Устройство для обучения операторов систем управления

 

Изобретение относится к технике информационно-вычислительных систем и может использоваться при обучении и тренировке операторов по управлению вычислительными процессами и комплексами на базе ЕС ЭВМ, а также обучению диспетчерским функциям. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит тактовый генератор 1, делитель 2 частоты, распределитель 3 импульсов, блок 4 задания программы, блок 9 прерываний, блок 5 задания режима работы, блок 8 сравнения, пульт 6 оператора и индикаторное табло 7. Введение в устройство блока прерываний, блока сравнения и блока задания режима работы позволяет приблизить к реальным условиям обучение операторов, что ведет к расширению дидактических возможностей устройства. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН ()5 С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4479222/24-24 (22) 30.08.88 (46) 15.06.90. Бюл. Р 22 (72) В.A.Ãðèáêoâ, С.Л.Гусев, А.А.Никитин и В.Э.Жигадло (53) 681.3.071 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1095221, кл . G 09 В 9/00, 1983. (54) УСТРОЙСТВО дЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к техникеинформационно-вычислительных систем и может использоваться при обучении и тренировке операторов по управлению вычислительными процессами и комплексами на базе ЕС ЭВМ, а также обучению

„„Я0„„1571642 А 1

2 диспетчерским функциям. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит тактовый генератор 1, делитель

2 частоты, распределитель 3 импульсов, блок 4 задания программы, блок

9 прерываний, блок 5 задания режима работы, блок 8 сравнения, пульт 6 оператора и индикаторное табло 7.

Введение в устройство блока прерываний, блока сравнения и блока .задания режима работы позволяет приблизить к реальным условиям обучение операторов, что ведет к расширению дидактических воэможностей устройства.

3 э.л. ф-лы, 6 ил.

Ф

1571642

Изобретение относится к технике информационно-вычислительных систем

И может использоваться при обучении

И тренировке операторов по управле5

Нию вычислительными процессами и комплексами на базе ЕС ЭВМ, а также обучению диспетчерским функциям.

Целью изобретения является расли ение дидактических возможностей 10 стройства.

На фиг.1 приведена блок-схема стройства для обучения операторов систем управления; на фиг.2 — блоксхема блока вьдачи символьной ин-! формации; на фиг. 3 — блок-схема пульта оператора; на фиг.4 — блоксхема табло оператора; на фиг.5 блок-схема блока обработки ответов; на фиг.6 — блок-схема блока преры- 2п в,аний.

Устройство для обучения оператор ов систем управления (фиг, 1) содерхфгт тактовый генератор 1, делитель

2 частоты, распределитель 3 импульсов, блок 4 задания программы, блок

5 задания режима работы, пульт 6 оператора, индикаторное табло 7, блок 8 сравнения и блок 9 прерываний.

Блок 5 задания режима работы

1 (иг.2) содержит первый дешифратор

10 адреса устройства, первый счетчик

11 байтов инструкции режима, второй дешифратор 12, второй счетчик 13 адреса постоянной памяти, блок памяти (14, элемент 15 задержки, управляемый генератор 16 тактовых импульсов, т етий счетчик 17 байтов вьдачи, трет и дешифратор 18 конца данных.

Пульт 6 оператора (фиг.3) со- 40 держит генератор 19 тактовых импульсов, счетчик 20, дешифратор 21, мультиплексор 22.

Индикаторное табло 7 (фиг.4) содержит регчстры 23,-23д, дешифраторы 45

24, -24» индикаторы 25-1 — 25„.

Блок 8 (фиг.5) содержит первый регистр 26 эталонного ответа, второй регистр 27 ответа оператора, блок 28 сравнения, первый счетчик 29 ошибочных ответов, первый индикатор 30 ошибочных ответов, второй счетчик 31 правильных ответов, второй индикатор

32 правильных ответов.

Блок 9 прерываний (фиг.6) содержит

В Я-триггер 33, элемент задержки 34, 55 двоичный счетчик 35.

Пульт 6 оператора содержит также первый и второй элементы HE 36, 37, элемент И 38, элементы коммутации 39, 40 (кнопки) . Табло 7 оператора содержит также элемент И 41. Блок 8 содержит также первый 42, второй 43 и третий 44 элементы И. Блок 9 содержит элемент И 45,. Блок 5 содержит также. регистр 46 адреса устройства. Блок 8 содержит элемент И 47.

Устройство работает следующим образом.

Блок 4 задания программы управляет процессом обучения (тренажа) посредством выдачи в блок 5 задания режима.

Инструкция режима содержит три части: адрес устройства, которому необходимо выдать символьную информацию; адрес данных постоянной памяти символьной информации; количество байтов символьной информации, подлежащих выдаче..

В процессе записи инструкции режима в блок 5 первая часть.ее попадает в регистр 46 адреса устройства (на фиг ° 2), вторая часть — в счетчик 13 адреса постоянной памяти, третья часть — в счетчик 17 байтов вьдачи. За распределение частей инструкции режима отвечают счетчик 11 байтов инструкции режима и дешифратор 12. По окончании записи инструкции режима в блок 5 снимается сигнал

"Готовн.". (вых.1), что свидетельствует о запуске цикла функционирования блока 5 по вьдаче символьной информации внешним устройствам.

Через время, определяемое элементом 15 задержки фронта импульса, запускается управляемый генератор 16 тактовых импульсов. По каждому импульсу генератора 16 записывается очередной байт из блока памяти 14, адрес которого определяется счетчиком 13, ва внешнее устройство, определяемое содержимым регистра 46 и выбранное сигналом с выхода дешифратора 10. Затем содержимое счетчика

13 увеличивается на 1., а содержимое счетчика 17 уменьшается на 1. Процесс вьдачи символьной информации длится до полного обнуления счетчика

17 ° Факт обнуления выделяется дешифратором 18, сигналом с выхода которого сбрасывается счетчик 11, вследствие чего выставляется сигнал

"Готовн.".

Блок 5 готов к приему очередной инструкции режима.

1" 7 t6-

40 ки.

Блок 9 прерываний обеспечивает выдачу двух инструкций режима из лока 4 посредством управления такговыми импульсами, поступающими иэ усилителя 2. По окончании набора имвольной информации на пульте 6

)ператора обучаемый нажимает кнопку Ввод", тем самым обеспечивает разрешение прохождения тактовых импуль.ов посредством подачи сигнала "Ввод" а установочный вход RS-триггера 33

1ри наличии сигнала "Готовн." с депифратора 12 блока 5; сравнение набэанной информации с эталонной в бло<е 8.

По приему первой инструкции снимается сигнал "Готовн." и запрещают=я тактовые импульсы на время обработки первой инструкции. Символьная информация, выдаваемая из блока памяги 14 блока 5, имитирует текущее состояние системы управления и поступает в индикаторное табло 7 °

По окончании выдачи символьной

25 информации устанавливается сигнал

"Готовн.", который вызывает разрешение тактовых импульсов и срабатывание счетчика 35 с коэффициентом счета 2. В результате этого осуществляется считывание и выполнение вто30 рой инструкции, обеспечивающей считывание из постоянного запоминающего устройства информации, содержащей эталонный ответ обучаемого, который поступает в блок 8. Через время, определяемое элементом задержки 34, происходит сброс RS-триггера 33, который блокирует тактовые импульсы до очередного нажатия кнопки "Ввод".

На этом этап, обработки инструкций режима заканчивается и устройство готово к выполнению очередного этапа задания, которое начинается с нажатием кнопки "Ввод". При отсутствии нажатой клавиши на пульте 6 оператора на выходе мультиплексора 22 постоянно присутствует низкий уровень сигнала, который, проходя через элемент НЕ 37, открывает элемент И 38, и тактовые импульсы с выхода генера- 50 тора 19 проходят на вход счетчика

20, который осуществляет цикловой подсчет импульсов. При нажатии какойлибо клавиши счетчик останавливается на такте, номер которого соответст- 55 вует номеру нажатой клавиши, так как сигнал с выхода дешифратора через нажатую клавишу поступает на вход мультиплексора, а затем с его выхода

2 б сигнал высокого уровня через элемент

НЕ 36 закрывает элемент И 38. Сигнал с выхода мультиплексора- стробирует выходные данные со счетчика 20. В случае высокого уровня»а входе табло

7 "Выбор устройства" сигнал "Строб. данных" поступает на вход регистров

23 -23 . Информация, поступающая на вход "" анные табло" (от блока 5), последовательно записывается в регистры

23 -23 . Информация с выходов регистt4 ров 23 -23 <, преобразованная дешифраторами 24, — 24„, отображается индикаторами 25, — 25 .

Информация, записанная с пульта 6 оператора в регистр 27 блока 8, в блоке 28 сраввпвается с эталонной информацией, записанной из блока 5 в регистр 26, По сигналу "Ввод" с пульта оператора срабатывает один из счетчиков 29 или 31 в зависимости от результата сравнения: в случае правильного ответа — счетчик 31, в случае ошибочного — счетчик 29.

Результат подсчета отображается постоянно индикаторами 30 и 32.

Применение предлагаемого устройства для обучения операторов систем управления, созданного на базе моделирующих блоков, позволяет с небольшими материальными затратами создавать тренажеры, максимально приближенные к информационным моделям реально действующих объектов как в конструктивном оформлении, так и по моделированию динамики управления вычислительными процессами и комплексами. В результате повышается качество подготовки операторов, сокращается время их обучения и стажировФормула изобретечия

1. Устройство для обучения операторов систем управления, содержащее тактовый генератор, делитель частоты, распределитель импульсов, блок задания программы обучения, пульт оператора, индикаторное табло, выход тактового генератора соединен с входом делителя частоты, выходы распределителя импульсов соединены с входами группы блока задания программы обучения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены блок задания режима работы, блок сравнения и блок преры1571642 наний, тактовый вход которого соединен с выходом делителя частоты, а установочный вход соединен с выходом пульта оператора, выходы группы которого соединены с входами первой груп"

5 пы блока сравнения, входы второй группы которого соединены с выходами группы блока задания режима работы и с информационНыми входами индикаторного 1О табло, выходы группы блока задания программы обучения соединеньг с входа- ми группы блока задания. режима работы, выход которого соединен с входом режима блока прерываний, выход которого соединен с входом распределителя импульсов.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок задания режима работы содержит регистр, О три дешифратора, три счетчика, блок ,памяти, элемент задержки и управляемый генератор, выход которого соединен с входом прямого счета первого счетчика и входом обратного счета второго счетчика, выход которого соединен с.входом первого дешифратора, выход которого соединен с входом сброса третьего счетчика, счетный вход которого объединен с входами записи регистра, первого и второго счетчиков, информационные входы которых объединены и соединены с информационным входом регистра и совместно со счетным входом являются входами группы блока, выход третьего счетчика соединен с входом второго дешифратора, первый вьмод которого соединен с входом разрешения регистра, второй выход соединен с входом разрешения первого счетчика, третий выход соединен с входом разрешения второго-счетчика, четвертый выход соединен с входом элемента задержки и является выходом блока, выход эле 45 мента задержки соединен с входом управляемого генератора, выход ре гистра соединен с входом третьего дешифратора, выход первого счетчика соединен с адресным входом блока памяти, выход которого, а также выходы третьего дешифратора и выход управляемого генератора являются выходами группы блока.

3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок срав(нения содержит два регистра, блок сравнения, два счетчика, три элемента И, два индикатора и элемент ИЕ, вход которого соединен с выходом блока сравнения, первый вход которого соединен с выходом первого регистра, вход записи которого соединен с выходом первого элемента И, первый и второй входы которого, а также информационный вход первого регистра являются входами первой группы блока, второй вход блока сравнения соединен с выходом второго регистра, информационный вход и вход записи которого, а также объединенные первые входы второго и третьего элементов

И являются входами второи группы блока, выход элемента НЕ соединен с вторым входом второго элемента И, выход которого соединен со счетным входом первого счетчика, выход которого соединен с информационным входом первого индикатора, выход блока сравнения соединен с вторым входом третьего элемента И, выход которого соединен со счетным входом второго счетчика, выход которого соединен с информационым входом второго индикатора.

4. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок прерываний содержит RS-триггер, элемент задержки, счетчик и элемент И, выход которого является выходом блока, первый вход соединен с выходом RS-триггера, R-вход которого соединен с выходом элемента задержки, вход которого соединен с выходом счетчика, счетный вход которого объединен с вторым входом элемента И и является входом режима блока, установочный вход которого является S-входом RS-триггера, а тактовый вход является третьим входом элемента И.

1571б42

1571642

Составитель Г.Левин

Техред М, Ходанич Корректор С.Шевкун

Редактор М.Циткина

Заказ 1515 Тираж 393 Подписное

3НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Йроиэводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления Устройство для обучения операторов систем управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований, и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для управления уровнем бдительности человека-оператора эргатических систем, в частности при управлении уровнем бдительности водителя транспортного средства

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для профессиональной подготовки крановщиков

Изобретение относится к средствам обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в высших и средних учебных специальных заведениях в качестве лабораторной установки

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в качестве тренажера для подготовки операторов АСУ

Изобретение относится к автоматизированным системам управления, в частности к тренажерам для обучения операторов сложных АСУ, и может быть использовано в мониторных АСУ

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для профессионального отбора операторов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх