Способ управления двухпоточной электромеханической трансмиссией переменного тока в режиме электростанции транспортного средства

 

Изобретение относится к тяговым, транспортным и сельскохозяйственным самоходным машинам с электромеханическими трансмиссиями, именно к машинам с многопоточными, в частности двухпоточными, трансмиссиями с тяговыми электрическими машинами переменного тока, способным работать в режиме передвижной электростанции. Цель изобретения - повышение эффективности путем снижения установленной мощности электрического оборудования трансмиссии и повышения ее КПД. В трансмиссии 1 с тремя электрическими машинами, генератором 7, двигателем 10, связанным с генератором 7 посредством преобразователя 15 частоты, и дополнительным двигателем 14 тяговый двигатель 10 отключают от преобразователя 15 частоты в режиме электростанции и подключают к генератору 7 непосредственно, дополнительный двигатель 14 подключают к преобразователю и изменяют частоту тока на его входе до достижения скольжением тягового двигателя заданной генераторной величины, при изменении внешней нагрузки производят дополнительное регулирование частоты тока на выходе преобразователя. Причем заданную величину скольжения принимают равной по абсолютной величине номинальному значению его скольжения в двигательной области. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

союз СОВетских социАлистичесних

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 15674) 7

А1

ВГЕ,:1.: Я йАТН, . г.ИН

БХ с " I .4, 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM пРи Гннт сссР (21) 4289736/25-11 (23) 24.06.87 (46) ЗО. п5. 9О. Бюл. 11 .О (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению (72) Г.В.Новиков (53) 6 9. 113(О88.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1472298, кл. В 6О К 17/12, 1988. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХПОТОЧНО11

ЭЛЕКТРО11ЕХАН11ЧЕСКО!1 ТРАНС1П1СС11Е11 ПЕРЕ11ЕННОГО ТОКА В РЕ"11111Е 3ПЕКТРОСТАН111В1 TPAHCHnPТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к тяговым, транспортным и сельскохозяйственным самоходным машинам с электромеханическими трансмиссиями, именно к машинам с многопоточными, в частности двухпоточными, трансмиссиями с тяговыми электрическими машинами переменного тока, способным работать в режиме передвижной электростанции. Цель изобретения — повышение эффективнос(1)5 В 6О К 17/ f2, В 60 Ь 11/02 ти путем снижения установленной мощности электрического оборудования трансмиссии и повышения ее КПД..

В трансмиссии 1 с тремя электрическими машинами, генератором 7, двигателем 1О, связанным с генератором 7 посредством преобразователя 15 частоты, и дополнительным двигателем 14 тяговый двигатель 10 отключают от преобразователя 15 частоты в режиме электростанции и подключают к генератору 7 непосредственно, дополнительный двигатель 14 подключают к преобразователю и изменяют частоту тока на его входе до достижения скольжением тягового двигателя заданной генераторной величины, при изменении внешней нагрузки производят дополнительное регулирование частоты тока на выходе преобразователя. Причем заданную величину скольжения принимают равной по абсолютной величине номинальному значению его скольжения в двигательной области. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1567417

Изобретени относится к тяговым, транспортным и сельскохозяйственным самоходным машинам с электромеханическими трансмиссиями, а именно к машинам с многопоточными, в частности двухпоточньми, трансмиссиями с тяговыми электрическими машинами переменного тока, способным работать в режиме передвижной электростанции.

Целью изобретения является повышение эффективности путем снижения установленной мощности электрического оборудования трансмиссии и повышения ее ЕПД. 15

На чертеже изображена кинематическая схема трактора с двухпоточной электромеханической трансмиссией переменного тока. Трансмиссия 1 соединяет тепловой двигатель 2 с движите- 20 лями 3. Трансмиссия 1 содержит трехзвенный планетарный дифференциальный

Ъ механизм 4, входное звено 5 которого связано с тепловым двигателем 2 и посредством перед гчи 6 с тяговым син- 25 хронным генератором 7, промежуточное звено 8 посредством передачи 9 — с асинхронным тяговым двигателем 10, а выходное звено 11 посредством муфты

12 сцепления — с движителями 3 и по- 30 средством передачи 13 — с двигателем

14 переменного тока.

Генератор 7 связан электрически посредством преобразователя 15 частоты и размыкающих контактов 16, а также посредством замыкающих контактов 17 переключателя 18 с асинхронным тяговым двигателем 10, Двигатель

14 переменного тока связан замыкающими контактами 19 с выходом преобра- 40 зователя 15 частоты.

Трансмиссия работает следующим об разом.

При движении трактора мощность теплового двигателя, передается по- 45 средством трансмиссии 1 на движители 3. Первый (механический) поток идет от двигателя 2 через планетарный дифференциальный механизм 4 и включенную муфту i2 сцепления, а второй

50 (электрический) от двигателя 2 — на генератор 7, От него через преобразователь 15 чаcTQTbl на асинхронный тяговый электрический двигатель 10, а отнего на планетарный механизм 4, где .суммируется с механическим потоком.

Регулирование скорости движения трактора Осуществляется путем изменения частоты вращения двигателя 10 посредством измене пня частоты и (2) эаданноггу значению. напряжения его питания преобразователем 15 частоты и гейератором 7. При этом двигатель 14 отключен от электрического питания и вращается вхолостую вместе с выходным валом трансмиссии 1 - валом выходйого звена 11 планетарного механизма 4.

При работе в режиме электростанции трактор неподвижен. Его движители 3 отсоединены муфтой 12 сцепления от трансмиссии 1. Двигатель 2 приводят во вращение. Одновременно во вращение приводится генератор 7 через передачу 6 и электрический двигатель

10 через звено 8 механизма 4 и передачу 9. Двигатель 10 отключают контактами 16 переключателя 18 от преобразователя 15. частоты и контактами 17 подключают непосредственно к выходным клеммам синхронного генератора 7. Дополнительный двигатель 14 подключают контактами 19 переключателя 18 к выходу преобразователя 15 частоты. После этого изменяют частоту на выходе преобразователя 15, меняя тем самым частоту вращения <, двигателя 14 и, следовательно, частоту вращения ю д двигателя 10, величина которой определяется как сумма частот времени г,г тц двигателя 2 и двигателя 14.

1 К+1

4/ = g ld — — o(Ы--- (1) аф г трК 2 Я К где К вЂ” кинематический параметр планетарного механизма 4; а g — кОэффициенты пропорциональНОСТИ.

Частоту вращения дополнительного двигателя 14 изменяют до тех пор, пока частота вращения тягового асинхронного двигателя 10 не изменится настолько, что скоггьжение S его

-г2а а

$=1— гас где д — синхронное значение частоты с вращения асинхронного двигателя 1 ), равное

Par

42 =И (3) с сгр аг) гДе гг2 — синхРонное значение частотЫ

cr вращения синхронного генератора;

P --P — числа пар полюсов синхронСг aq ного генератора 7 и асинхронного тягового двигателя 1I), не станет положительHbIM и по ве:Енине равным

l7 ка на его выходе и соответственно частоту вращения дополнительного двигателя до достижения скольжением тягового асинхронного двигателя заданной генераторной величины, при этом при изменейии величины внешней нагрузки производят дополнительное регули5 15674

В результате этого двигатель 10 начнет работать генератором, потребляя ток возбуждения от соединенного с ним параллельно синхронного генератора

5 и отдавая вместе с ним активную мощность в нагрузку.

В процессе работы трансмиссии 1 в режиме электростанции мощность, потребляемая от нее нагрузкой, может ме- р няться. Это изменение величины нагрузки не приводит к изменению скольжения двигателя 10, поскольку частота его вращения определяется, как видно из (2) и (3), частотами вращения теплово- 5 го двигателя 2 и допалнительногo двигателя 14 как в случае использования в качестве двигателя 14 синхронной машины, так и в случае использования асинхронной машины, поскольку не меня-- о ется и момент на валу двигателя 14.

Следовательно, не происходит и изменения тока двигателя (в этом режиме — генератора) 10, а меняется лишь ток генератора 7. При снижении 25 суммарного тока ниже тока машины 10 в трансмиссии возникает режим циркуляции токов, когда излишек тока машины 10 начинает поступать в машину 7 и та переходит сначала в режим компенсатора, а затем в режим двигателя, возвращая активную мощность на вал теплового двигателя 2.

Такой режим весьма неблагоприятен для трансмиссии 1, т.е. способствует

35 заметному снижению ее КГД. Для предотвращения этого режима и повьннения КПД трансмиссии при изменении величины, внешней нагрузки производят дополнительное регулирование частоты враще- 4о ния двигателя 14 в сторону снижения скольжения двигателя 10 при умень|не— нии нагрузки и в сторону увеличения скольжения при увеличении нагрузки до исходного значения. 45

В качестве заданного значения скольжения двигателя 10 в генераторном режим целесообразно использовать величину, положительную по знаку и 5О равную по абсолютной величине номинальному значению скольжения двигателя 10 в двигательной области.

В этом случае машина 10 будет работать в режиме, близком к номинальному расчетному, а режим циркуляции будет возможен лишь при токе нагрузки, меньшем номинального тока двигателя 10.

В процессе дополнительного регулирования величину скельження можно связать, например, с абсолютной величиной сужярного тока нагрузки, регулируя ее пропорционально суммарному току нагрузки.

Описанный способ управления трансмиссией в режиме электростанции, при котором для обеспечения согласованной работы электрических машин трансмиссии на внешнюю нагрузку используют имеющийся в трансмиссии преобразователь частоты, обычно бездействующий в этом режиме, позволяет сэкономить на устройствах управления и упростить их, поскольку преобразователь частоты используется в своем обычном режиме без каких-либо добавочных усложнений, а в автоматике привода добавление, касающееся управления скольжением, требуется самое минимальное. формула и э о б р е т е н и я

1. Способ управления двухпоточной электромеханической трансмиссией переменного тока в режиме электростанции транспортного средства, имеющей трехзвенный планетарный механизм, входное звено которого связано с тепловым двигателем и синхронным генератором, промежуточное звено — с тяговым асинхронным двигателем, выходное звено с дополнительным электродвигателем переменного тока и посредством MvAты сцепления — с двткителями, при этом синхронный генератор связан с тяговым асинхронным электродвигателем посредством преобразователя частоты, при котором тяговый асинхронный электродвигатель отключают от преобразователя частоты и подключают непосредственно к выходным клеммам синхронного генератора, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повьпнения эффективности путем снижения установленной мощности электрического оборудования трансмиссии и повышения ее КПД, дополнительный электродвигатель переменного тока подключают к преобразователю частоты и изменяют частоту то156741 7

2. Способ по и.. 1, о т л и ч а юшийся тем, что,заданную генераСоставитель А. Барыков

ТехРед M.Кода»иц КоРРектоР В.ûлЯк

Редактор H.Бандура

Заказ !292

Тираж 418

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

11j035, Москва, И-35, Раушская наб., д 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина,101 рование частоты тока на выходе преобразователя частоты. ! торную величину cKOJlbxe»HH тягового асинхронного электродвигателя принимают равной по абсолютной величине номинальному значению его скольжения в двигательной области °

Способ управления двухпоточной электромеханической трансмиссией переменного тока в режиме электростанции транспортного средства Способ управления двухпоточной электромеханической трансмиссией переменного тока в режиме электростанции транспортного средства Способ управления двухпоточной электромеханической трансмиссией переменного тока в режиме электростанции транспортного средства Способ управления двухпоточной электромеханической трансмиссией переменного тока в режиме электростанции транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам автоматики железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для регулирования возбуждения тягового генератора тепловоза при изменении режимов его работы

Изобретение относится к устройствам для регулирования напряжения тягового генератора и тепловоза и обеспечивает повышение долговечности генератора

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано, например, в тепловозах, дизель-электрических карьерных автосамосвалах

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано нреимущественно на тепловозах

Изобретение относится к транспорту; и может быть использовано на тепловозах с электрической передачей мощности

Изобретение относится к транспорту и обеспечивает улучшение тяговых свойств путем повышения жесткости характеристик тяговых электродвигателей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам автоматического регулирования тяговых усилий тепловоза

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано в электроприводах локомотивов

Изобретение относится к тяговым и транспортным самоходным средствам с бортовыми движителями и электромеханической многопоточной тяговой передачей мощности

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к трансмиссиям тяговых и транспортных самоходных средств с регулируемой электромеханической передачей тяговой мощности

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно сельскохозяйственному и транспортному, главным образом к тракторам и другим самоходным машинам

Изобретение относится к тяговому, транспортному, сельскохозяйственному и специальному машиностроению, к тракторам, бульдозерам, трубоукладчикам и другим самоходным машинам с широким и расширенным диапазоном изменения скорости движения

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тракторам, самоходным шасси, машинно-тракторным агрегатам и другим самоходным машинам сельскохозяйственного, промышленного, строительно-дорожного и специального назначения

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тракторам, самоходным шасси, машинно-тракторным агрегатам и другим самоходным машинам сельскохозяйственного, промышленного, строительно-дорожного и специального назначения

Изобретение относится к передачам мощности тракторов, а также других тяговых, транспортных и сельскохозяйственных машин, для которых целесообразно использование наряду с прямым назначением в качестве передвижного источника электрической энергии

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к тракторам с электромеханическими тяговыми передачами

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности, к сельскохозяйственным и промышленным тракторам, самоходным шасси, машинно-тракторным агрегатам и другим самоходным колесным и гусеничным машинам, имеющим электромеханическую трансмиссию с электрическими машинами переменного тока

Изобретение относится к силовым передачам тракторов и други.х тяговых, транспортных и сельскохозяйственных ма- Н1ИН с электрическими элементами тягового привода, способных работать в режиме передвижной электростанции и содержащих электрические .машины переменного тока

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к электромобилям, и может быть использовано в любой отрасли хозяйства для передвижения и транспортировки грузов
Наверх