Подметально-уборочная машина
Изобретение относится к коммунальному машиностроению, в частности к подметально-уборочным машинам, используемым преимущественно для уборки свежевыпавшего снега с дорожных покрытий. Цель изобретения - повышение эффективности путем увеличения загрузки объема кузова преимущественно снегом. Устройство 6 для распределения снега в кузове 3 снабжено приемной емкостью, задняя стена которой жестко закреплена на раме транспортера, а на ее боковых стенках шарнирно с возможностью поворота в определенной вертикальной плоскости закреплены кожухи метателей, сообщенные с емкостью загрузочными окнами и связанные с механизмом их поворота, отбойным щитком 31, установленным напротив отверстий выбросных патрубков 45 метателей на приводных каретках 43, обеспечивающих его перемещение вдоль кузова. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
СОЮЗ С08ЕТСННХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (У1)g E 01 Н 1/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHftM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4420354/27-11 (22) 03.05.88 (46) 07.05.90. Бюл. М- 17 (71) Специализированное проектно-конструкторское и технологическое бюро
Специализированного транспортного управления по очистке городских территорий и водных протоков "Спецтранс"
Исполкома Ленгорсовета (72) H.10.Ïoïoâ, Г.И.Нестеров, А.Г.Тихомиров, В.P.Ïoðåöêèé, Г.В.Климентьева и Е.С.Серова (53) 628.44.4 (088.8) (56) Заявка Франции У 2502660, кл. Е 01 Н 1/04, 1982. (54) ПОДМЕТАЛЬНО-УБОРОЧНАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к коммунальному машиностроению, в частности к подметально-уборочным машинам, ис„„Я0„„1562381 А 1
2 пользуемым преимущественно для уборки свежевыпавшего снега с дорожных покрытий. Цель изобретения — повышение эффективности путем увеличения загрузки объема кузова преимущественно снегом. Устройство 6 для распределения . снега в кузове 3 снабжено приемной емкостью, задняя стена которой жест ко закреплена на раме транспортера, а на ее боковых стенках шарнирно с
- возможностью поворота в определенной вертикальной плоскости закреплены кожухи метателей, сообщенные с емкостью загрузочными окнами и связанные .с механизмом их поворота, отббйным. щитком 3-1, установленным напротив отверстий выбросных патрубков 45 мета" Е телей на приводных каретках 43, обеспечивающих его перемещение вдоль. ку-, зова. 4 з.п.ф-лы, 6 ил. С::
1562381
Изобретение относится к коммунальному машиностроению, в частности к подметально-уборочным машинам, используемым преимущественно для уборки свежевыпавшего снега с дорожных покрытий.
Целью изобретения является повышение эффективности машины путем увеличения загруженности кузова преиму10 щественно снегом, выполненного в виде вытянутого параллелепипеда.
На фиг. 1 изображена подметальноуборочная машина в транспортном положении, общий вид; на фиг. 2 — то же, в рабочем положении; на фиг. 3 — то же, вид в плане; на фиг. 4 — разрез
А-А на фиг. 3; на фиг, 5 — сечение
Б-Б на фиг. 3; на фиг, 6 — принципиальная электрогидравлическая схема управления подметально-уборочным оборудованием и устройством для распределения снега.
Подметально-уборочная машина содержит базовое шасси, состоящее из тягача 1, полуприцепа 2, опрокидывающегося кузова 3 с подъемным механизмом
4, рабочего органа 5, устройства 6 для распределения смета в кузове 3, смонтированного в верхней части кузо- 30 ва и лотковых щеток 7.
Опрокидывающийся кузов 3 имеет открывающийся задний борт 8, состоящий из двух частей 9 и 10, между которыми установлен подъемный транспортер
11. Части 9 и 10 заднего борта от35 крваются (закрываются) посредством силовых гидроцилиндров 12. Подъемный механизм 4 кузова 3 выполнен в виде телескопических гидроцилиндров.
Рабочий орган состоит из цилиндрической щетки 13, подъемного транспортера 11 шнека 14 с встречно направленными спиральными навивками для транспортировки снега (смета) к транспортеру 11 и гидромотора 15, связанного с гидросистемой базового шасси. Подьем и опускание рабочего органа 5 осуществляется посредством шарнирномеханической системы от привода, состоящей из тяг 16, соединяющих заднюю часть рамы 17 полуприцепа 2 с корпусом 18 рабочего органа 5, оси 19, пропущенной через отверстия рамы 20 транспортера 11, и силовых гидроцилиндров 21, шарнирно закрепленных в задней части кузова 3, на его внутренних стенках и на концах оси 19.
Лотковые щетки 7 оснащены гидромоторами 22 с гидрозамками и гидроцилиндрами 23 для вращения щеток и подъема или опускания их в транспортное или рабочее положение, причем опускание лотковых щеток осуществляется под действием веса С щеток и слива рабочей жидкости из поршневых полостей гидроцилиндров 23 через их гидрозамки.
Устройство 6 для распределения снега в кузове 3 состоит из приемной емкости 24, жестко смонтированной на раме транспортера 11, двух роторных метателей 25 и 26, шарнирно закрепленных на боковых стенках приемной емкости 24 с загрузочными окнами 27 и 28 метателей, гидромоторов 29 и 30 и привода роторных метателей и отбойноro щитка 31, выполненного с возможностью продольного перемещения вдоль кузова 3.
Роторные метатели 25 и 26 выполнены с горизонтальными осями 32 и 33 вращения, на которых смонтированы обрезиненные лопасти 34. На осях 32 и
33 смонтированы гидромоторы 29 и 30, @ланцы которых присоединены к кожухам
35 и 36, Гидромоторы 29 и 30 сблокированы с гидромотором 15 рабочего органа 5.машины.
Приемная емкость 24 разделена продольной перегородкой 37, расположенной в продольной вертикальной плоскости подъемного транспортера 11. Торцовые боковины емкости 24 имеют шарнирные соединения 38 любой известной конструкции с кожухами 35 и 36, а задняя боковина жестко закреплена на кронштейнах 39, которые соединены с рамой транспортера 11. Стенки продольной перегородки 37 выполнены параболи— ческими для снижения силы трения при направлении снега в полости метателей, причем ширина приемной емкости выполнена, превышающей ширину транспортера 11.
Роторные метатели 25 и 26 снабжены приводным механизмом поворота кожухов 35 и 36 метателей в продольной вертикальной плоскости, состоящим из силовых гидроцилиндров 40 и реверсивного насоса 41, соединенного с торцом ведомого вала 42 привода кареток 43 отбойного щитка 31, Силовые гидроцилиндры 40 шарнирно закреплены на кронштейнах 39 и на осях 44, аксиально размещенных на внешних торцах кожухов 35 и 36 метателей. На. кожухах
5 156238
35 и 36 выполнены выбросные патрубки
45, на которых могут быть смонтированы сопла 46, рассеивающие снег отно-: сительно днища 47 кузова 3.
Отбойный щиток 31 установлен на5 против отверстий выбросных патрубков
45 (сопел 46) и смонтирован на приводных каретках 43 с возможностью продольного перемещения вдоль кузова
3 по направляющим 48. Привод кареток
43 для перемещения отбойного щитка
31 выполнен в виде гидромотора 49, сообщенного с гидросистемой и соединенного с торцом ведущего вала 50 цепных передач, состоящих из звездочек 51, 52 и цепей 53, при этом ветви цепей 53 соединены с каретками
43, ведущгге звездочки 51 установлены на ведущем валу 50, ведомые звоздоч" 20 ки 52 — на ведомом валу 42 реверсивного насоса 41. Ведущий вал 50 установлен в задней части кузова, а ведомый вал 42 — в его передней части.
Гидромотор 49 привода кареток 43 для перемещения отбойного щитка 31 сблокирован с гидромотором 15 рабочего органа 5 и гидромоторами 29 и 30 роторных метателей 25 и 26.
Кроме того, отбойный щиток 31 может быть выполнен сменным в зависимости от плотности сыпучих .материалов и установлен под острым углом относительно днища 47 кузова 3. Для обеспечения реверса отбойного щитка 31 на
35 концах направляющих 48 устанавливаются конечные выключатели 54 и 55, электрически связанные с блоком 56 управления.
Источник давления — насос 57 гид- 40 росиатемы базового шасси регулируемой производительности соединен через гидрораспределители 58-63 с гидромотором 15 рабочего органа 5, гидромоторами 29 и 30 роторных метателей
25 и 26, гидроцилиндрами 4, 12 и 21 соответственно подъемного механизма
4 и заднего борта 8 кузова 3, и подъема и опускания рабочего органа 5, гидромоторами 22 и гидроцилиндрами
23 с гидрозамками лотковых щеток 7 (на фиг. 6 показан один привод для одной лотковой щетки) и гидромотором
49 привода кареток 43. Насос 57 также соединен-через вентиль 64 и подпиточные стаканы с обратными клапанами
65 и 66 с гидросистемой механизма поворота кожухов 35 и 36 роторных метателей 25 и 26. Электромагниты гид1 6 рораспределителей 58-63 соединены с блоком 56 управления, который изготоЪлен из стандартньгх элементов с использованием, например, известных электромагнитных реле.
Подметально-уборочная машина работает следующим образом.
При движении машины по маршруту к участку, подлежащему уборке от свежевыпавшего снега в зимних условиях, лотковые щетки 7, рабочий орган 5 и отбойный щиток 31 находятся в транспортном положении (фиг.1), причем угцовые скорости вращения лопастей роторных метателей и изменение углов наклона выбросных патрубков с соплами
46 отрегулированы в заданньгх диапазонах.
Для уборки снега с покрытий опускают рабочий орган 5 посредством гидроцилиндров 21 при одновременном включении гидромоторов 15, 29 и 30 цилиндрической щетки 13 с подъемным транспортером 11, шнека 14, роторных метателей 25 и 26, затем включают и отпускают на покрытие лотковые щетки 7
{фиг.2). После этого включают гидромотор 49 привода кареток 43 для переещения отбойного щитка 31 устройства для распределения снега в кузове 3 .
Вращающиеся лотковые щетки 7 формируют вал из снега, который за счет движения машины попадает предварительно на шнек 14, а остатки снега — под цилиндрическую щетку 13 рабочего органа 5. Вращающиеся шнек 14 и цилиндрическая щетка 13 перемещают и забрасывают снег на подъемный транспортер
11, который транспортирует его в приемную емкость 24, причем снег на выходе в приемную емкость разделяется продольной перегородкой 37 и попадает в загрузочные окна 27 и. 28 роторных метателей 25 и 26.
Роторные метатели 25 и 26 за счет заданных угловых скоростей вращения лопастей 34 и углов наклона патрубков с соплами 46 метают снег по баллистическим траекториям в направлении отбойного щитка 31, причем масса снега, сформированная в виде струй, соударяясь с поверхностью наклонного отбойного щитка 31, изменяет направление и падает на днище кузова 3. При соударении массы снега с наклонной поверхностью отбойного щитка 31 последняя изменяет структуру снега, причем частицы снега при ударе деформируются
1562381 и уплотняются,что обеспечивает увеличение загруженности кузова 3.
При вращении гидромотора 49 одновременно приводятся в действие цепные передачи кареток 43, которые пе5 ремещаются в направлении заднего борта кузова 3, при этом за счет вращения звездочек 51 и 52 лепных передач приводится во вращение вал насоса 4 1, 10 который перемещает рабочую жидкость из штоковых полостей в поршневые гидроцилиндров 40, выдвигая штоки последних. Выдвижение штоков гидроцилиндров 40 обеспечивает уменьшение углов наклона выбросных патрубков с соплами 46 (фиг.4), вследствие этого уменьшаются дальности выбрасывания массы снега, причем в каждый момент времени баллистические траектории струй снега пересекают примерно среднюю часть поверхности отбойного щитка 31, что способствует равномерному распределению снега в кузове 3.
При достижении каретками 43 пре- 25 дельного заднего положения срабатывают конечные выключатели 54, электрические сигналы которых поступают в блок 56 управления. По сигналам- блока 56 управления переключается гидро- 10 распределитель 63, который реверсирует гидромотор 49 на обратное вращение. Благодаря этому процесс загрузки кузова 3 изменяется на противополож.— ный. Таким образом, процесс загрузки снега в кузов 3 осуществляется циклически. При достижении снегом предельного верхнего уровня заполнения кузова 3 в последнем распределение снега осуществляется нижним срезом 40 отбойного щитка 31, выполненного в виде плуга, причем при движении к переднему борту отбойного щитка 31. осуществляется передвижение снега к боковым бортам, а при движении к заднему борту — уплотнение снега.
Заполнение задней части кузова 3 снегом осуществляется при нахождении отбойного щитка 31 в предельно заднем положении за счет его рассыпания, причем сыпучесть снега увеличивается при увеличении силы удара массы снега о поверхность отбоиного щитка 31.
После заполнения кузова 3 снегом подметально-уборочная машина перево55 дится в транспортное положение. Для этого в обратной последовательности поднимают рабочий орган 5 и лотковые щетки, При выгрузке снега в отведенные места выгрузки открывают задний борт 8 посредством гидроцилиндров 12, затем поднимают рабочий орган 5 посредством гидроцилиндров 21, втягивая их штоки, после этого поднимают и опрокидывают кузов 3 гидроцилиндрами 4, при этом снег под действием собственного веса выгружается из кузова 3 в отведенное место выгрузки.
Предлагаемая подметально-уборочная машина может быть использована для уборки смета с дорожных покрытий, для этого кузов 3 выполняется закрытым, в крышке которого монтируются форсунки с. дисперсным распылением воды, отбираемой из бака дополнительным насосом. Бак монтируется в передней части под днищем кузова (не показаны). Кроме того, отбойный щиток 31 выполняется удлиненным, так как средняя плотность смета составляет 1,5-1,6 г/см, превышая в три
3 раза плотность снега, равную 0,45 г/смЗ., Использование предложенной машины повышает эффективность путем увеличения загруженности кузова, выполненного в виде вытянутого параллелепипеда.
Формула изобретения
1. Подметально-уборочная машина, содержащая базовое шасси с опрокидывающимся кузовом, выполненным в виде параллелепипеда, несущее рабочий орган, образованный цилиндрической щеткой, шнеком и транспортером, лотковые щетки, устройство для распределения смета в кузове, смонтированное под выходным концом указанного транспортера и имеющее роторные метатели с горизонтальной осью вращения, и гидросистему с источником давления, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с це- . лью повышения эффективности путем увеличения загрузки объема кузова, преимущественно снегом, она снабжена приемной емкостью, задняя стенка которой жестко закреплена на раме транспортера, а на ее боковых стенках шарнирно с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости закреплены кожухи указанных метателей, сообщенные с емкостью загрузочными ок нами и связанные с механизмом их поворота, отбойньп щитком, установленным напротив отверстий выбросных пат15á2381
15 л рубков метателей на приводных каретках, обеспечивающих его перемещение вдоль кузова.
2. Машина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что приемная емкость разделена продольной параболической перегородкой для направления смета в кожух метателей.
3. Машина по п.f, о т л и ч а ющ а я с я тем, что указанный механизм поворота выполнен в виде силовых гидроцилиндров, шарнирно закрепленных на кронштейнах рамы транспор" тера и на осях, аксиально размещенных на торцах кожухов метателей, и сообщенного с этими гидроцилиндрами реверсивного насоса, соединенного с приводом кареток.
4. Машина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что привод кареток для перемещения отбойного щитка включает в себя цепные передачи и гидромотор,сообценный сгидросистемой базового шасси и соединенный с ведущим валом цепных передач, ведомый вал которых сообщен с реверсивным насосом, передней и задней частями кузова.
5. Кашина по п.4, о т л и ч а ющ а я с я тем, что гидромотор привода кареток для перемещения отбойного щитка сблокирован с приводом транспортера и метателей.
1562381
Риг б
Составитель T.Kàøëèêoâà
Техред Л.Олийнык
Корректор М.лароши
Редактор А,Мотыль
Подписное
Тираж 455
Заказ 1039
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент™, г. Ужгород„ ул. Гагарина, 101