Планетарная коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на автомобилях, тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности управления коробкой передач при отсутствии давления в гидросистеме управления. Планетарная коробка передач содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3, промежуточное звено 6 которого снабжено тормозом 7, управляемым распределителем 10 и дополнительным механическим устройством 15, которое связано с распределителем 10 с возможностью фиксации его в позиции включения тормоза 7. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1546298 (51)5 В 60 17 08 F 16 H 3 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4424275/31-11 (22) 12.05.88 (46) 28.02.90. Бюл. № 8 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, В. С. Давыдов, А. А. Черкас и О. Н. Протасеня (53) 629.113.585.2 (088.8) (56) Патент США № 3793906, кл. F 16 Н 3/02, 1974. (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на автомобилях, тракторах, бульдозерах и аналоги .ных самоходных машинах. Цель изобретения — — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности управления коробкой передач при отсутствии давления в гидросистеме управления. Планетарная коробка передач содержит входно; 1 и выходной 2 валы, планетарньш механиз;,.

3, промежуточное звено 6 которого снабжено тормозом 7, управляемым распределителем 10 и дополнительным механическим устройством 5, которое связано с р,." пределителем 10 с возможностью фиксации его в позиции включения тормоза 7. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

1546298

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на автомобилях, тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности управления коробкой передач при отсутствии давления в гидросистеме управления.

На фиг. l представлена кинематическая ,схема предлагаемой коробки передач; на, фиг. 2 — тормоз промежуточного звена, общий вид; на фиг. 3 — то же, вид сбоку;, на фиг. 4 — — разрез А — А на фиг. 3.

Планетарная коробка передач содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с входным звеном 4, связанным с входным валом 1, выходным звеном 5, связанным с входным валом 2, и промежуточным звеном 6, тормоз 7 для связи промежуточного звена 6 с корпусом 8, муфту 9 блокировки планетар:olo механизма 3, а также гидросистему управления, включающую многопозиционный распределитель 10, установленный между источником

l! рабочей жидкости и гидробаком 12 с одной стороны и магистралями 13 и 14 управления тормозом 7 и муфтой 9 с другой.

Возможно и большее число промежуточных звеньев, выборочно связанных с корпусом 8, а гакже другая комбинация звеньев для блокировки планетарного механизма 3. Кроме того, тормоз 7 звена 6 снабжен механическим устройством 15 для его включения, механизм 16 включения которого фиксирует распределитель 10 в позиции включения ,тормоза 7.

Механическое устройство 15 для включе; ния тормоза 7 выполнено в виде располо женного с обратной стороны от гидроуправляемого поршня !7 и взаимодействующего с фрикционным диском 18 опорного диска 19, размещенного с возможностью осевого перемещения относительно корпуса 8, зажимного диска 20, имеющего возможность вращательного перемещения относительно корпуса 1 ч снабженного взаимодействующим с упором

21 заик и мным винтом 22, лунок 23 переменной формы, выполненных, например, на диске 20, и расположенных в лунках 23 распорных шариков 24, при этом винт 22 посредством упоров 2! и 25 связан с распределителем 10.

Планерная коробка передач работает следую гни м образом.

При работающем двигателе транспортного средства, т. е. при подаче масла источником 11 рабочей жидкости, переключением позиций распределителя 10 гидравлически включается или тормоз 7, что обеспечивает повышенное передаточное число между входным 1 v. выходным 2 валами, или муфта 9, что обеспечивает прямую передачу между валами 1 и 2.

При неработающем двигателе транспортного средства, а также при выходе из строя гидросистемы управления коробкой передач посредством механизма 16 включается механическое устройство 15 тормоза 7. Это обеспечивает за счет наличия кинематической связи между входным 1 и выходным 2 валами как возможность запуска двигателя с буксира, так и работу транспортного средства на пониженной передаче при отсутствии давления масла в гидросистеме управления коробкой передач. Установка распределителя 10 при этом в позицию включения тормоза 7 исключает возможность выхода из строя других фрикционных устройств коробки передач за счет исключения возможности их включения посредством распределителя одновременно с тормозом 7.

Таким образом, снабжение тормоза промежуточного звена дополнительным механическим устройством для его включения, фиксирующим распределитель в позиции включе ния упомянутого тормоза, обеспечивает расширение эксплуатационных возможностей планетарной коробки передач за счет обеспечения запуска двигателя транспортного средства с буксира, а также обеспечения возмож ности передачи на движитель, т. е. движения транспортного средства, при выходе из строя гидросистемы управления.

1. Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с входным звеном, связанным с входными валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и по крайней мере одним промежуточным звеном, тормоз промежуточного звена и гидросистему управления с многопозиционным гидрораспределителем, установленным между источником рабочей жидкости и гидробаком с одной стороны и фрикционными муфтами планетарного механизма с другой, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения возможности управления коробкой передач при отсутствии давления в гидросистеме управления, тормоз промежуточного звена снабжен дополнительным механическим устройством для его включения, сязанным с упомянутым распределителем с возможностью фиксации его в позиции включения тормоза.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительное механическое устройство для включения тормоза промежуточного звена состоит из опорного диска, размещенного с возможностью осевого перемещения с обратной стороны от гидроуправляемо-о поршня и взаимодействия с фрикционным диском тормоза, зажимного диска, имеющего возможность вращательного перемещения и снабженного меха1546298 низмом управления, лунок переменной формы, выполненных на одном из упомянутых дисков, и расположенных в лунках между

Фиг. 2

Составитель A. Барыков

Редактор И. Рыбченко Техред И. Верес Корректор М. Пожо

Заказ 47 Тираж 422 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5 .Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

19

20 дисками распорных шариков, при этом механизм управления зажимного диска связан с распределителем.

Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач Планетарная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Вариатор // 638774

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах как тракторы и аналогичные самоходные машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к коробкам передач тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов
Наверх