Устройство для нивелирования судоспусковых рельсовых дорожек

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для нивелирования при строительстве и эксплуатации подводной части гидротехнических сооружений. Целью изобретения является повышение точности измерений за счет применения ультразвука. Устройство содержит П-образное основание 8, устанавливаемое на исследуемый рельс, штатив 7 с жестко закрепленной осью, вдоль которой может перемещаться стакан 10 с размещенным в нем ультразвуковым излучателем 11 и стержнем 13 с обратным отвесом 2. Ультразвуковым излучателем измеряется расстояние до опорных точек, расположенных на базисной направляющей 3, выполненной из материала с нулевой плавучестью и натянутой параллельно рельсу. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

: фиа!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4384678/24-10 (22) 29.02.88 (46) 23.02.90. Бюл. Ю 7 (72) Н.Н. Прокапало (53) 528.024.8(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1108329, кл. G 01 С 9/02, 10.05.83.

Авторское свидетельство СССР

М 558147, кл. С 01 С 9/02, 28.07.75. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НИВЕЛИРОВАНИЯ

СУДОСПУСКОВИХ РЕЛЬСОВЙХ ДОРОЖЕК (57) Изобретение относи ся к измерительной технике и может быть использовано для нивелирования при строительстве и эксплуатации подводной час-

„.SU„, 1545078 (51}5 С 01 С 9/02

2 ти гидротехнических сооружений, Целью изобретения является повышение точности измерений за счет применения ультразвука. Устройство содержит П" образное основание 8, устанавливаемое на исследуемый рельс, штатив 7 с жестко закрепленной осью, вдоль которой может перемещаться стакан 10.с размещенным в нем ультразвуковым излучателем 11 и стержнем 13 с обратным отвесом 2. Ульразвуковым излучателем измеряется расстояние до опорных то чек, расположенных на базисной направляющей 3, выполненной из материала с нулевой плавучестью и натянутой параллельно рельсу. 3 ил.

1545078

Изобретение относится к измерительНой технике, а именно к устройствам

Для подводного нивелирования судоспусковых рельсовых дорожек, и может быть использовано для нивелирования при

Строительстве и эксплуатации подводной части гидротехнических соору>нений.

Цель изобретения - повышение точ- 10 ности измерений.

Ка фиг. 1 показана схема устройстфа для подводного нивелирования судо пусковых рельсовых дорожек; на иг. 2 - вид A на фиг.. 1; на фиг. 3 - 15 общая схема установки устройства.

Устройство для нивелирования судоСпусковых рельсовых дорожек включает

Измерительный блок 1, снабженный обратным отвесом 2, и базисную направ- 20 ряющую 3 с опорными точками 4, устаНовленную параллельно рельсу 5 с возМожностью натяжения посредством натяжНого устройства 6. Базисная направляющая 3 выполнена из материала, обла- 25 дающего нулевой плавучестью, например из пенопропилена.

Измерительный блок выполнен в ви,де штатива 7.. нижняя часть которого снабжена жестко закрепленным на ней

П-образным основанием 8., а верхняя часть - >нестко закрепленной на ней осью 9. На оси 9 с возможностью про,дольного перемещения смонтирован ста( кан 10 с размещенным в нем ультразву35 ковым излучателем 11 ультразвукового

,дефектоскопа 12, например, модели

ЛУК-66.

На стенке стакана 10 установлен контактирующий с базисной направллющей40

3 стержень 13, на верхнем конце которого размещен обратный отвес 2. Конструктивное выполнение ультразвукового дефектоскопа 12 включает синхронизатор 14. генератор 15 импульсов, генератор 16 развертки, приемный тракт .17 и электронно-лучевую трубку (ЭЛТ) 18.

Перенос отметки на базисную направляющую 3 осуществляется обычным нивелиром 19 и рейкой 20 с репера 21.

Устройство работает следующим обра зом.

Над контролируемым рельсом 5 параллельно, на расстоянии 200-300 мм, натягивается посредством натяжного уст55 ройства 6 базисная направляющая 3, выполненная из пенопропиленового шнура, опорные точки 4 разбиты на базисной направляющей 3 через 2 м, что вполне воспооизводит картину колебаний относительно базисной направляющей 3 в виде продольного профиля. Отметки на базисной направляющей 3 в точках 4„ а именно: в точках В, Г, А, Б, Д, Е (фиг. 2) и так далее на всем ее протяжении определяются обычным способом с помощью нивелира 19. и рейки 20 посредством передачи их от репера 21.

Так как базисная направляющая 3 выполнена из пенопропилена и в смоченном состоянии имеет приблизительно такой же удельный вес, как и вода, то она легко натягивается и будет представлять, фактически, идеальную прямую линию.

Задача водолаза состоит в том, чтобы установить, измерительный блок 1 основанием 8 в подводную геодезическую точку исследуемого рельса 5. Перемещая вдоль оси 9, закрепленной жестко на штативе 7, стакан 10, содержащий в себе излучатель УЗВ (ультразвуковых водн), водолаз добивается контактирования стержня 13 закрепленного на стенке стакана 10, с базисной направляющей 3. Затем он выставляет точку выхода ультразвуковых волн (УЗВ) точно по вертикали под опорной точкой 4 с известной абсолютной отметкой посредством незначительного передвижения измерительного блока вперед - назад вдоль оси головки рельса 5, что достигается с помощью обратного отвеса 2 и стержня 13.

