Гидромеханический трансформатор

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве силовой передачи в трансмиссиях транспортных средств и других машин. Цель - повышение эффективности. Гидрохимический трансформатор содержит объемную гидромашину, снабженную планетарным механизмом, муфтой 11 свободного хода. От входного вала 1 крутящий момент передается через солнечное колесо 2 и сателлиты 3 водилам 4 и ротору, который жестко закреплен на выходном валу 8. Ротор снабжен лопастями 7, взаимодействующими со статором 9. Коронное колесо 5 и выполненный с ним заодно статор 9 установлены в корпусе 10 на муфте 11 свободного хода. Между статором 9 и корпусом 10 имеется кольцевая полость 17, заполненная жидкостью. В статоре выполнены радиальные каналы, связанные с выпускными каналами 15, в которых установлены центробежные регуляторы расхода жидкости в виде цилиндрических плунжеров 19. Плунжеры 19 установлены с возможностью перекрытия сопел. Повышение эффективности достигается путем трансформации крутящего момента в гидромашине только при промежуточных передаточных отношениях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) (Il) (я)э F 16 Н 47/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР.ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

KKNgyp мщу- t @, цщ

E HBRHg,; д

1 (21) 4406959/25-29 (22) 07.04.88 (46) 07.06.90. Бюл. йЬ 21 (71) Тольяттинский политехнический институт . .(72).В,Н.Пелипенко (53) 621.662 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР й. 823714, кл. F 16 Н 47/12, 1974. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТРАНСФОРМАТ0Р (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве силовой передачи в трансмиссиях транспортных средств и других машин. Цель— повышение эффективности. Гидрохимический трансформатор содержит обьемную гидромашину, снабженную планетарным механизмом, муфтой 11 свободного хода. От

7 A входного вала 1 крутящий момент передается через солнечное колесо 2 и сателлиты 3 водилам 4 и ротору, который жестко закреплен на выходном валу 8. Ротор снабжен лопастями 7, взаимодействующими со статором 9. Коронное колесо 5 и выполненный с ним заодно статор 9 установлены в корпусе 10 на муфте 11 свободного хода.

Между статором 9 и корпусом 10 имеется кольцевая полость 17, заполненная жидкостью. В статоре выполнены радиальные каналы, связанные с выпускными каналами

15, в которых установлены центробежные регуляторы расхода жидкости в виде цилин. дрических плунжеров 19. Г!лунжеры 19 установлены с возможностью перекрытия сопл.

Повышение эффективности достигается путем трансформации крутящего момента в гидромашине только при промежуточных передаточных отношениях. 1 э.п. ф-лы, 3 ил.

1569476

35

45

55

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах разлииных машин, в частности в трансмиссйях транспортных средств.

Цель изобретения — повышение эффекТИВНОСТИ;

На фиг.1 представлен гидромеханический трансформатор, продольный разрез; на фиг,2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3— разрез Б-Б на фиг,1.

Гидромеханический трансформатор содержит входной вал 1, солнечное. колесо 2, сателлиты 3, водила 4, коронное колесо 5, ротор 6 с лопастями 7, выходной вал 8, статор 9, корпус 10 и муфту 11 свободного хода..

Лопасти 7 взаимодействуют со. статором 9 с образованием камер низкого 12 и высокого

13 давления. В статоре 9 выполнены впускные 14 и выпускные 15 каналы, Выпускные каналы 15 снабжены тангенциально расположенными соплами 16. Между статором 9 и корпусом 10 расположена кольцевая полость 17, заполненная рабочей жидкостью.

В статоре 9 выполнены глухие радиальные каналы 18, связанные с выпускными канала-. ми 15, в которых установлены центробежные регуляторы расхода жидкости, выполненные в виде Цилиндрических плунжеров 19, установленных с возможностью перекрытия сопл 16 выпускных каналов 15.

Солнечное колесо 2 жестко закреплено на входном валу 1, сателлиты 3 посредством водила 4 связаны с ротором 6, а коронное колесо 5 выполнено заодно со статором 9.

Ротор 6 жестко закреплен на выходном валу

8, а между статором 9 и корпусом 10 установлена муфта 11 свободного хода.

Трансформатор работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 1 и жестко связанного с ним солнечного колеса 2 крутящий момент передается через сателлиты

3 и водила 4 на выходной вал 8. На коронном колесе 5 и выполненном с ним заодно статоре 9 возникает реактивный момент, направленный в сторону, противоположную вращению входного вала 1: Однако муфта

11 свободного хода удерживает ик в неподвижном состоянии. Вследствие этого, происходит передача крутящего момента через планетарный механизм с передаточным отношением, определяемым диаметрами (числом зубьев) его звеньев.

При вращении выходного вала 8 и жестко связанного с ним ротора 6 лопасти 7, увлекают за собой в камеры 12 низкого давления жидкость из полости 17 и одновременно вытесняют жидкость из камер 13 высокого давления через выпускные каналы

15 и сопла 16 в полость 17. Поскольку статор

9 неподвижен, то центробежные регуляторы расхода жидкости открыты, т.е. плунжеры 19 не перекрывают сопла 16, С увеличением частоты вращения входного вала 1 и соответственно выходного вала 8 нарастают усилия от лопастей 7 и давления жидкости на статор 9. При достижении ими определенной величины, превышающей реактивный момент и силы трения статора 9, последний вращается в том же направлении, что и ротор 6. При этом регуляторы расхода жидкости увеличивают сопротивление протекающей жидкости за счет перекрытия плунжерами 19 сопл 16, что вызывает повышение давления в камерах13 и, следовательно, возрастает силовое давление на статор 9. В результате частота вращения статора 9 с коронным колесом 5 возрастает, что приводит к увеличению частоты вращения сателлитов 3 с водилами 4, а также выходного вала 8. В итоге трансформатор постепенно переходит на прямую передачу, при которой планетарный механизм и объемная гидромашина. вращаются xav, единое целое. При этом обеспечиваются условия для трансформации крутящего момента с hàîáõoäèìûì передаточным отношением, которое устанавливается автоматически в зависимости от соотношения крутящих моментов на входном и выходном валах.

Применение данного гидромеханического трансформатора в транспортных средствах позволяет повысить долговечность двигателя, сократить раскод топлива, облегчить труд водителя.

Формула изобретения

1, Гидромеканический трансформатор, содержащий размещенную в неподвижном корпусе объемную гидромашину, имеющую установленные соответственно на входном и выходном валах ротор с лопастями и подвижный статор, образующий с корпусом полость, заполненную жидкостью, причем в статоре выполнены.вг1ускные и выпускные каналы, лопасти ротора установлены с возможностью взаимодействия со статором с образованием рабочих камер, а выпускные каналы статора снабжены тангенциально расположенными соплами, о т л и ч а ю щ и.-. и с я тем, что. с целью повышения эффективности, он снабжен планетарным механизмом, солнечное колесо которого жестко закреплено на входном валу, саттелиты посредством водила кинематически связаны с ротором гидромашины, а коронное колесо выполнено заодно со статором, при этом ротор жестко связан с выходным валом, а статор связан с корпусом посредством муфты свободного кода.

1569476

Составитель Я,Брацлавский

Редактор Н,Рогулич Техред М:Моргентал Корректор Н.Ревская

Заказ 1432 Тираж 489 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский.комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

2. Трансформатор по п.1, от л и ч а ю щи и с я тем, что в статоре выполнены связанные с выпускными глухие радиальные каналы, в которых размещены центробежные регуляторы расхода жидкости,. выполненные в виде цилиндрических плунжеров, установленных с воэможностью перекрытия сопл выпускных каналов.

Гидромеханический трансформатор Гидромеханический трансформатор Гидромеханический трансформатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к передачам с текучей средой
Наверх