Способ управления трансмиссией транспортного средства

 

Изобретение относится к тракторостроению, в частности к автоматическому управлению тракторами. Цель - расширение функциональных возможностей. Измеряют нагрузку на двигатель и разрежение в эжекционной трубе, размещенной в выхлопной трубе. При максимуме разрежения в момент уменьшения параметра нагрузки переключают передачу на высшую, а в момент увеличения параметра нагрузки - на низшую. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 28 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4343780/25-11 (22) 15.12.87 (46) 07.06.90. Бюл. № 21 (71) Сибирский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства и Сибирское отделение по автоматизации машинно-тракторных агрегатов Научно-производственного объединения по тракторостроению (72) Д. М. Воронин, В. М. Лившиц, А. P. Голштейн и А. А. Моносзон (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1402447, кл. В 60 К 28/00, 1986.

Изобретение относится к тракторостроению, в частности к автоматическому управлению тракторами.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей.

На фиг. 1 приведен график, характеризующий экспериментально полученные внешние скоростные характеристики двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — блоксхема устройства, реализующего представленный способ.

В выхлопную трубу двигателя введена эжекционная труба. По оси абсцисс отложен скоростной режим работы двигателя, по оси ординат — значение эффективной мощности двигателя и. значение величины разрежения в эжекционной трубе, в качестве которой может использоваться и эжектор циклонного воздушного фильтра.

Линии 1 и 1 описывают изменение мощности двигателя и разрежения в эжекционной трубе в зависимости от скоростного режима работы двигателя при его нормальном техническом состоянии.

Линии 2 и 2 описывают изменение указанных параметров при неисправном двига„„Я0„„1569254 A1

2 (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57), Изобретение относится к тракторостроению, в частности к автоматическому управлению тракторами. Цель — расширение функциональных возможностей. Измеряют нагрузку на двигатель и разрежение в эжекционной трубе, размещенной в выхлопной трубе. При максимуме разрежения в момент уменьшения параметра нагрузки переключают передачу на высшую, а в момент увеличения параметра нагрузки — на низшую. 2 ил. теле (напрнмер, для двигателя с завышенным расходом топлива).

Величина нагрузки /г на двигатель может определяться отношением текущего значения крутящего момента М, развиваемого двигателем, к номинальному М,,„:

/г = —

М (1)

+9«

Учитывая эквидистантность изменения мощности и разрежения в эжекционной трубе, величины М и Ч „могут определяться как

Рр Рр (2) г гном где 1 — постоянный коэффициент;

Р „— значение разрежения в эжекционной трубе при номинальном скоростном и нагрузочном режимах работы исправного двигателя.

С учетом соотношений (1) и (2) нагрузка на двигатель определяется соотношением (3) 1569254

Указанная зависимость представлена на фиг. 1 линией 1. В процессе эксплуатации техническое состояние двигателя непрерывно меняется, что приводит к изменению величины Рр„:, в частности, достигающей величины Pp l

Рис

В этом случае для точного определения нагрузки на двигатель с помощью соотношения (3) необходимо в указанном соотношении заменить значение величины P на

Н е значение величины Р „,, т. е. нагрузка на двигатель определится соотношением (4)

Рнон

Зависимость этой величины от скорост ного режима работы двигателя представлена на фиг. линией 2", которая фактически совпадает с линией 1 ".

Однако исследования показали, что учет технического состояния двигателя при определении момента переключения передач не требуется. Значение k было принято за константу, т. е. оценку нагрузки на двигатель проводили по соотношению (3) для любого технического состояния. Определенная таким образом нагрузка на двигатель при изменении его технического состояния представлена на фиг. 1 линией 2 ".

Анализ приведенных на фиг. 1 экспериментальных зависимостей показал, что при любом техническом состоянии как в случае оценки нагрузки на двигатель по соотношению (3) (линия 2 "), так и в случае оценки нагрузки на двигатель по соотношению (4) (линия 2"), за максимальное значение параметра мощности (разрежения в эжекционной трубе) может быть принято такое его значение (линии 1, 2 ), когда при изменении знака приращения этого параметра приращения параметра нагрузки (кривые 1 и 2) не меняется.

Таким образом, переключение передачи в трансмиссиях транспортных средств на высшую осуществляют при максимуме параметра мощности, если при этом параметр нагрузки уменьшается, и на низшую — также при максимуме параметра мощности, но при увеличении параметра нагрузки, как при учете технического состояния двигателя, так и без учета этого.

Способ осуществляется следующим образом.

В выхлопную труоу двигателя внутреннего сгорания транспортного средства вводят эжекционную трубу. С помощью известных технических средств измеряют разрежение в эжекционной трубе и частоту вращения коленчатого вала. Затем с помощью устройства для осуществления способа определяют параметр нагрузки и мощности двигателя, вычисляют их приращение, сравнивают знаки приращения и выдают рекомендацию на изменение передачи.

Устройство для определения момента переключения передач в трансмиссиях транспортных средств содержит датчик 1 разрежения в эжекционной трубе, датчик 2 частоты вращения коленчатого вала двигателя, измеритель 3 давления разрежения, вычислитель 4, в который входят блок 5 определения знака приращения разрежения, вход которого соединен с выходом измерителя 3 давления разрежения, блок 6 вычисления нагрузки на двигатель, первый вход которого соединен с выходом измерителя 3 давления разрежения, а второй вход с выходом датчика 2 частоты вращения коленчатого вала, выход же соединен с входом блока 7 вычисления знака приращения нагрузки на двигатель, выход которого соединен с первым входом схемы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 8, второй вход которой соединен с выходом блока 5 определения знака приращения разрежения, а выход с вторым входом схемы 9 выбора направления переключения, первый вход которой соединен с выходом блока 7 вычисления знака приращения нагрузки, а выходы, являющиеся одновременно и выходами вычислителя 4, соединены с входами индикатора 10 повышения передачи и индикатора 11 понижения передачи.

Устройство работает следующим образом.

При эксплуатации трактора датчиками 1 и 2 непрерывно измеряются текущие значения давления разрежения и частоты вращения коленчатого вала. Измеритель 3 давления разрежения формирует сигнал, пропорциональный величине разрежения в эжекционной трубе, блок 5 вычислителя 4 определяет знак приращения разрежения, одновременно блоком 6 вычисления нагрузки на двигатель по соотношению (3) определяется величина указанной нагрузки. Блок 7 определяет знак приращения нагрузки на дви. гатель, сигнал с которого поступает на первые входы схемы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 8 и схемы 9 выбора.

На второй вход схемы 8 одновременно подается информация с блока 5 о знаке приращения разрежения, а с выхода схемы 8 поступает сигнал в случае наличия на ее входах сигналов разных знаков. Наличие сигнала на выходе схемы 8 свидетельствует о том, что двигатель транспортного средства работает в номинальном режиме и указанный сигнал поступает на второй вход схемы 9 выбора направления переключения, на первый вход которой поступает сигнал с выхода блока 7 вычисления знака приращения нагрузки на двигатель. Если знак приращения нагрузки положительный, то со схемы 9 гоступает сигнал на индикатор 11 понижения передачи, а если знак отрицательный, то со схемы 9 поступает сигнал на индикатор 10 повышения передачи.

1569254

Формула изобретения

Способ управления трансмиссией транспортного средства, при котором измеряют значение параметра мощности и параметра нагрузки и переключение в трансмиссии осуществляют при максимальном значении параметра мощности в момент изменения параметра нагрузки, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, в качестве информационного па5 раметра мощности двигателя измеряют разрежение в эжекционной трубе, установленной в выхлопной системе двигателя.

1569254

Соста витель А. Барыко в

Редактор Е. Папп Техред Й. Верес Корректор Т. Малий

Заказ 1421 Тираж 423 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ управления трансмиссией транспортного средства Способ управления трансмиссией транспортного средства Способ управления трансмиссией транспортного средства Способ управления трансмиссией транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, исключающим запуск двигателей транспортных средств при включенной передаче в коробке передач

Изобретение относится к транспортному , машиностроению, в частности к устройствам, исключающим запуск двигателей транспортных средств при включенной передаче в коробке

Изобретение относится к тракториомч и сельско.хозяйственному .манишос-троснию и предназначено для систем экстренной кта новки дизелей ко;1есных тракторсл и комбаи нов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам блокировки запуска двигателей тракторов и других самоходных машин

Изобретение относится к технике безопасности эксплуатации транспортных средств и предназначено для предупреждения находящегося в пути водителя об опасности при его погружении в сонное состояние

Изобретение относится к бронетанковой технике

Изобретение относится к бронетанковой технике

Изобретение относится к диагностике психофизиологического состояния человека по речевому сигналу в процессе его профессиональной деятельности и может быть использовано при реализации контроля состояния водителя транспортного средства

Изобретение относится к технике безопасности при эксплуатации мобильных, преимущественно транспортных, средств, имеющих пневмосистемы торможения и оборудованные дверями кабины, и предназначено для предотвращения трогания с места с открытыми дверями и при недостаточном давлении в пневмосистеме торможения

Изобретение относится к автотракторной проомышленности
Наверх