Возвращающее устройство шкворневого узла рельсового транспортного средства

 

Изобретение относится к рельсовому транспорту. Цель изобретения - повышение ходовых характеристик рельсового транспортного средства. Устройство содержит последовательно установленные пружины 17 и 19, имеющие разную жесткость. Пружина 17 связана со шкворнем и через шайбу 22 с пружиной 19. Шайба 22 взаимодействует с буртом 24 стакана 16, выключая из работы пружину 19 при ее деформации. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

Я: И

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Я /3 5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbITHRM

ПРИ ПЛАНТ СССР

i(21) 4368338/25-11 (22) 26.01.88 (46) 30.07.90. Бюл. Р 28 (71) Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (72) А.С.Дмитриев, Е.Т.Поляков, М.Л.Бурка, Р .Т.Литвинов, Е.Л.Цейтлин и В.П.Гундарь (53) 629.1.015:625.282 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 - 1344662, кл. В 61 F 5/16, 1985.

„,Я0„„1581632 И 1 (gg)g В ái F 5/20

1 (54) ВОЗВРАЩАЮЦЕЕ УСТРОЙСТВО ШКВОРНЕВОГО УЗЛА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к рельсовому транспорту. Цель изобретения— повышение ходовых характеристик рельсового транспортного средства. Устрой«òâî содержит последовательно установленные пру:жны 17 H 19, имеющие развую жесткость. Пружина 17 связана со шкворнем и через шайбу 22 с пружиной 19. Шайба 22 взаимодействует с буртом 24 стакана 16, выключая из работы пружину 19 при ее деформации.

1 з.rr.ô-лы, 3 пл.

1581632

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к возвращающему устройству шкворневого узла рельсового транспортного сред5 ства.

Цель изобретения - повышение ходовых характеристик рельсового транспортного средства.

На фиг. 1 показано возвращающее устройство, вид спереди, на фиг. 2боковая опора, разрез; на фиг. 3шкворневой узел, разрез.

Возвращающее устройство включает 15 боковые опоры 1 и шкворневой узел 2, связывающие кузов 3 с тележкой 4, Каждая боковая опора (фиг, 2) состоит из смонтированного на раме тележки 4 корпуса 5, в .котором размещен ролико- 20 вый аппарат, содержащий нижнюю 6 и верхнюю 7 профилированные плиты, между которыми в обойме 8 установлены цилиндрические ролики 9 ° Между верхней опорной плитой роликового аппара- 25 та и кузовом расположена резинометаллическая рессора, состоящая из резинометаллических элементов 10, Шкворневой узел, (фиг. 3) размещается в гнезде шкворневой балки 11 ра30 мы тележки и включает шкворень 12 приваренный верхним концом к днищу кузова 3, а нижним концом установленный во втулке 13 ползуна

14. Последний имеет возможность поперечного перемещения в направляющих шкворневой балки.

В расточках шкворневой балки с обеих ее сторон перпендикулярно продольной оси тележки установлены без 40 зазора с ползуном два упора 15, каждый из которых опирается фланцем на наружную поверхность шкворневой балки.

К этой поверхности четырьмя болтами закреплен стакан 16, между дном кото- 45 рого и фланцем упора размещены основная (штатная) пружина 17 и упругий элемент 18.

Для создания начальной силы и обеспечения последующей деформации нагруженного этой начальной силой упругого элемента необходимо составить его из двух пружин 19 и 20.

Пружины заключены между двумя шайбами 21 и 22, связанными болтом 23, 55 с помощью которого создается начальная затяжка пружинного пакета заданной величины силой. Длк решения этой задачи, с одной стороны, нужна пружина с большой силой, а, с другой стороны, она должна иметь ми п мально возможную жесткость, т.е. основные параметры пружины находятся в противоречии. Это устраняется тем, что в упругом элементе две пружины работают параллельно, а сам упругий элемент установлен последовательно основной пружине. Ограничение деформации упругого элемента (для повышения долговечности пружин и предотвращения перегрузки крепления стакана к шкворневой балке) и его выключение из работы осуществляются посредством упорного бурта 24 стакана и упорной шайбы 22, Для обеспечения заданной величины начальной силы дополнительно могут быть применены прокладки 25.

В период проведения эксплуатационных испытаний положение шкворня контролируется через отверстие в стакане, закрываемое пробкой 26, и снерления в болте 23 и упоре 15.

Сборка производится в следующем. порядке.

В стакан укладываются предварительно сжатый и протарированный упругий элемент 18 и основная пружина 17.

Упор 15 устанавливается в расточку шкворневой балки. Стакан, снаряженный пружинным комплектом, устанавливается свободным концом основной пружины на фланец упора. Замеряется зазор между плоскостью шкворненой балки, к которой крепится стакан, и торцом стакана.

Устройство работает следующим образом.

При прохождении локомотивом кривых стрелочных переводов и других неровностей пути, в его экипаже меж1 ду кузовом и тележками происходят взаимные перемещения. Поворот тележек при вписывании в кривые осуществляет» ся на роликах 9 (фиг. 2) опор по профилированным поверхностям плит 6 и 7 ° При движении. роликов по наклонным плитам появляются горизонтальные силы, создающие возвращающий момент относитечьно шкворня кузова, необходимый для установки тележки в исходное положение после ее выхода из кривой. В создании возвращающей силы при повороте тележки участвуют также и резинометаллические рессоры, работая на сдвиг и кручение.

Под действием возникающих в процессе движения по укаэанным участкам

1581632

Рие. f пути сил инерции кузов получает поперечные перемещения относительно тележек. При этом кузов перемещается на резинометаллических рессорах 10 опор, вызывая в них деформацию сдвига, в результате чего образуется возвращающая сила. Величина этой силы пропорциональна смещению кузова.

Одновременно с этим на шкворень

12 (фиг. 3) кузова через ползун 14 и упор 15 воздействует с начальной силой основная пружина 17 и последовательно с ней работающие две па раллельные пружины 19 и 20 упругого элемента. Конструкция упругого элемента удовлетворяет в числе других двум основным противоположным требованиям . с одной стороны, упругий элемент должен иметь высокое значение начальной силы, чтобы обеспечить надежное центрирование кузова относительно продольной оси тележек, а, с другой стороны, минимально возможную жесткость для увеличения длины маятника подвески кузова, во многом определяющего горизонтальную динамику локомотива. Поэтому упругий элемент выполнен из двух параллельно установленных "мягких пружин, обеспечивающих результирующую жесткость с последовательно установленной основной пружиной ниже, чем жесткость пружин отдельно взятого упругого элемента. Для меньших значений начальной силы может быть применена одна пружина.

Упругий элемент выключается из работы, когда упорная шайба ?2 доходит до бурта 24 стакана, т.е. после того, как шкворень перемещается на некото- рое расстояние.

После выключения пружин упругого элемента в работе остается основная пружина, имеющая высокую жесткость.

10 формула изобретения

Возвращающее устройство шкворневого узла рельсового транспортного средства, содержащее размещенн ую в корпусе пружину, через упор связанную с ползуном шкворня, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения ходовых характеристик рель-

20 сового транспортного средства, оно снабжено упертым в днище корпуса упругим элементом и расположенной между ним и пружиной шайбой, на внутренней поверхности корпуса в зоне деформации упругого элемента выполнен кольцевой бурт, расположенный с возможностью взаимодействия с шайбой, а упор связан с ползуном шкворня с образованием беззазорного сое30

2. Устройство по п,1, о т л ич а ю щ е е с я тем. что упругий элемент предварительно сжат стяжным болтом, проходящим через шайбу, расположенную со стороны пружины, и до35 полнительнуи шайбу, которая размещена со стороны днища корпуса.

1581632

Составитель А.Никитин

Редактор И.Касарда Техред A.Kpавчук Корректор С.Черни

Заказ 20б1

Тираж 397 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035., Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно"издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Возвращающее устройство шкворневого узла рельсового транспортного средства Возвращающее устройство шкворневого узла рельсового транспортного средства Возвращающее устройство шкворневого узла рельсового транспортного средства Возвращающее устройство шкворневого узла рельсового транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовому транспорту и касается установки возвращающих устройств, предназначенных для возврата кузова транспортного средства в исходное положение после прохождения им стрелочных переводов, кривых участков пути и других неровностей пути в плане

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области тепловозостроения и путевых машин

Сцепная система (32) содержит соединяемые между собой первый и второй сцепные элементы (19, 33) соответственно с первым и вторым соединительными элементами (20, 35), а также многоэлементное сцепное устройство (1), содержащее первый и второй соединительные держатели (2, 3) соответственно с первым и вторым соединительными элементами (4), выполненными комплементарными друг другу для передачи рабочей среды, энергии и/или сигналов. Первый соединительный держатель содержит пружинный модуль (7) и соединен с первым сцепным элементом через него для компенсации пространственных допусков первого соединительного держателя и первого сцепного элемента. Второй соединительный держатель соединен со вторым сцепным элементом. Пружинный модуль содержит два пружинных элемента (8), расположенных наклонно друг к другу. Пружинный модуль закреплен первым концом (9) на первом соединительном держателе, а для соединения с первым сцепным элементом имеет второй конец (10), смещенный относительно первого конца параллельно предпочтительному направлению (11) стыковки для компенсации допусков параллельно этому направлению стыковки. Обеспечивается надежная передача рабочей среды, энергии и/или сигналов. 12 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх