Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач для регулирования частоты вращения валов машин и механизмов. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей за счет изменения передаточного отношения коробки передач. Коробка передач позволяет получить любое передаточное отношение в заданном интервале, определяемом геометрическими соотношениями зубчатого колеса ведущего вала с промежуточной системой зубчатых элементов, состоящей из трех блоков - с шарнирно закрепленными секторами зубчатых венцов, расположенных на одной оси и связанных тремя кольцами - посредством ползунов с цанговыми зажимами. Кольца - установлены с возможностью их параллельного смещения в стороны ведущего и ведомого валов, а крайние блоки - с возможностью осевого смещения для обеспечения синхронизации зубчатого зацепления и зубчатого колеса ведомого вала. Передаточное отношение устанавливается соответствующим смешением колец - относительно оси в сторону ведущего или ведомого валов. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИ Х

РЕСПУБЛИН

А1 (19! (11) (51)5 F 16 Н 3/42 С, (° Ъ

I A „:

Ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР! (21) 4325789/25-28 (22) 28, 07. 87 (46) 23.03,90.Бюл. К- 11 (75) В,Г.Власенко (53) 621,833 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 70054, кл, F 16 Н 3/00, 1948. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению н может быть использовано в коробках передач для регулирования частоты вращения валов машин и механизмов, Цель изобретения — расширение кинематических возможностей за счет изменения передаточного отношения коробки передач. Коробка передач позволяет получать любое передаточное отношение в заданном интервале, опреИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач для регулирования частоты вращения валов машин и механизмов.

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей за счет изменения передаточного отношения коробки передач путем применения регулируемой промежуточной системы зубчатых элементов между ведущим и ведомым валами, На фиг,1 показана кинематическая схема коробки передач; на фиг,2— сечение,А-А на фиг.1; на фиг.3 — кольцо с ползуном и цанговым зажимом; на фиг.4 — механизм включения и выклюделяемом, геометрическими соотношениями зубчатого колеса ведущего вала с промежуточной системой зубчатых элементов, состоящий из трех блоков с шарнирно закрепленными секторами зубчатых венцов, расположенных на одной оси и связанных тремя кольцами посредством полэунов с цанговыми зажимами. Кольца установлены с возможностью их параллепьного смещения в ст оро ны в едуще го и ведомо го в ало в, а крайние блоки — с возможностью осевого смещения для обеспечения синхро- . низации зубчатого зацепления и зубчатого колеса ведомого вала. Передаточное отношение устанавливается соответствующим. смещением колец отно сительно оси в сторону ведущего или ведомого валов, 5 ил. чения цангового зажима; на фнг,5 схема механизма синхронизации. Оч

Коробка передач состоит из корпуса (не показан), ведущего вала 1 с QQ цилиндрическим косоэубым зубчатым ЯР колесом 2, ведомого вала 3 с цилиндри- !Щ ческим косоэубым зубчатым колесом

4, промежуточной системы зубчатых элементов, включающее в себя три блока 5 — 7 с шарнирно закрепленньиы секторами 8 — 15 зубчатых венцов, расположенных на одной оси 16, параллельной осям валов и 3, Секторы 8 и 9 зубчатых венцов связаны кольцом 17, секторы 10 — 13 — кольцом 18, секторы !4 и 15 кольцом 19 посредством полэунов

1551899

20 с цанговыми зажимами 21, Кольца

17 — 19 связаны между собой тягой 22, райние блоки 5 и 7 установлены на си 16 с возможное% ью осевого смеще5

Ния, что достигается при помощи рычагов 23 и 24 системы изменения передаточного отношения и системы

Синхронизации, включающей в себя ры- . чаг 25, установленный на опоре 26 в корпусе, ось 27, на которой шарнирно установлены рычаги 23 и 24, поперечину 28, жестко связанную с рычагом 25 и имеющую две направляющие

29, в которые установлены рычаги 15

23 и 24, В корпусе закреплены план си 30, а на рычагах 23 и 24 — план си 31 и 32 для включения и выключе«ния цанговых зажимов 21 ° Тяга 22 соединена с рычагом 25 и установлена 20 направлякщих 33, закрепленных в корпусе.

Коробка передач работает следуюШим образом, При невращающемся ведущем вале 1 25 с помощью рычага 25, воздействующего на тягу 22, перемещают ее в направляющих 33 и устанавливают кольца 17—

19 на необходимый эксцентриситет е относительно оси 16 и одновременно 30 смещают в осевом направлении блоки 5 и 7 с помощью рычагов 23 и 24, взаи,модействукщих с направляющими 29, расположенными на поперечине 28, жестко связанной с рычагом 25. Смещение блоков 5 и 7 необходимо для обеспечения синхронного зацепления секторов зубчатых венцов 8, 9 и 14, 15 с зубчатыми колесами 2 и 4, Затем приводят во вращение ведущий вал 1 с цилиндрическим зубчатым колесом 2, Если в это время находится в зацеплении с зубчатым колесом 2 сектор зубчатого венца 10 и соответственно сектор зубчатого венца 12 с зубчатым колесом 4 ведомого вала 23, то это зацепление продолжается в пределах угла (фиг.2) как со стороны ведущего вала 1, так и со стороны ведомого вала 3. Причем цанговые зажимы 21,ус- 50 тановленные на ползунах 20, фиксируют секторы 10 и 12 относительно кольца

18 с помощью планок 30 и в пределах угла o(обеспечивая передачу крутящего момента с ведущего вала 1 на ведомый вал 3 при разных линейных скоростях зубчатых венцов секторов 10 и 12, определяемых эксцентриситетом е, При выходе из зацепления сектора зубчатого венца 10 или 12 с зубчатым колесом 2 или 4 в зацепление с зубчатыми колесами 2 и 4 вступают секто-! ры 14 и 15 блока 7, после них — секторы ll и 13 блока 6 и затем — секторы 8 и 9 блока 5, Фиксация секторов

14 и 15 относительно кольца 19, секторов 11 и 13 отно ительно кольца 18 и секторов 8 и 9 относительно кольца 17 обеспечивается в пределах угла o(цанговыми зажимами 21 соответственно при помощи планок 32, 30, 31 °

После этого цикл повторяется, При необходимости изменить передаточное отношение ведущий вал 1 останавливают и с помощью рычага 25 аналогично описанному устанавливают требуемый эксцентриситет е колец 17 - 19 относительно оси 16, смещая синхронно блоки 5 и 7 в осевом направлении при помощи рычага 25. Затем включают передачу, Таким образом, коробка передач позволяет получать любое передаточное отношение в заданном интервале, определяемом геометрическими соотношениями зубчатых колес, секторов зубчатых венцов и колец.

Формула изобретения

Коробка передач, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы с зубчатыми колесами, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинема-. тических возможностей за счет изменения передаточного отношения, коробка передач снабжена промежуточной системой зубчатых элементов, состоящей из трех блоков с шарнирно закрепленными секторами зубчатых венцов, расположенных на одной оси, параллельной осям валов, секторы зубчатых венцов каждого блока связаны кольцами посредством ползуна с цанговым зажимом, кольца установлены с возможностью их параллельного смещения в стороны ведущего или ведомого валов, крайние блоки с секторами зубчатых венцов установлены с возможностью осевого смещения, а все зубчатые колеса и секторы зубчатых венцов выполнены с косыми зубьями, ) 5 5)899

"5r-1899

@а Г

156 1899

1551899

Составитель М,Радугин

Редактор О,Головач Техред N,дидык Корректор А Обручар

Заказ 31 7. Тираж 486 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в коробках передач станков, транспортных и подъемно-транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к коробкам передач автотранспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи врашения .между валами с регулируемым взаимным положением

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для трансформации вращательного движения

Изобретение относится к механическим передачам зацепления с изменяемыми передаточными числами

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к бесступенчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах плавного изменения крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к бесступенчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции механических передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для плавного изменения передаточного отношения между входным и выходным звеньями механизма
Наверх