а это в свою очередь позволяет уменьшить диаметры валов привода, их массу. Кроме того, расширены функциональные возможности предлагаемой муфты за счет увеличения диапазона рабочих частот.

Формула из обретения

1. Муфта, содержащая две полумуфты, соединенные нусущим упругим звеном, и средства гашения крутильных колебаний, выполненные в виде диаметрально противоположно расположенных дополнительных упругих звеньев, каждое из которых подвижно установлено в направляющих одной из полумуфт и снабже" но контактным элементом, взаимодействующим с профилированными участками

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что профилированные участки поверхностей контакта соответствующей полумуфты с роликами выполнены симметричными относительно радиусов муфты.

Составитель А.Храмцов

Техред Л.Сердюкова

Редактор А.Мотыль

Корректор Т.Малец

Заказ 2?3 Тираж 543 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

5 154 взаимообращенной поверхности другой полумуфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности гашения крутильных колебаний при снижении массогабаритных показателей, несущий и дополнительные упругие звенья расположены параллельно оси вращения муфты, контактные элементы выполнены в виде роликов, установленных с воэможностью вращения на осях, расположенных радиально, профилированные участки выполнены

1445 6 с переменными радиусами в рабочих зонах, при этом направляющие выполнены телескопическими, а оси контактных элементов закреплены на подвиж1 ных секциях направляющих.

Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения несоосных валов и снижения динамических нагрузок на энергетическую установку привода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения несоосных валов и снижения динамических нагрузок на энергетическую установку привода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упругим муфтам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления с встроенным демпфером крутильных колебаний трансмиссии

Муфта // 1751514

Муфта // 1785566

Изобретение относится к машиностроению. Маховик содержит массивный обод, являющийся связующим звеном для полумуфт, размещенных на валах электродвигателя и начального звена механизма. Массивные ползуны выполнены с возможностью перемещения в радиальных пазах обода и образуют с ним поступательные кинематические пары. Спицы образуют вращательные кинематические пары в соединениях с полумуфтами и ползунами. Достигаются регулирование величины момента инерции в процессе работы маховика и снижение величины пускового момента. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх