Способ увеличения судоходной глубины

 

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для улучшения судоходных условий на свободных реках. Цель изобретения - снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности при проводке судов путем обеспечения снижения скоростей потока воды в судоходной прорези. На перекате 1 реки 2 выполняют судоходную прорезь 3, глубина которой с учетом минимального судоходного уровня за период навигации при минимальном расходе в реке обеспечивает прохождение расчетного судна. Длина прорези 3 должна обеспечить улон ее дна, исходя из допускаемой скорости потока при расчетном расходе. Затем отсыпают поперечную дамбу до ее сопряжения с судоходной прорезью 3, а вдоль судоходной прорези 3 со стороны поперечной дамбы 4 отсыпают разделительную стенку 5, высота которой соответствует нормальному судоходному уровню (или несколько превышает). При значительных колебаниях уровня дамбы в реке на перекате 1 выполняют на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню, дополнительную судоходную прорезь 6 с разделительной стенкой 7 со стороны русла реки 2. Благодаря примыканию дамбы 4 к стенке 5 устраняется локальный ток воды между дамбой 4 и прорезью 3, происходит равномерный перелив воды через дамбу 4, что обеспечивает более спокойный гидравлический режим за дамбой 4, не влияющий на судоходство. Предотвращается растекание воды по всему руслу, образование поперечных свальных тягачей, практически ликвидируется местный перепад в прорези 3 в ствол дамбы 4, снижается скорость потока в судоходной прорези 3. При резких повышениях уровня воды в реке при соответствующем возрастании расхода часть его пойдет по дополнительной судоходной прорези 6 с разделительной стенкой 7. Это позволяет осуществлять при резких повышениях уровня прохождения судов через дополнительную судоходную прорезь 6, выполненный на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню. 5 ил. 1 з.п.ф-лы.

г

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

s Е 02 В 3/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Риг 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4475595/23-15 (22) 09.08,88 (46) 07.07.90. Бюл, ¹ 25 (71) Ленинградское отделение Всесоюзного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект" им. С.Я,Жука (72) С.В.Ларионов и В.В.Соколова (53) 627.42(088.8) (56) Михайлов А.В, Внутренние водные пути. — M.: Стройиздат, 1973, с. 60, рис. Vl.2. (54) СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СУДОХОДНОЙ

ГЛУБИНЫ РЕКИ (57) Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для улучшения судоходных условий на свободных реках.

Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности при проводке судов путем обеспечения снижения скоростей потока воды в судоходной прорези. На перекате 1 реки 2 выполняют судоходную прорезь 3, глубина которой с учетом минимального судоходного уровня за период навигации при минимальном расходе в реке обеспечивает прохождение расчетного судна. Длина прорези 3 должна обеспечить уклон ее дна исходя из допускаемой скорости потока при расчетном расходе. Затем отсыпают поперечную дамбудо ее сопряжения с судоходной прорезью 3, а вдоль судоходной прорези 3 со стороны поЯ2«1576627 А1 перечной дамбы 4 отсыпают разделительную стенку 5, высота которой соответствует нормальному судоходному уровню (или несколько превышает). При значительных колебаниях уровня дамбы в реке на перекате

1 выполняют на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню, дополнительную судоходную прорезь 6 с разделительной стенкой 7 со стороны русла реки 2. Благодаря примыканию дамбы 4 к стенке 5 устраняется локальный ток воды между дамбой 5 и прорезью 3, происходит равномерный перелив воды через дамбу 4, что обеспечивает более спокойный гидрав- . лический режим за дамбой 4, не влияющей на судоходство. Предотвращается растекание воды по всему руслу, образование поперечных свальных тягачей, практически ликвидируется местный перепад в прорези

3 в ствол дамбы 4, снижается скорость потока в судоходной прорези 3. При резких повышениях уровня воды в реке при соответствующем возрастании расхода часть его пойдет по дополнительной судоходной прорези 6 с разделительной стенкой

7. Это позволяет осуществлять при резких повышениях уровня прохождение судов через дополнительную судоходную прорезь 6, выполненную на отметке. соответствующей максимальному судоходному уровню. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

1576627

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для улучшения судоходных условий на свободных реках, Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности при проводке судов путем обеспечения .снижения скоростей потока воды в судоходной прорези.

На фиг,1 показана схема, поясняющая реализацию данного способа, план; на фиг,2 — разрез А — А на фиг,1; на фиг.3— разрез Б — Б на фиг.1; на фиг,4- разрез  — В на фиг.1; на фиг.5 — разрез à — Г на фиг.1.

Способ реализуется следующим образом.

На перекате 1 свободной реки 2 выполняют судоходную прорезь 3, глубина которой с учетом минимального судоходного уровня эа период навигации при минимальном расходе в реке обеспечивает прохождение расчетного судна, Длина прорези 3 должна обеспечивать уклон ее дна исходя из допустимой скорости потока при расчетном расходе. Затем отсыпают поперечную дамбу 4 до ее сопряжения с судоходной прорезью 3, а вдоль судоходной прорези 3 со стороны поперечной дамбы 4 отсыпают разделительную стенку 5, высота которой соответствует нормальному судоходному уровню (или несколько превышает).

При значительных колебаниях уровня воды в реке на перекате 1 выполняют на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню, дополнительную судоходную прорезь 6.с разделительной стенкой 7 со стороны русла реки 2.

Благодаря примыканию дамбы 4 к стенке 5 устраняется локальный ток воды между дамбой 4 и прорезью 3, происходит равномерный перелив воды через дамбу 4, что

4-R обеспечивает более спокойный гидравлический режим за дамбой 4, не влияющий на судоходство. Предотвращается растекание воды по всему руслу, образование попереч5 ных свальных течений, практически ликви. дируется местный перепад в прорези 3 в створе дамбы 4, снижается скорость потока в судоходной прорези 3.

При резких повышениях уровня воды в

10 реке при соответствующем возрастании расхода часть его пойдет по дополнительной судоходной прорези 6 с разделитель ной стенкой 7. Это позволяет осществлять при резких повышениях уровня прохожде15 ние судов через дополнительную судоходную прорезь 6, выполненную на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню.

20 Формула изобретения

1. Способ увеличения судоходной глубины реки путем выполнения судоходной прорези на перекате и возведения поперечной

25 дамбы, перекрывающей часть русла, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения эксплуатационных затрат и повышения безопасности при проводке судов путем обеспечения снижения скоростей потока воды в

30 судоходной прорези, поперечную дамбу возводят до сопряжения ее с судоходной прорезью, при этом вдоль судоходной прорези со стороны сопряжения ее с поперечной дамбой выполняют разделительную

35 стенку.

2. Способпоп.1,отличающийся тем, что на перекате на отметке, соответствующей максимальному судоходному уровню, выполняют дополнительную судо40 ходную прорезь с разделительной стенкой со стороны русла.

1576627

В-В

1 йл макс макс. УНб нГн.

У// ман. 966

i„VAn

ФО24 i 2 Upon >Онакс макс. УНб макс.,Щ мин. УИ5

Hl @ p g г

+ р

Составитель С. КовалевТехред М, Моргентал Корректор С.Шекмар

Редактор А. Мотыль

Производственно-издательский комбинат "Патен " . У тент, г. жгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1833 Тираж 538 П

ВНИИПИ Гос а ств н одписное осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Способ увеличения судоходной глубины Способ увеличения судоходной глубины Способ увеличения судоходной глубины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть применено для регулирования рек, защиты от размыва водным потоком берегов рек и водохранилищ, подводных переходов трубопроводов и защиты от подмыва опор мостов и линий электропередач

Изобретение относится к гидротехнике, в частности к плотинам, задерживающим и регулирующим селевые потоки

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к противоселевым и противопаводковым устройствам

Изобретение относится к гидротехническому строительству

Изобретение относится к гидросооружениям защиты берегов рек

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для защиты незакрепленной части русла водотока и:объектов, расположенных на берегах, от разммва потоком во№ч

Изобретение относится к области гидротехники

Изобретение относится к области гидротехнического строительства

Изобретение относится к области гидротехнического строительства Цель изобретения - повышение надежности отвода потока реки от раз.мываеп мого берега и

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к русловыправительным работам при защите русел рек и каналов от размыва

Изобретение относится к гидротехнике и защите природы

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано при производстве буровзрывных работ дноуглубления и формирования откосов

Изобретение относится к защитным гидротехническим сооружениям, регулирующим течения в акватории, и может быть использовано для ликвидации вредных последствий в относительно мелководных акваториях в результате возведения участков дамб

Изобретение относится к городскому хозяйству и может быть использовано для очистки рек в черте города, уничтожения илов из отстойников систем городских очистных сооружений и предприятий и для ликвидации свалок

Изобретение относится к озерному рыбоводству и может быть использовано при рыхлении донных отложений в естественных водоемах

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано для очистки русел рек, каналов и других сооружений от наносов

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для предотвращения донной эрозии на реках и каналах

Изобретение относится к охране окружающей среды, а именно к рыбной промышленности, и может быть использовано для очистки бассейнов, в которых осуществляют выращивание рыбы в рыбоводных хозяйствах
Наверх