Стопорное устройство транспортного средства

 

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам. Цель изобретения - облегчение управления. Устройство включает в себя кронштейн 1, имеющий Г-образное поперечное сечение и взаимодействующий с рельсом своей полкой. Кронштейн закреплен на раме 2 тележки поперечно-подвижно относительно рельса. Две поворотные оси 4 с эксцентричными шейками "а" установлены в подшипниках 5 кронштейна. На шейках "а" установлены на шпонках 6 симметрично друг другу два эксцентриковых кулачка 7. При повороте осей 4 в начальной фазе размыкания или конечной фазе замыкания стопорного устройства происходит поворот кулачка 7 относительно эксцентричной шейки "а" в пределах угла секторного шпоночного паза и одновременный поворот шейки "а" вместе с осью 4. При этом кулачки 7 перекатываются по поверхности рельса с одновременным соответствующим освобождением или зажатием рельса между ними и полкой кронштейна. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ соцИАлистичесних

РЕаЪБЛИН

ÄÄ SUÄÄ 1556981

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

20 55

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4451534/40-11 (22) 05.07.88 (46) 15.04.90. Вюл. К - 14 (72) В.Н.Гущин, А.Т.Кузьмин и А.М.Копайгора (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 816923, кл . В 66 В 5/24, 1979. (54) СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам. Цель изобретения — облегчение управления.

Устройство включает в себя кронштейн

1, имеющий Г-образное поперечное сечение и взаимодействующий с рельсом своей полкой. Кронштейн закреплен на (gg)g В 61 Н 7/12, В 66 С 9/18

2 раме 2 тележки поперечно-подвижно относительно рельса. Две поворотные оси 4 с эксцентричными шейками а установлены в подшипниках 5 кронштейна.

На шейках а установлены на шпонках

6 симметрично друг другу два эксцентриковых кулачка 7. При повороте осей

4 в,начальной фазе размыкания или конечной фазе замыкания стопорного устройства происходит поворот кулачка 7 относительно эксцентричной шейки а в пределах угла секторного шпоночного паза и одновременный поворот шейки а вместе с осью 4. При этом кулачки 7 перекатываются.по поверхности рельса с одновременным соответствующим освобождением или зажатием рельса 9 между ними и полкой кронштейна. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (1556981

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к устанавливаемым на них тормозным (стопорным) устройствам с фрикционны5 ми захватами (зажимами), взаимодействующими с рельсами.

Целью изобретения является облегчение управления.

На фиг.1 изображено стопорное уст- 10 ройство, сечение по. оси кулачка; на фиг.2 — сечение А-A на фиг. 1.

Стопорное устройство состоит из кронштейна 1, имеющего Г-образное поперечное сечение (перпендикулярное ! рельсу) и взаимодействующего с рельсом своей полкой, совместно с кулачками охватывающей его. Кронштейн 1 закреплен на раме 2 тележки, поперечно-подвижно относительно рельса при 20 помощи входящей в его прорезь шпанки

3, имеющей Т-образное поперечное сечение и закрепленной на раме 2 болтами. Две поворотные оси 4 установлены в подшипниках 5 корпуса 1. На экс- 25 центричных шейках а осей 4 установлены на шпонках 6, симметрично один другому относительно перпендикуляра к рельсу два эксцентриковых кулачка

7. Нпоночный паз Ы посадочного отвер- ЗО стия каждого кулачка 7 выполнен секторным и обеспечивает возможность ограниченного поворота кулачка относительно шейки оси (центр поворота в точке 0<) на угол eC .

Каждый кулачок 7 имеет, также и возможность поворота вместе со своей осью 4 в подшипниках 5 относительно кронштейна 1 (центр поворота в точке О) на угол p . .Ha конце оси 4 каж 40 дога кулачка 7 закреплено шпанкой 8, симметрично друг другу относительно перпендикуляра к рельсу, по одному рычагу 9, шарнирно соединенному индивидуальной серьгой 10 и общей тра- 45 версой 11 с замыкающей тягой 12 системы шарнирно связанных между собой тяг привода управления стопорным устройством.

Центр С кривизны цилпндрическои 50 рабочей поверхности кулачка, контактирующей с рельсом, смещен относительно центра 0 посадочного отверстия кулачка и центра О поворота оси

4 для образования эксцентрикового профиля этой поверхности. Для.каждого кулачка центр С смещен относительно центров О и О < в направлении действия на тележку того движущего усилия, которое он воспринимает. Величины эксцентриситета 00 шейки поворотной оси, угла поворота кулачка относительно эксцентричной шейки (угол сектора шпоночного паза) и угла поворота кулачка вместе с осью относительно корпуса определяются расчетом из условия обеспечения при разомкнутом стопорном устройстве заданного зазора между рельсом и стопорящими элементами устройства (кулачками и полкой корпуса), а также с учетом того, что минимум величины привода управления, необходимых для размыкания или замыкания стопорного устройства, достигается при расположении центров О, О, и точки К контакта кулачка с рельсом в замкнутом состоянии стопорного устройства на одной прямой линии, при этом для обеспечения самозаклинивания кулачка реакция рельса на кулачок должна быть отклонена от этой линии КО О противоположно направлению действия на тележку того движущего усилия, которое он воспринимает.

При соблюдении указанных условий в момент окончательного заклинивания кулачка (при замкнутом стопорном устройстве) и упора шпонки 6 в грань 8 шпоночного паза 6 линия действия реакции рельса наиболее близка к центру

0 поворота оси 4 и момент противодействия реакции повороту оси при разt мыкании или замыкании стопорного устройства минимален. !

В процессе размыкания стопорного устройства поперечное перемещение е центра О подшипниковых отверстий корпуса при повороте оси 4 относительно кулачка 7 вплоть дс упора шпонки 6 в грань 4 шпоночного паза 6 должно быть равно заданной величине необходимого зазора и между полкой кронштейна 1 и рельсом в разомкнутом стопорном устройстве и определяется расчетом, исходя из принятых величин эксцентриситета 00< и угла <» . Аналогично определяется на основе угла дальнейшее перемещение к центра

О при последующем повороте оси 4 вместе с кулачком 7 (после упора шпанки 6 в грань ь), равное величине необходимого. зазора и,между кулачками и рельсом.

Стопорное устройство работает следующим образом.

15569

В рабочем положении при замкнутом стопорном устройстве полка Г-образного кронштейна 1 и кулачки 7 взаимо" действуют с рельсом, совместно ох.ватывая его и зажимая с противополож5 ных сторон.

При этом усилие привода управления через замыкающую тягу 12 системы шарнирно связанных между собой тяг, общую траверсу l1 и серьги 10, передается рычагам,9, стремящимся повернуть противоположно друг другу оси 4 с насаженными на их эксцентричных шейках кулачками 7, так как рычаги за-, креплены на концах этих осей шпонками 8. Оси 4 под воздействием рычагов

9 за счет воздействия шпонок 6 на грани s шпоночных пазов б посадочных отверстий, стремятся повернуть кулач- 20 ки 7 и при этом заклинивают их, так как расстояние ОК от центра 0 вращения,оси 4 до точки К контакта кулач" ка с рельсом больше, чем расстояние

0М от этого центра до контактной по- 25 верхности рельса, а повороту оси 4 . относительно кулачка 7 препятствует шпонка 6, упирающаяся в грань б шпоночного паза б .

Воздействие на застопоренную те- 3р лежку движущего усилия в одном из двух возможных направлений ее движения вызывает самоэаклинивание соответствующего одного из двух кулачков, так как секторный шпоночный паз о

ЗS обеспечивает возможность поворота этого кулачка на эксцентричной шейке оси (относительно центра О ) в сторо1 ну заклинивания под действием соответствующей реакции рельса, в том числе и силы трения, при этом шпонка

6 может перемещаться от грани s к .грани t шпоночного паза б.

Для парного кулачка поворот в этом же направлении под воздействием 45 того же усилия невозможен иэ-за упора его шпонки 6 в грань в шпоночного паза б.

При перемене на противоположное направления действия на .тележку внеш- 5р него движущего усилия характер работы кулачков соответственно изменяется на противоположный.

При размыкании стпорного устройст" ва привод управления через замыкающую 55 тягу 12 системы шарнирно связанных между собой тяг воздействует на шар" нирно соединенную с ним траверсу 11 в направлении, противоположном замы81 6 канию. Траверса 11, шарнирно соеди-.. ненная серьгами 10 с рычагами 9, закрепленными шпонками 8 на осях 4, перемещаясь под воздействием тяги 12, поворачивает оси 4 во взаимно противоположных направлениях.

В начальной фазе процесса размыкания кулачки 7 остаются в постоянном контакте с рельсом, перекатываясь по его контактной поверхности в те- чение поворота осей 4 относительно кулачков 7 от момента отхода шпонок

8 от граней 8 шпоночных пазов б и вплоть до упора их в грани . При этом под воздействием траверсы 11 на концы рычагов 9 серьгами 10 усилие привода управления передается через оси 4 и подшипники 5 на кронштейн 1, перемещая его поперечно рельсу на шпонке 3 до тех пор, пока упор корпуса, которым служит торцовая грань шпоночной прорези, не коснется торца шпонки 3, и между полкой корпуса и .рельсом не образуется за счет этого заэор ц

Такое перемещение кронштейна 1 возможно благодаря тому, что при повороте оси 4 относительно перекатывающегося по рельсу кулачка 7 в пределах угловой величины шпоночного паза 6 центр О вращения оси 4 в корпусе 1 перемещается перпендикулярно рельсу в положение О, а центр О, экс(, центричной шейки (посадочного отверстия кулачка) перемещается в положение О,, перекатываясь вместе с кулачком, при этом происходит перемещение оси 4 относительно рамы тележки из положения 00< в положение О О

Перекатывание кулачков обеспечивает значительное снижение необходимого усилия привода управления.

В последующей фазе процесса раэмыкания кронштейн t неподвижен относительно рамы тележки, так как торцовая грань у его шпоночной прорези упирается в торец шпонки 3. Под воздействием усилия привода управления происходит дальнейший поворот рычагов 9 и осей 4, при этом вместе с осями поворачиваются кулачки 7 под воздействием шпонок 6 на грани 1. шпоночных пазов О . Поворот кулачков в этой фазе не требует значительных усилий привода управления и происходит до образования между ними и рельсом заданной величины зазора и

1556981

Перекатывание кулачков по рельсу в конечный фазе процесса замыкания обеспечивает значительное снижение необходимого.для замыкания усилия привода управления, что улучшает эк40

Общая величина Н необходимого хода тяги 12 привода управления определяется расчетом по суммарной величине двух зазоров и между рельсом и стопорящими элементами устройства

5 (полкой корпуса и кулачками), величине эксцентриситета 00 шейки оси 4, углам 6а и Р, а также геометрическим размерам элементов стопорного устройства (кулачков, рычагов и т.п.)..

При замыкании стопорного устройства замыкающая тяга 12 перемещается приводом управления в обратном направлении и, воздействуя через траверсу 11, серьги 10, рычаги 9 и оси

4 на кронштен,1, перемещает его вмес те с осями 4 на шпонке 3 до упора полки корпуса в рельс. 11осле этого происходит поворот осей 4 вместе с кулачками 7 до момента контакта кулачков с рельсом, а затем последующий поворот осей 4 при перекатывании кулачков 7 по рельсу и одновременном повороте их относительно осей 4 на 25 эксцентричных. шейках от момента отхода шпонок 6 от граней а шпоночных пазов 6 и вплоть до упора их в грани

s. При этом ось 4 перемещается отно- . сительно рамы тележки из положения

0 О в положение 00 (до тех пор, нука ломаная линия 00 К не приблизится по форме к прямой) и происходит заклинивание кулачков, т.е. окончательное замыкание стопорного устройства. сплуатационные качества и повышает надежность стопорения.

Формула и э обретения

1. Стопорное устройство транспортного средства, содержащее Г-образный кронштейн, закрепленный на раме транспортного средства, и по крайней мере один поворотный эксцентриковый кулачок, для взаимодействия с направлякицим элементом пути, проходящим между рабочими поверхностями кулачка и полкой кронштейна, огибающего найравлякнций элемент, при этом кулачок связан с приводным рычагом н шарнир-, но соединен с корпусом поворотной осью, .о т л и. ч а ю щ е е с я тем, что с целью облегчения управления, кулачок установлен на оси посредством жестко закрепленной на ней эксцентриковой втулкИ, соединенной с кулачком посредством шпонки, установленной в радиальном пазу, выполненном во втул.ке с возможностью ограниченного перемещения ее выступающей из радиального паза части по окружности в секторном пазу, выполненном в теле кулачка, ось жестко связана с приводным рычагом, а кронштейн закреплен на раме с возможностью ограниченного поперечного перемещения относительно направляющего элемента.

2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено вторым кулачком, поворотным в противоположном направлении, расположен-.. ным симметрично первому по ту же сторону от направляющего элемента, а приводные рычаги обоих кулачков свя.заны с общим приводом.

1556981

Составитель С.Макаров

Редактор T.Ëàçoðåíêî Техред Л.Олийнык Корректор С.ЧеРни

Заказ 689 Тираж 394 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

Стопорное устройство транспортного средства Стопорное устройство транспортного средства Стопорное устройство транспортного средства Стопорное устройство транспортного средства Стопорное устройство транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемно-транспортным устройствам

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению,в частности к захватам судовых передвижных кранов

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению

Изобретение относится к области захватных устройств и может быть использовано в транспортном машиностроении при автоматизации технологических процессов с использованием транспортных манипуляторов

Изобретение относится к подъемнотранспсрткому машиностроению, а именно к противоугонным устройствам для приводной тележки крана мостового типа

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению

Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения , а именно к противоугонным рельсовым захватам

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению

Изобретение относится к подъемно-гтранспортному машиностроению

Изобретение относится к подъемно-транспортног машиностроению

Изобретение относится к подъемно-транспортным устройствам

Изобретение относится к тормозным устройствам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к съемным ловителям вагонеток для канатной откатки по наклонным горным выработкам

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в системах контроля и учета работы транспортных средств, в устройствах счета осей, измерения скорости и ускорения движения железнодорожных составов
Наверх