Следующая операция состоит в измерении ультразвуком расстояния под водой между точкой выхода ультразвуковых волн (УЗВ) и базисной направляю" щей 3. Для этой цели используется, например, дефектоскоп ультразвуковой контрольный 66-й модели. Можно использовать и другие ультразвуковые приборы, которые могли бы с высокой точностью определить расстояние в воде.

В принципе работы ультразвукового дефектоскопа лежит явление эха. По звуковому эху можно судить о наличии преграды, от которой отражается сигнал, в данном случае это пенопропиленовый шнур 3, и расстоянии до нее.

Для этого необходимо отметить время прохождения звуковой волны туда и обратно, умножить это время на скорость волны в воде и разделить на два, Генератор 1 создает электрические импульсы с частотой следования, зада5 15450 ваемой синхронизатором 14, и возбуждает пьезоэлемент излучателя 11, Излучаемые ультразвуковые волны распространяются в виде расходящегося пучка лучей. Отражаясь от направляющей и возвращаясь к излучателю, они преобразуются в импульсы электрического напряжения, которые после прохождения через приемный тракт 17 наблюдаются на экране ЭЛТ 18 в виде сигнала.

Расстояние до базисной направляющей (пенопропиленового шнура) 3 определяется в миллиметрах по шкале счетного устройства, размещенной на ЭЛТ

18. Зная эту величину, посредством прибавления ее и постоянного расстояния между точкой выхода УЗВ и голов" кой рельса 5 к абсолютной отметке базисной направляющей 3 определяют абсолютную отметку головки рельса 5 в измеряемой точке. После этого водо-. лазу подается команда передвинуться в другой измеряемый пункт, 25

Конструктивное выполнение измерительного блока во взаимосвязи с базисной направляющей и ультразвуковым дефектоскопом позволяет с высокой точностью выполнять подводные нивелировочные работы как в мутной, так и в чистой воде. ф-;рмула изобретения

Устройство для нивелирования судоспусковых рельсовых дорожек, содержащее П-образное основание, связанное со стаканом, в котором размещен стержень, на верхнем конце которого установлен поплавок, блок задания линии отсчета и измерительный блок, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерений, связь П-образного основания со стака" ном осуществлена через штатив с жестко закрепленной осью, параллельной основанию, .стакан установлен на ней с возможностью продольного перемещения, с размещенным в нем измерительным бло", ком, выполненным в виде ультразвукового дефектоскопа, а блок задания линии отсчета выполнен в виде шнура с опорными точками и выполнен из материала с нулевой плавучестью.

1545078

Составитель Н В. Назаров

Техред Л.Сердюкова Корректор О. Ципле

Редактор Л. Козориз

Тираж 394 Заказ 484

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101

Устройство для нивелирования судоспусковых рельсовых дорожек Устройство для нивелирования судоспусковых рельсовых дорожек Устройство для нивелирования судоспусковых рельсовых дорожек Устройство для нивелирования судоспусковых рельсовых дорожек 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к точному приборостроению, в частности геодезическому, и может быть использовано для подвески компенсаторов в нивелирах и теодолитах

Изобретение относится к геодезическому приборостроению и позволяет повысить чувствительность устр-ва

Изобретение относится к геодезическому приборостроению и позволяет повысить точность установки подвижного основания на границе раздала положительных и отрицательных углов наклона относительно прямой, проходящей через шарниры неподвижного основания

Изобретение относится к точному приборостроению, в частности геодезическому, и предназначается, например, для подвешивания чувствительных элементов в нивелирах и теодолитах

Изобретение относится к приборам, в частности к устройствам для определения углов наклона объектов и оборудования, установленного на объектах

Изобретение относится к области исследований и стендовых испытаний инклинометров, в частности для поверки и калибровки их чувствительных элементов

Изобретение относится к точному приборостроению

Изобретение относится к области астрономо-геодезии для измерения углов наклона

Предлагаемое техническое решение относится к области измерительной техники и предназначено, в частности, для измерений искривлений и прогибов труб тепловыделяющих сборок (ТВС) и технологических каналов ядерных реакторов. Заявленное устройство снабжено механизмом угла поворота, состоящим из обоймы, и механизмом наведения, содержащим горизонтальную балку с ползуном, на оси которого закреплен маятник с датчиком, один конец балки соединен через опору с обоймой, а другой конец с механизмом вертикального перемещения датчика, выполненным в виде стойки, закрепленной на обойме и вертикального ползуна, перемещающегося вдоль стойки, причем устройство оборудовано прибором для контроля горизонтального перемещения маятника с датчиком. Кроме того, прибор для контроля горизонтального перемещения маятника выполнен в виде микрометрического винта и индикатора, а механизм вертикального перемещения снабжен стопорным элементом, закрепленным на вертикальном ползуне. Причем маятник выполнен в виде трубы, а соединение маятника с электромагнитным датчиком выполнено разъемным. Повышение точности измерения достигается за счет того, что устройство позволяет производить измерения по трем пространственным координатам X, Y, Z, за счет наличия трех механизмов: механизмом угла поворота обоймы, механизма наведения и механизма вертикального перемещения. Каждый из трех механизмов обеспечивает точное наведение датчика па заданную точку. Технический результат заключается в создании устройства для измерения отклонения объекта от вертикали, обеспечивающего возможность выявления искривлений и прогибов в любой точке объекта, изготовленного из ферромагнитного или немагнитного материала, а также в упрощении конструкции устройства. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх