Дизельная энергетическая установка

 

Изобретение позволяет повысить надежность передачи тепла в систему теплоснабжения от дизельной энергетической установки. Установка содержит дизель 1 с контуром 2 циркуляции воды системы охлаждения, электрогенератор 3, котел-утилизатор 4, контур 5 циркуляции жидкого теплоносителя через котел-утилизатор 4 и потребитель 20 теплоты, трубопровод 7 перепуска отработавщих газов, газоводяной теплообменник 9, охладитель 10 топлива, магистраль 15 перепуска жидкого теплоносителя мимо котла-утилизатора 4 и обводной канал 16 жидкого теплоносителя. При выходе из строя котла-утилизатора 4 включается в работу газоводяной теплообменник 9 с помощью органов перекрытия и задвижек. Для исключения нагрева и испарения топлива в горелке 21 котла-утилизатора 4 при высоких нагрузках открываются задвижки 31 и 32 обводного канала 16 и включается в работу охладитель 10 топлива. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) SU till 1

А1

Ц1)5 Р 02 С 5/04

ОПИСАНИЕ .ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4422067/25-06 (22) 10.05.88 (46) 30.04.90.. Бюл. Ф 16 (72) С.А.Синатов, А.В.Смирнов, Ю.В.Юферев, А.Н.Орлов, С.Д.Гулин и А.A.Êîaàëåâ (53) 621.43.018(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1495483, кл. F 02 G 5/00, 1987.

Отчет ВНИИГНЭ по теме IB-570 (промежуточный), 9 Госрегистрации

81050161, 1984, с.71. (54) ДИЗЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (57) Изобретение позволяет повысить надежность передачи тепла в систему теплоснабжения от дизельной энергетической установки. Установка содержит дизель 1 с контуром 2 циркуляции воды системы охлаждения, электрогенератор 3, котел-утилизатор 4, контур 5 циркуляции жидкого теплоносителя через котел-утилизатор 4 и потребитель 20 теплоты, трубопровод 7 перепуска отработавших газов, газоводяной теплообменник 9, охладитель 10 топлива, магистраль 15 перепуска жидкого теплоносителя мимо котла-утилизатора 4 и обводной канал 16 жидкого теплоносителя. При выходе из строя котла-утилизатора 4 включается в работу газоводяной теплообменник 9 с помошью органов перекрытия и задвижек.

Для исключения нагрева и испарения топлива в горелке 21 котла-утилизатор ра 4 при высоких нагрузках открываются задвижки 31 и 32 обводного канала 16 и включается в работу охладитель 10 топлива..1 ил.

1560763

Пзобретение относится к машиностроению, а именно к днигателестроению, и может быть использовано в системах утилизации тепла в силовых установках с двигателями внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение надежности передачи тепла в систему теплоснабжения.

На чертеже приведена схема уста- 10 нонки.

Установка содержит дизель 1 с контуром 2 циркуляции воды системы охлаждения, электрогенератор 3, котелутилизатор 4, контур 5 циркуляции жид- 5 кого теплоносителя, еплообменник 6 системы охлаждения, трубопровод 7 перепуска отработавших газов, газовыхлопную магистраль 8, газоводяно11 теплообменник 9 и охладитель 10 топ- 20 лива с полостями 11 и 12 подогрева и полостями 13 и 14 охлаждения, магистраль 15 перепуска жидкого теплоносителя мимо котла-утилизатора 4, обводной канал 16 жидкого тенлоносителя и 25 органы 17 — 19 перекрытия контура 5 циркуляции.

Электрогенератор 3 соединен с валом дизеля 1 и подключен к потребителю 20 электроэнергии ..Котел-утилизатор 4 установлен в газовыхлопной ма-. гистрали 8, а его горелка 2" дожигаElH$r подключена к напорному патрубку 22 топливного насоса 23 системы питания установки топливом. Контур 5 циркуляции жидкого теплоносителя подсоединен к полости подогрева котлаутилизатора 4 и к потребителю 20 тепла. Теплообменник 6 системы охлаждения включен полостью 24 охлаждения в 4р контур 2 циркуляции волы системы охлаждения дизеля 1 и полостью 25 подогрева — в контур 5 циркуляции жидкого теплоносителя между циркуляционным насосом 26 и котлом-утилизатором 4. 45

Трубопровод 7 перепуска отработавших газов дизеля 1 - адвижками 27 и 28 подключен к входу и выходу котла-утилизатора 4.

Магистраль 15 перепуска и обводной канал 16 выполнены с задвижками 29 — 32 и подключены последовательно к контуру 5 ; циркуляции жидкого теплоносителя между теплообменникам б системы охлажцения и котлом-.утилиза55 тором 4. Органы 17 — 19 перекрытия контура 5 циркуляции установлены в местах подключения обводных каналов 15 и 16 к контуру 5 циркуляций.

Газоводяной теплообменник 9 включен полостью 13 охлаждения в трубопровод 7 переду и полостью 11 подогрева — в магистраль 15 перепуска. Охладитель 10 топлива включен полостью 12 подогрева в обводной канал 16 и полостью 14 охлаждения — в напорный патрубок 22 топливного насоса 23. На входе и выходе котла-утилизатора 4 установ лены задвижки 33 и 34.

Установка работает следующим образом.

Жидкое топливо подается из бака насосом 23 в дизель 1 и через напорный патрубок 22 — к горелке 21 активного котла-утилизатора 4. Дизель 1 вращет электрогенератор 3, который вырабатывает электроэнергию,передаваемую пот ребителю 20 электроэнергии. Выхлопные газы из дизеля 1 подаются через газовыхлопную магистраль 8 в топочную камеру котла-утилизатора, где в их среде сжигается котельное топливо, впрыскиваемое горелкой 21. Образовавшиеся газообразные продукты сгорания вместе с выхлопными газами дизеля 1 отдают часть своей теплоты жидкому теплоносителю (сетевой воде), проходящему . через попость подогрева котла-утилизатора 4. Далее продукты сгорания выбрасываются в атмосферу.

Нагретый в котле-утилизаторе 4 жидкий теплоноситель подается по трубопроводу к потребителю 20. Далее теплоноситель циркуляционным насосом 26 подается в полость 25 подогрева теплообменника 6 системы охлаждения, где нагревается за счет отбора части теплоты от нагретой в дизеле 1 воды, проходящей через полость 24 охлаждения. Охлажденная в теплообменнике 6 вода системы охлаждения подается обратно в дизель 1, а нагретый жидкий теплоноситель подается в котел-утилизатор 4. При этом органы 17 и 18 перекрытия контура 5 циркуляции и задвижки 33 и 34 котла-утилизатора 4 находятся в положении полного открытия сечения каналов, а задвижки 27

30 — в.. положении, при которым каналы закрыты.

В случае отказа котла-утилизатора 4 органы 17 и. 18 и задвижки 33 и 34 перекрывают сечения каналов, в которых они установлены, а задвижки 27

30 — наоборот, открывают соответствующие каналы. При этом выхлопные газы! )60763

Формула изобретения ния .

Составитель В.Козлов

Техред M,Õoäàíè÷

Корректор Т.Палий

Редактор И.Касарда

Заказ 962 Тираж 438 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГЕНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. 1 лгарина, 101 от дизеля 1 и жидкий теп»оноспте:tr, проходят по магистрали !5 перепуска и обводному каналу 16 через I|0JIoc ти 11 и 13 теплообменникл 9, выполняющего роль пассивного котла-утилизатора. Это приводит к тому, что пода ча.теплоты и теплоснабжение потребителя уменьшаются до определенной величины, но не полностью, как зто могло бы иметь место при отсутствии теплообменника 9, т.е. надежность теплоснабжения повышается.

При повышенных нагрузках дизеля 1 имеет место нагрев и испарение топлива в напорном патрубке 22 топливного насоса 23, что приводит к запиранию горелки 21 котла-утилизатора 4.

Для устранения этого эффекта предус мотрено охлаждение топлива в охладителе 10. На указанных режимах закрывается орган 19 перекрытия контура 5 циркуляции и открываются задвижки 31 и 32 обводного кан,гла 16.

При этом теплоноситель поступает в полость 12 подогрева и охлаждает топливо в полости 14 охлаждения, что устаняет возможность запирания горелки 21 и повышает надежность теплоснабжения потребителя 20.

Дизельная энергетическая установка содержащая дизель с контуром циркуляцйи, роды системы охлаждения, электрогенератор, соединенный с валом дизеля и подключенный к потребителю электроэнергии, установленный в газовыхлопной магистрали дизеля котел-утилизатор с горелкой дожигания, подключенный к панс рн. му нлтрубку тонлинног о

:нлсосл системы нтлння устанонки то1с»ином контур 1гнрку»нцци жидкого теп5 лсглосителн черс з кo i е»-утилизлтор и потребитель теплоты, геплообменник системы схллжленнн дизеля, включен— нып пслостью о,.»лж;|ения в контур IlHD куляции воды системы охлаждения дизе! р ля и полостью подогренл -- в контур циркуляции жидкого тен»оносителя между цирку»яционным насосом и котлом-утилизатором, трубопровод перепуска отработавших газон дизеля и магистраль перепуска жидкого теплоносителя мимо котла-утилизлтора, снабженные задвижками, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повьпцения надежности передачи тепла в систему тепло20 снабжения, установка дополнительно снабжена газоводяным теплообменником и охладителем топлива с полостями подогрева и охлаждения, обвсдныг каналом жидкого теплоносителя с задвижками и

25 органами перекрытия контура циркуляции, причем обводной канал подключен обоими концами к контуру жидкого теплоносителя между теплообменником системы охлаж— дения и магистралью перепуска, а меж30 ду его концами в контуре установлен орган перекрытия, глзоводяной теплообменник включен полостью охлаждения в трубопровод перепуска отработавших газов и полостью подогрева — в магистраль перепуска жидкого теплоносителя, а охладитель топлива включен полостью подогрева в обводной канал и полостью охлаждения — в напорный патрубок топливного насоса системы пита

Дизельная энергетическая установка Дизельная энергетическая установка Дизельная энергетическая установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность установки

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность установки путем обеспечения работоспособности двигателя при снижении кол-ва потребляемого тепла во внешней отопительной системе

Изобретение относится к установкам для совместной выработки электрической и тепловой энергии и позволяет повысить теплопроизводительность

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в способах и системах подачи топлива или горючей смеси для двигателей внутреннего сгорания и составным частям этих систем

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в качестве стационарной или транспортной силовой установки (СУ)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам охлаждения тепловых машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания, с утилизацией тепла охлаждающей жидкости

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для утилизации тепла поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к теплоэнергетике и двигателям Стирлинга, предназначено в качестве автономных энергоустановок для стационарных и передвижных объектов при одновременном производстве электроэнергии, тепла и холода

Изобретение относится к области теплоэлектроэнергетики и позволяет упростить конструкцию и снизить себестоимость ТЭС при одновременном повышении эффективности ее работы

Изобретение относится к области энергетического машиностроения

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить топливную экономичность и мощность двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в четырехтактных и двухтактных, стационарных и транспортных поршневых двигателях внутреннего сгорания с наддувом, сжигающих газовое, легкое жидкое и дизельное топлива

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, и предназначено для использования в стационарных теплоэнергетических и транспортных установках
Наверх