Пускатель для электродвигателя постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в пускозащитной аппаратуре электроприводов. Цель изобретения - повышение надежности пускателя путем контроля неисправности цепи обмотки параллельного возбуждения электродвигателя и разгрузки по току элементов цепи управления пускателем. Устройство содержит дифференциальное реле 17, удерживающая обмотка 18 которого подключена параллельно пусковому резистору 12. Рабочая обмотка 19 реле 17 подключена к первой 7 и второй 8 выходным клеммам пускателя через последовательно соединенные размыкающий контакт 20 кнопки "Пуск" и первый размыкающий контакт 21 контактора ускорения. Стабилитрон 22 включен между второй 8 и четвертой 15 выходными клеммами пускателя. В данном устройстве устранена возможность преждевременного повторного пуска двигателя до момента его остановки. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (1И (51)5 Н 02 Р 1 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

5GEG0IMA!I (ящик ;:;;...., =„.;;„а, с е

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4171508/24-07 (22) 29.12.86 (46) 07.04.90. Бюл. ¹ 13 (71) Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электрических машин постоянного тока Прокопьевского завода

"Электрбмашина" (72) А.П.Инешин, В.А. Гордовой и Я.И.Волкомирский (53) 621 ° 316 ° 718 ° 5 (088 ° 8) (56) Справочник по проектированию электропривода, силовых и осветительных установок. Подред. Я.M.Áoëüøàìà .и др. М., 1974, с. 90-91

Пускатели ППР-1000-5000, паспорт.

Кемерово, изд. № 1144, 1983, с. 16.

2 (54) ПУСКАТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в пускозащитной аппаратуре электроприводов. Цель изобретения — повышение надежности пускателя путем контроля неисправности цепи обмотки параллельного возбуждения электродвигателя и разгрузки по току элементов цепи управления пускателем. Устройство содержит дифференциальное реле 17, удерживающая обмотка 18 которого подключена параллельно пусковому резистору 12. Рабочая обмотка 19 реле 17 подключена к первой 7 и второй 8 выходным клеммам пускателя через по1555790 следовательно соединенные размыкающий контакт 20 кнопки "Пуск" и первый размыкающий контакт 21 контактора ускорения. Стабилитрон 22 включен между второй 8 и четвертой 15 выходИзобретение относится к электротехнике и может найти применение в пускозащитной аппаратуре электроприводов постоянного тока различных производственных механизмов. 15

Цель изобретения — повьппение надежности пускателя путем контроля исправности цепи обмотки параллельного возбуждения электродвигателя и разгрузки по току элементов цепи управления пускателем.

На чертеже приведена схема устройства.

Пускатель для электродвигателя постоянного тока содержит первую 1 и 25 вторую 2 входные клеммы для подключения источника питания, к которым через последовательно соединенные

II 11 размыкающий контакт 3 кнопки Стоп

I и замыкающий контакт 4 кнопки "Пуск 130 подключена обмотка линейного контактора 5, замыкающий блок-контакт 6 которого подключен параллельно замыкающему контакту 4 кнопки "Пуск". Первая 7 и вторая 8 выходные клеммы пус35 кателя для подключения якоря 9 электродвигателя соединены с соответствую-. щими входными его клеммами 1 и 2 через силовые контакты 10 и 11 линейного контактора 5, причем первая выходная клемма 7 соединена дополнительно через пусковой резистор 12, шунтированный замыкающим силовым кон" тактом 13 контактора ускорения. Соответственно третья 14 и четвертая 15 5 выходные клеммы пускателя служат для подключения обмотки 16 параллельного возбужпения, причем третья клемма соединена с общей точкой пускового резистора 12 и силового контакта 10 линейного контактора.

Дифференциальное реле 1? подключено удерживающей обмоткой 18 параллельно пусковому резистору 12, а рабочей обмоткой 19 - к первой 7 и второй 8

55 выходным клеммам пускателя через пос-. ледовательно соединенные размыкающий контакт 20 кнопки "Пуск" и первый размыкающий контакт 21 контактоными клеммами пускателя. В данном устройстве устранена воэможность преждевременного повторного пуска двигателя до момента его остановки. 2 з.п.

iA-лы 1 ил. ра ускорения. Стабилитрон 22 включен между второй 8 и четвертой 15 выходными клеммами пускателя, к которым также подключена обмотка 23 контактора ускорения с возможностью коммутации тока через нее посредством собственного блок-контакта и контакта дифференциального реле, а второй размыкающий блок-контакт 24 контактора ускорения включен последовательно с замыкающим контактом 4 кнопки "Пуск" в цепь обмотки линейного контактора 5.

При этом в зависимости от .исполнения дифференциального реле 17 обмотка 23 контактора ускорения подключена к второй 8 и четвертой 15 выходным клеммам пускателя либо посредством параллельно соединенных первого замыкающего контакта 25 дифференциального реле 17 и собственного замыкающего блок-контакта 26, либо обмотка 23 контактора ускорения подключена к второй 8 и четвертой 15 выходным клеммам пускателя непосредственно, а параллельно ей подключены последовательно соединенные размыкающий контакт 27 дифференциального реле 17 и третий собственный размыкающий контакт 28 контактора ускорения.

Защита пускателя и электродвигателя от перегрузок осуществляется двумя тепловыми реле 29 и 30, включенными нагревательными элементами соответственно в общую выходную цепь пускателя и в цепь его пускового резистора 12, а своими выходными размыкающимися контактами 31 и 32 - в цепь обмотки линейного контактора 5, подключенной к выходным клеммам I и 2 пускателя посредством плавких предохранителей 33 и 34. На чертеже показаны также обмотка 35 последовательного возбуждения электродвигателя, ограничительные резисторы 36 и 37 и стабилитрон 38.

Пускатель работает следующим образом.

В условный нулевой момент времени нажатие замыкающего контакта 4 кноп90

5

15557 ки "Пуск" приводит к подаче напряжения питания с входных клемм 1 и 2 пускателя на обмотку линейного контактора 5, который срабатывает с некоторой временной задержкой в момент времени t переходя при этом в режим самопитания через собственный замыкающий блок-контакт 6. Одновременно в тот же момент времени при 10 замыкании силовых контактов 10 и 11 линейного контактора 5 напряжение источника питания подается на электродвигатель и начинается первый этап его пуска, характеризующийся появлением первого броска якорной цепи, ограниченного пусковым резистором 12, установлением тока в цепи обмотки 16 параллельного возбуждения, замыкающегося через введенный стабилитрон 22, 20 а также подачей напряжения на удерживающую обмотку 18 дифференциального реле 17 с пускового резистора 12.

Отпускание замыкающей кнопки 4

"Пуск" в момент времени t приводит 25 к подаче напряжения цепи якоря 9 через замкнувшийся размыкающий контакт 20 кнопки "Пуск" на цепь питания рабочей обмотки 19 дифференциального реле 17. 30

В результате сравнения ампер-витков удерживающей 18 и рабочей 19 обмоток дифференциального реле 17 процесс пускаконтролируется ипри возрастании напряжения на якоре 9 до

75 величины напряжения на входных клеммах 1 и 2 в момент t происходит срабатывание дифференциального реле 17, сопровождающееся соотве.ствующей коммутацией его замыкающего 25 или раз- 40 мыкающего 27 блок-контакта ускорения пускателя.

Происходящее при этом включение обмотки 25 контактора ускорения в цепь обмотки 16 параллельного возбуж- 45 дения приводит к его форсированному включению в момент времени с4 с ограничением напряжения на обмотке 23 параллельно включенным стабилитроном 22. Начинающийся с момента времени с второй этап пуска электродвигателя характеризуется шунтированием пускового резистора 12 замыкающимся силовым контактом 13 койтактора ускорения размыканием его блок-конУ

55 тактов 24 и 21, замыканием блок-контакта 26 в цепи обмотки 23, появлением второго броска пускового тока в цепи якоря 9 и.разгоном двигателя до установившейся скорости вращения . .с

его естественной электромеханической характеристике.

Отключение двигателя, вызванное нажатием размыкающей кнопки 3 Стопп в условный момент времени с, приводит к отключению обмотки линейного контактора 5 и цепей электродвигателя от выходных клемм 1 и 2. Торможение двигателя, производимое моментом статического сопротивления, сопровождается снижением его .противо-ЭДС, при этом, ввиду параллельного включения цепи якоря 9 и цепи обмотки 16 возбуждения, ток в цепи якоря снижается, изменяет полярность и замыкается в цепь обмотки l6 возбуждения, поддерживая включенное состояние контактора ускорения пускателя. Поэтому преждевременное кратковременное нажатие замыкающей кнопки 4 "Пуск" в процессе торможения электродвигателя не приводит к срабатыванию линейного контактора пускателя и лишь после отпускания контактора ускорения, т.е. при почти закончившемся режиме торможения замыкание блок-контакта 24 контактора ускорения в цепи замыкающей кнопки 4 "Пуск" позволяет произвести запуск электродвигателя.

В аналогичном порядке происходит срабатывание элементов пускателя и при использовании размыкающего исполнения контакта 27 дифференциального реле, включаемого (как это показано в нижней части чертежа) последовательно с размыкающим блок-контактом 28 контактора ускорения пускателя.

Отличие заключается в том, что на первом интервале пуска обмотка 23 контактора ускорения и параллельно к ней подключенный стабилизатор 22 зашунтированы цепочкой из последовательно соединенных размыкающих контактов 27 и 28, что несколько убыстряет запуск двигателя, поскольку при этом к обмотке параллельного возбуждения приложено все напряжение питающего источника с входных клемм 1 и 2 пускателя. Затем при срабатывании дифференциального реле 17 в момент времени с включение обмотки 23 контактора ускорения в цепь обмотки 16 параллельного возбуждения приводит к форсированному включению этого контактора с одновременным ограничением напряжения на обмотке 23 параллельно включенным стабилитроном 22.

1555790

Составитель Поспелов

Техред М.Дидык Корректор Н.Ревская

Редактор В.Данко

Заказ 560

Тираж 451

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Таким образом, включение обмотки контактора ускорения и стабилитрона в цепь обмотки параллельного возбуждения двигателя обес5 печивает разгрузку по току кнопочной станции управления, коммутирующей лишь обмотку линейного контактора 5 пускателя, ограничение напряжения на контактах 25 и 27 дифференциального реле, отключение пускателя при обрыве цепи обмотки 1б возбуждения и устранение возможности преждевременного йовторного пуска двигателя до момента его остановки.

Формула изобретения

1. Пускатель лля электродвигателя постоянного тока, содержащий первую и вторую входные клеммы для подключения источника питания, к которым через последовательно соединенные размыкающий контакт кнопки "Стоп" и замыкающий контакт кнопки "Пуск" подключена обмотка линейного контактора, 25 замыкающий блок-контакт которого подключен параллельно замыкающему контакту кнопки Пуск, первую и вторую выходные клеммы для подключения якоря электродвигателя, соединенные с соответствующими входными клеммами через силовые контакты линейного контактора, причем первая дополнительно через пусковой резистор, шунтированный замыкающим силовым контактом контактора ускорения, третью и четвертую выходные клеммы для подключения обмотки параллельного возбуждения электродвигателя, причем третья соединена с общей точкой пускового резистора и силового контакта линейного контактора, дифференциальное реле, удерживающая обмотка которого подключена параллельно пусковому резистору, а рабочая — к первой и второй выходным клеммам через последовательно соединенные размыкающий контакт кнопки Пуск" и первый размыкающий блок-контакт контактора ускорения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введен стабилитрон, включенный между второй и четвертой выходными клеммами, к которым подключена обмотка контактора ускорения с возможностью коммутации тока через нее посредством собственного блокконтакта дифференциального реле, а второй размыкающий блок-контакт контактора ускорения включен последовательно с замыкающим контактом кнопки нПуск

2. Пускатель по п. I о т л и— ч а ю шийся тем, что обмотка контактора ускорения подключена ко второй и четвертой выходным клеммам посредством параллельно соединенных первого замыкающего контакта дифференциального реле и собственного замыкающего блок-контакта.

3 Пускатель по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что обмотка контактора ускорения подключена к второй и четвертой клеммам непосредственно, а параллельно ей подключены последовательно соединенные Размыкающий контакт дифференциального реле и третий собственный размыкающий блок-контакт контактора ускорения,

Пускатель для электродвигателя постоянного тока Пускатель для электродвигателя постоянного тока Пускатель для электродвигателя постоянного тока Пускатель для электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах пуска электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для управления пуском многодвигательных тиристорных приводов шахтных подъемных установок, получаюших питание от сети с ограниченной мощностью короткого замыкания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника электроэнергии в автономной системе генерирования

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для регулирования скорости вращения двухскоростного трехфазного электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в устройствах пуска электродвигателей постоянного тока, Целью изобретения является повышение надежности

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к оборудованию, обеспечивающему автоматическую очистку стекол

Изобретение относится к электроснабжению и управлению электрическими машинами и может быть использовано в горной промышленности и в других отраслях, где применяются крупные двухг.коростные электродвигатели

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для пуска и бесщеточного возбуждения синхронных бесконтактных электрических машин специального назначения, не обладающих самозапуском, например, в бортовых системах переменного тока постоянной частоты 400 Гц. Технический результат заключается в обеспечении пуска и расширении функциональных возможностей бесконтактной синхронной машины специального назначения, уменьшении расхода материалов, повышении КПД, упрощении и снижении материалоемкости изготовления возбудителя. Согласно изобретению, подают трехфазное переменное напряжение от внешней сети на обмотку статора, раскручивают ротор синхронной машины до подсинхронной скорости и подают напряжение на обмотку возбуждения синхронной машины от полупроводникового преобразователя. Статорную обмотку возбудителя подключают к внешнему источнику трехфазного переменного напряжения на минимальное число полюсов для раскрутки ротора, контролируют обороты ротора синхронной машины до достижения подсинхронной скорости и затем подключают статорную обмотку возбудителя к источнику постоянного напряжения на максимальное число полюсов. При этом величину постоянного напряжения устанавливают меньшей, чем действующая величина переменного напряжения. 3 ил.

Изобретение относится к устройству инвертора, которое принимает DC мощность из общей шины (15) DC и возбуждает нагрузку. Конфигурация является такой, что переключающий элемент (SW1) размещен в первом пути тока, в котором ток протекает через DC вывод (P) положительной стороны при подаче питания, обратно подключенный диод D1 размещен во втором пути тока, в котором ток протекает через DC вывод (P1) положительной стороны при рекуперации. Зарядный резистор (R1) размещен в третьем пути тока, в котором ток протекает через DC вывод (P) положительной стороны, когда сглаживающий конденсатор модуля (13) сглаживания первоначально заряжается, и тормозной резистор (R2) подключен внешним образом между DC выводами (P и P1) положительной стороны таким образом, что DC вывод (P) положительной стороны становится концом, потенциал которого является идентичным потенциалу шины (15a) положительной стороны общей шины (15) DC. Технический результат - возможность подключения инвертора с небольшой ёмкостью к нагрузке большой ёмкости. 8 н. и 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателем вентилятора, имеющего большой момент инерции. Технический результат заключается в уменьшении потребления электроэнергии из сети за счет использования энергии инерционных масс вентилятора. В способе управления электродвигателем вентилятора производительность вентилятора регулируют по среднему значению скорости электродвигателя между минимальными и максимальными скоростями. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх