Статор высоковольтной электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение надежности и ремонтопригодности. Нижние 1 и верхние 2 стержни обмотки имеют водоохлаждаемую токоведущую часть 3 и заканчиваются наконечниками 4 с выводными или соединительными шинами. Твердая компонента межфазной изоляции выполнена из комбинации диэлектрических экранов П-и Г-образного поперечного сечения, образующих трубчатые конструкции. Последние имеют стыки, разнесенные по продольной оси не менее чем на 80 мм. На выровненную поверхность шин и стержня наложено два-три слоя сухой самослипающейся изоляционной ленты, не имеющей адгезии к меди и корпусной изоляции. Такое решение позволяет обеспечить отгибы трубчатых конструкций в разных направлениях и плоскостях, что расширяет сферу применения твердой изоляции. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Sr)S Н 02 К 3/38

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY CENQETEllbCTBV

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 4205035/24-07 (22) 04.03.87 (46) 15.07.90. Бюп. N- 26 (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.M.Kèðoâà (72) Б.Д. Ваксер, В. О.Коган, Н.П.Алишева, В.В.Петров, В, Б, Масис, Г. M. Хуторецкий, А, Д.Игнатьев и Ц.Ф.Антонов (53) 621.313.04 (088.8) (56) Хазан С.И. Турбогенераторы,Повреждения и ремонт. M. Энергоатомиздат, 1983, с. 381.

Патент США У 4385254, кл. 310-204, 1986. (54 ) СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения—

„„SU„„157 2 А1

2 повышение надежности и ремонтопригодности. Нижние 1 и верхние 2 стержни обмотки имеют водоохлаждаемую токоведущую часть. 3 и заканчиваются наконечниками 4 с выводными или соединительными шинами. Твердая компонента межфазной изоляции выполнена из комбинации диэлек трич еских э кр ан OB

П- и Г-образного поперечного сечения обр азующих трубчатые конструкции. Последние имеют стыки, разнесенные по продольной оси не менее чем на 80 мм.

На выровненную поверхность шин и стержня наложено два-три слоя сухой самослипающейся изоляционной ленты, не имеющей адгезии к меди и корпус— ной изоляции. Такое решение позволяет обеспечить отгибы трубчатых конструкций в разных направлениях и плоскостях, что расширяет сферу применения твердой изоляции. 3 ил, 1578792

50

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкции мест соединений высоковольтных статорных обмоток крупных турбо- и э гидр or енер ат оров .

Цель изобретения " повышение надежности и ремонтопригодности.

На фиг.1 показан участок изолированной обмотки, аксонометрия; на 10 фиг.2 — сечение вдоль продольной оси машины того же участка обмотки; на фиг. 3 — график зависимости напряжения перекрытия от расстояния между стыками. 1 5

Нижние 1 (фиг.1) и верхние 2 стержни обмотки имеют водоохлаждаемую токоведущую часть 3, заканчиваются наконечниками 4, в которые вставлены водоохлаждаемые токов еду- 20 щие части 5 выводных или соединитель1ных шин.

Стержни обмотки имеют корпусную изоляцию 6, шины — корпусную изоляцию 7. Неизолированные участки шин и стержней имеют протяженность 150—

200 мм, так как при пайке шин в наконечники на этих участках должна быть размещена тепловая защита изоляции 6 и 7. Твердая компонента меж- 30 фазной изоляции выполнена из комбинации диэлектрических элементов (экранов) 8 — 17 П- и Г-образного поперечного сечения, образующих трубчатые конструкции, охватывающие токоведущие части с необходиж м нахлестом на изоляцию 6 стержней и из оляцию 7 ши н. Тру бч ат ая из оляци онная деталь, охватывающая часть наконечника 4 стержня 2 и заходящая на 40 его изоляцию 6, выполнена из трех экранов: П-образного 8 и двух Г-образных 9 и 10, склеенных с необходимым нахлестом, Трубчатые детали 11

14 выполнены из двух П-образных экранов. Трубчатая изоляционная деталь, охватывающая часть наконечника 4 стержня 1, собрана из трех экранов: П-образного 15 и двух Г-образных 16 и 17, склеенных с необходиMblM нахлестом. Токоведущие части шин и стержня выровнены замазкой 18 (фиг,2) . Ha выровненную поверхность наложено два-три слоя сухой самослипающейся изоляционной ленты 19, например типа ЛЭТСАР (на кремнийорганической основе) или РЭТСАР (то же, что и ЛЭТСАР, но с дополнительным слоем стеклоленты), не имеющей адгезии к меди и корпусной изоляции 6,7. Изоляция 19 заходит на изоляцию 6,7 на 60-80 мм. Поверх слоя изоляции 19 установлены диэлек трич ески е экр аны. Внутр енине полости экранов выложены тонким слоем самоотверждающейся композиции (например, замазки 33-246 ), з аполняющей все возможные неплотности между изоляционным слоем 19 и экранами. На фиг.2 показана часть этой герметизирующей з амаэ ки 20, р асположенной в торцовых зонах трубчатых изоляционных конструкций. Трубчатые конструкции, установленные в верхнем и нижнем слоях обмотки, имеют стыки

21 и 22, разнесенные по продольной оси не менее, чем на 80 мм.

Это подтверждается экспериментально определенной зависимостью напряжения перекрытия (U ) от расстояния между стыками 21 и 22 (1),приведенной на фиг.3. Как видно из фиг.3, дпя наивысших рабочих напряжений, применяемых в отечественных турбогенераторах (U г = 24 кВ), испытательное напряжение И «„= (2 х х U „ + 1) KB = 49 кВ при расстоянии между стыками не менее 80 мм будет выдерживаться без перекрытий . даже при случайных дефектах намоточных компонентов изоляции. При меньших значениях 1 возможны перекрытия при испытаниях. Дальнейшее увеличение

1 малоэффективно, а с некоторых значений (порядка 130-150 мм) будет приводить к удорожанию машины.

Поверх указанных стыков диэлектрических экранов наложена дополнительная покр овная изоляция 23 из сухой слюдосодержащей ленты, например, типа ЛСКН-160-ТТ, каждый слой которой промазан отверждающимся клеем, например эпоксидным, не содержащим растворителя, типа 3К-4, Длина изоляции 23, наложенной симметрично относительно счыков 21 и 22, составляет 160-180 мм. Лобовые части стержней 1 нижнего слоя оперты на кольцо 24, 111ины выполнены полыми, внутренний канал 25 служит дпя охлаждающей воды.

При возникновении течи в токоведущей части рассматриваемого соединения

{пайка, наконечник стержня, шина) изоляцию 23, 8-17, не имеющую с ней жесткой связи, снимают без повреждения корпусной

1578792 изоляции 6, 7, что сокращает объем ремонтных работ и время их выполнения, т. е. повышает ремонтопригодностЫ обмотки.

Выполнение диэлектрических экранов разрезными по продольной оси машины с разнесением стыков в разных слоях на 1 80 мм позволяет создать трубчатые изоляционные конструкции, охв атыв ающи е т ок ов едущие ч ас ти, и меющие отгибы в разных направлениях и плоскостях, чем расширяется сфера применения твердой барьерной изоля— ции по сравнению с прототипом. Разнесение стыков экранов в разных слоях и наложение на них третьей компоненты изоляции — необходимого количества слоев слюдосодержащей ленты, устанавливаемой с требуемым нахпестом, позволяет сохранить такой же уровень напряжений перекрытия, как и по про-. тотипу. формулаизобретения

Статор высоковольтной электричес— кой машины, содержащий уложенную в пазы сердечника многофазную стержневую обмотку, имеющую изоляцию шин и стержней и изоляцию соединений обмотки в виде твердых диэлектрических

5 эл ементов, обр азующих трубчатые детали, охватывающие токов едущие части, отличающийся . тем, что, с целью повышения надежности и ремонтопригодности, обмотка снабжена непрерывной изоляцией из сухой самослипакщейся ленты на кремнийорганической основе, установленной под трубчатые детали, диэлектрические элементы каждого соединения выполнены составными по продольной оси статора со стыками на прямолинейном участке токоведущей части, причем стыки диэлектрических элементов соседних

20 соединений разных фаз смещены друг относительно друга по продольной оси статора, а поверх указанных стыков дополнительно размещена изоляция из сухой слюдосодержащей ленты, на

25 каждом слое которой имеется отверждающийся состав.

157879 2

УЮ 40 00 80 7й7 (20 140 юм

ФиГЗ

Составитель Ф.Подольская

Техр ед J1. Îïèéíüèñ

Редактор А, Долинич

Корректор M,Êó÷åðÿâàÿ

Заказ 1921

Тираж 449

Подпис но е

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 т

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Статор высоковольтной электрической машины Статор высоковольтной электрической машины Статор высоковольтной электрической машины Статор высоковольтной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к межстержневым соединениям обмоток машин переменного тока

Изобретение относится к технологии производства изоляции электрических машин , в частности к изолированию мест соединения элементов статорных обмоток

Заявленное изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей выполнения синхронных электродвигателей с постоянными магнитами для дренажного насоса. Предлагаемый синхронный электродвигатель включает ротор с постоянными магнитами, служащий для вращения рабочего колеса, корпус насоса, на который опирается ротор с постоянными магнитами, сердечник статора и катушку статора. Согласно изобретению катушка статора имеет обмотку из алюминиевого эмаль-провода и снабжена частью соединения сваркой выводного провода данной обмотки с контактом для соединения с выводным проводом, обмотка герметично изолирована в защитном корпусе, внешняя поверхность части соединения сваркой выводного провода обмотки из алюминиевого эмаль-провода облужена напайкой или электроосаждением олова, причем часть соединения сваркой выводного провода, облуженная напайкой или электроосаждением олова, приварена к контакту для соединения с выводным проводом, внешняя поверхность обмотки из алюминиевого эмаль-провода сначала покрыта изоляционной бумажной лентой, а затем герметично изолирована указанным защитным корпусом. Технический результат - обеспечение возможности работы электродвигателей в течение длительного времени в воздушной среде, содержащей кислород, без окисления выводного алюминиевого провода при одновременном облегчении процесса его сварки и упрощении процесса его приваривания к контактному терминалу, а также обеспечение защиты алюминиевого эмаль-провода от повреждения под воздействием высокой температуры в процессе герметичной изоляции обмотки в защитном корпусе, формируемом заливкой из пластмассы или эпоксидной смолы. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Статор // 2642431
Изобретение относится к области электротехники, в частности к статору электрической машины. Технический результат – улучшение качества изоляции статора. Статор содержит сердечник статора и имеет пазы, каждый из которых расположен между зубьями статора, расположенными на сердечнике статора. Изолирующая бумага размещена в пазу между обмоткой и сердечником статора, очерчивая паз, имеющий выемку в положении рядом с соединительными участками между боковыми стенками и донной стенкой изолирующей бумаги. Выемка пролегает так, чтобы располагаться отдельно от соединительных участков в любом из направлений - радиальном направлении и направлении вдоль окружности. Изолирующие элементы содержат выступ, который выполнен с возможностью размещения в выемке. 2 з.п. ф-лы, 25 ил.
Наверх