Фрикционный чугун для тормозных колодок

 

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве чугунных тормозных колодок. Цель изобретения - повышение предела прочности при изгибе, снижение износа тормозных колодок и уменьшение тормозного пути. Предложенный чугун содержит, мас.%: углерод 2,7 - 3,4

кремний 0,5 - 1,0

марганец 0,4 - 0,9

фосфор 0,45 - 0,8

кальций 0,001 - 0,15

барий 0,001 - 0,20 и железо - остальное. Дополнительный ввод в состав чугуна бария и увеличение в нем содержания фосфора и уменьшение содержания углерода обеспечило повышение σ<SB POS="POST">U</SB> в 1,26 - 1,44 раза, снижение износа 1,1 - 1,85 раза и уменьшение тормозного пути в 1,2 - 1,28 раза. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 567652 А 1 щ)5 С 22 С 37/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ций вводится в чугун в виде комплексных кальцийсодержащих лигатур.

Барий благодаря повышенной модифицирующей активности и рафинирующему действию оказывает благоприятное влияние на свойства железоуглеродистых расплавов, У чугуна с низким содержанием углерода он улучшает характер вьщеления графитовых включений: уменьшает количество междендритного эвтектического графита, а также предупреждает выделение цементита в виде крупньж включений.

Введение в чугун бария в количестве 0,001-0,207 повышает однородность ,макроструктуры, улучшает метчлличес кую основу, увеличивает дисперсность перлита, прочность, вязкость и износостойкость. Барий дается в чугун (21) 4222343/23-02 (22) 06.04,87 (46) 30.05 90. Бюл. 11 20 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (72) Т.В. Ларин, h.М Асташкевич, Е.A. Яковлев, И.В. Абашкин, Я.И, Шоташвили, В.С. Гудков, А.Г. Карноухов и А.А. Теплухин (53) 669.15-196 (ОЯЯ.Я) (56) Авторское свидетельство СССР

Н" 834206, кл. С 22 0 37/10, 1979.

Авторское свидетельство СССР

1129263, кл. С 22 С 37/ОО, 1982. (54) ФРИК!(ИОННЫЙ ЧУГУН .(ЛЯ ТОРМОЗНЫХ

K0JI(), (0K (57) Изобретение относится к металИзобретение относится к области металлургии, в частности к разработке составов чугуна для тормозных колодок.

Цель изобретения — повышение предела прочности при изгибе, снижение износа тормозных колодок и уменьшение тормозного пути.

Выбор граничных пределов содержания компонентов в чугуне предложенного состава обусловлен следующим.

Кальций обладает большим сродством с кислородом, поэтому он широко применяется в качестве модификатора.

При содержании кальция в пределах

0,001-0,15 уменьшается склонность чугуна к отбелу, улучшается форма и ориентация графита, а также дисперсность металлической основы. Каль2 лургии и может быть использовано при производстве чугунных тормозных колодок. Цель изобретения — повышение предела прочности при изгибе, снижение износа тормозных колодок и уменьшение тормозного пути. Предложенный чугун содержит,мас,X: углерод 2,73,4; кремний 0,5- 1,0, марганец 0,40,9 фосфор 0,45-0,8, кальций 0,001—

0,15, барий 0,001-0,20 и железо — остальное. Дополнительный ввод в состав чугуна бария и увеличение в нем содержания фосАора и уменьшение содержания углерода обеспечило повышение Й „в 1,26-1,44 раза, снижение износа в 1,1 — 1,85 раза и уменьшение тормозного пути в 1,2-1,28 раза.

1 табл.

1567652 в виде комплеКсной барийсодержащей лигатуры.

Ограниченное содержание фосфора

10,45-0,80Х обусловлено необходимостью получения чугуна с повьш енной теплостойкостью, достаточной прочностью и малой склонностью к искрению при сложных условиях торможения.

При выборе химического состава предлагаемого чугуна принималось во внимание не только сумма углерода и кремния, но также оптимальное соотношение этих элементов ° Учитывалось, что кремний в половинчатом чугуне при (C+Si) 4,3Х действует на графитизацию сильнее углерода примерно н два раза.

Содержание кремния бралось несколько ниже критического ° Из этих соображений сумма углерода и кремния для деталей со стенками толщиной

60-80 мм рассчитана (с учетом экстремальных значений) в интервале 3, 94,3Х. При таком соотношении и при- 25 менении модифициронания процесс графитизации несколько затормаживается, вследствие чего выделенный графит при распаде ледебурита не успевает собраться н крупные 1(ластинки и В BH 3 де мелких включений завихренной формы равномерно распределяется в массе чугуна., При оптимальном содержании кальция (0,02Х) или бария (0,015Х) в комплексе с низким углеродом и кремнием может бить получен чугун с перлитной основой, повышенной дисперсностью и графитом пластинчатой формы средней величины, обладающий высокой изно40 состойкостью и прочностью о дд„= — 450-550 МПа.

Изменение содержания (вес.Х) компонентов в сторону нижних пределов от оптимальных, например углерода ниже 2,7, кальция и бария, может привести к ухудшению литейных свойств чугуна, появлению раковин, пор, отбела, снижению фрикционных свойств и прочности колодок.

Введение кальция и бария н чугун

50 выше верхнего предела не оказывает положительного действия на фрикционные свойства и износостойкость чугуна ввиду понижения его твердости, повышения содержания структурно свободного феррита и увеличения объема розеточного графита в матрице с крупным строением нластин.

Предложенный чугун при оптималь-ном соотношении всех элементов отФормула изобретения

Фрикционный чугун для тормозных колодок, содержащий углерод, кремний, марганец, Aochop, кальций и железо, отличающийся тем, что, с целью повышения предела прочности при изгибе, снижения износа тормозных колодок и уменьшения тормозного пути, он дополнительно содержит барий при следующем соотношении компонентов, мас.

Углерод

Кремний

Марганец

2,7-3,4

О, 5-1,0

0,4-0,9 личается равномерным распределением в объеме некрупных размеров фосфидной эвтектики и пластинчатого графита завихренной формы; в не. не обязательно присутствие легирующих элементов, он не требует какой-либо термической обработки, что существенно сокращает стоимость литья (колодок) без снижения его эксплуатационных свойств.

Процесс производства тормозных колодок из чугуна осуществляется следующим образом. Расчет шихты ведется с учетом заданного химического состава чугуна, Температура плавления чугуна устанавливается 1450-1511 С.

Температура модифицирования 13401400 0, при заливке в формы 13001360 С °

В качестве модификатора берется механическая смесь, состоящая из силикокальция (8|Са) и силикобария (SiBa). Лигатуру (cMecb) вводят в ковш после наполнения последнего на

1/3. CeppoAochop доменного производства дают н вагранку вмес ге с шихтой.

Время ввода модификатора до разливки чугуна в формы не превышает 15 мин.

Контроль чугуна на отбел ведут по технологическим пробам.

Результаты сравнительного анализа свойств чугуна предложенного и известного составов приведены н таблице. Как следует из таблицы, дополнительный ввод в состав чугуна Ба, а также изменение в нем содержания С и Р обеспечило понишение,„ н 1,261,44 раза, снижение износа в 1,!в

1,85 раза и уменьшение тормозного пути н 1,2-1,28 раза.

0,45-0,8

0,001-0 15

0,001-0 20

Ос таль пne

1567652

Фосфор

Кальций

Барий

Железо

Хииическнй состав> Й

Чугун

Тормозной нанос, г

1 вер-1 > >

ПВ

Предел прочнпспуть, и

Ос тал ьн ое

Составитель Н. Косторной

Техред Л.Олийнык Корректор Э, .!1ончакг ва

Редактор О. Спесивых

Заказ 1304 Тираж 486 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СС("

113035, Иосква, Ж-35,. Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, !!!!

1 2, 70

2 2,75

3 3,20

4 3,27

5 3,40

6 3,21

7 3,31

Извест- 4,20 ный

l 00 0>90

1,20 0,62

0,60 0,40

0,63 0,70

0,50 0>45

0,55 0,48

0,56 0,72

0,82 0,74

0,001

О, 150

0,015

0,0005

0,0160

0,0007

0,0160

0,0070

0,45 0>0010

0,56 0,0003

0 55 0 0140

0,51 0,0440

0,60 0,0005

0,50 0,2000

0,80 0,0100

0,21

3,70

3,95

3,80

3 90

3,90

3,76

3,87

5,02

112

118

Ьс

86

119

94

98

129

5369

5473

4944

5016

5468

5073

5087

6813 тн, NT .. (420

384

479

336

247

249

241

23!

2?7

Фрикционный чугун для тормозных колодок Фрикционный чугун для тормозных колодок Фрикционный чугун для тормозных колодок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для производства отливок, работающих в условиях износа

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве прокатных валков

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве мелющих тел

Чугун // 1548245
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано в качестве конструкционного материала

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для производства тиглей плавильно-раздаточных печей алюминиевых сплавов

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве прокатных валков

Чугун // 1546511
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении чугунных деталей, работающих в условиях низких температур до - 40°С

Чугун // 1541299
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве отливок доменных печей

Чугун // 1539231
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве отливок корпусных деталей комбайна

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве седел газомотокомпрессоров

Изобретение относится к области металлургии, в частности к серым чугунам с пластинчатым графитом, используемым в узлах трения

Изобретение относится к металлургии, в частности к разработке сплавов на основе системы железо-углерод для изготовления литых износостойких и ударопрочных изделий, например помольных шаров, и к способу получения таких сплавов

Чугун // 2112073
Изобретение относится к металлургии, в частности к чугунам с шаровидной формой графита для получения отливок, обладающих в исходном состоянии высокой пластичностью и прочностью

Чугун // 2116371
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к составам чугуна, используемого в качестве товарного ванадиевого чугуна, а также для конверторного передела с получением ванадиевого шлака и углеродистого полупродукта

Чугун // 2116372
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к составам чугуна, используемого в качестве товарного ванадиевого чугуна, а также для конверторного передела с получением ванадиевого шлака и углеродистого полупродукта

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано как антифрикционный материал, в частности, для изготовления деталей, работающих в условиях с повышенными окружными скоростями

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составам легированных чугунов для изготовления изделий, работающих в условиях повышенного износа и циклических нагрузок, например валков прокатных станов, деталей грязевых и погружных насосов и т.п

Чугун // 2124066
Изобретение относится к металлургии, в частности к разработке составов износостойкого чугуна для получения различного типа литых валков, используемых в металлургии , строительной и пищевой промышленности (мукомольной, кондитерской, пивоваренной), и других видов размольного оборудования

Изобретение относится к металлургии, в частности, к разработке составов чугуна для изготовления мелющих тел и быстроизнашивающихся деталей, таких, как броневые плиты шаровых мельниц, била, щеки щековых дробилок и тому подобное
Наверх