Способ токовой защиты асинхронного электродвигателя

 

Изобретение относится к релейной защите элементов электрических систем. Целью изобретения является повышение надежности путем улучшения чувствительности защиты к свободной периодической составляющей пускового тока электродвигателя и быстродействие при заклиниваниях ротора и коротких замыканиях. Цель достигается тем, что тепловое состояние машины моделируется тремя апериодическими элементами с взаимной связью и ключевой схемой увеличения постоянной времени нагрева модели при успешном пуске машины. Способ защиты обеспечивает пониженный небаланс сигнала частотой 50 Гц в выделяемых свободных составляющих тока, повышенную чувствительность к последним. Также обеспечивается более высокая точность и быстродействие идентификации разворота ротора при подключении машины к сети. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 2262 А1 щ) н о2 н 7/085, 7/о8, 3/08, 5/о4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР Йi;; .р /. j - - - . .9!Я

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4467393/24-07 .(22) 29.07.88 (46) 30.07.90. Бюл. N 28 (71) Ставропольский. политехнический институт и Северо-Кавказский научноисследовательский институт природных газов (72) В,.ф. Минаков, Е.ф. Минаков, И.А. Шихкеримов и С.Л. Кужеков (53) 621.317.925(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

) 1319132, кл. H 02 H 3/08, .1983.

Авторское свидетельство СССР

N 1398016, кл. Н 02 H 7/085, 1987. (54) СПОСОБ ТОКОВОЙ ЗАЩИТЫ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к области релейной защиты элементов электричес" ких систем. Целью изобретения являетИзобретение относится к электротехнике, в частности к способам релейной токовой защиты электродвигателей.

Целью изобретения является повышение надежности путем улучшения чувствительности защиты и свободной периодической составляющей пускового типа и быстродействия отключения электродвигателя при заклинивании ротора и коротких замыканиях.

На фиг. 1 изображена блок-схема, реализующая способ токовой защиты . асинхронного электродвигателя; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схе)(а, реализующая способ токовой за2 ся повышение надежности путем улучшения чувствительности защиты к свободной периодической составляющей пускового тока электродвигателя и быстродействия при заклиниваниях ротора и коротких замыканиях. Цель достигается тем, что тепловое состояние машины моделируется тремя апериодическими элементами с взаимной связью и ключевой схемой увеличения постоянной времени нагрева модели при успешном пуске машины.

Способ защиты обеспечивает пониженный небаланс сигнала частотой 50 Гц в выделяемых свободных составляющих тока, повышенную чувствительность к последним. Также оЬеспечивается более высокая точность и Ьыстродействие Е идентификации разворота ротора при подключении машины к сети. 3 ил.

М= - щиты; на фиг. 3 — свободный переход; ный ток i<() асинхронного двигателя (© при пуске и его составляющие: перио- Ж дическая i и апериодическая i . Ю

n„с6

В цепи статора включен измеритель фЪ тока 1, трансформатор тока 2 и преоЬразователь ток — напряжение 3, к которому подключены выпрямители положительных и отрицательных полуволн тока 4 и 5, нагруженные инерционным звеном 6, элементом задержки 7 и бло- 3ь ком 8 моделирования теплового состояния асинхронного двигателя. Выход инерционного звена 6 соединен с блоком компенсации апериодического тока

9 коммутируемого ключом 10, падсое1582262 диненным УПравляющей цепью к элементу задержки 7. Ьпок компенсации 9 подключен к коипаратору 11 по схеме сравнения с опорным потенциалом как положительного напряжения, так и отрицательнога. К компаратору ll присоединена управляющая цепь ключа с самоудержанием 12, соединяющего своей исполнительной частью дополнительный конденсатор с одним из основных конденсатороц блока моделирования теплового состояния 8. Кроме того, выходы выпрямителей 4 и 5 через формирователь напряжения, пропорционального периодической составляющей первичного тока и его производной 13 присоединены к выходному компаратору 14, соединенному .выходом одновременно с блоком моделирования теплового состоя- 2О ния 8, а выходом - с исполнительным органом 15 защиты.

Устройство для реализации способа работает следующим образом.

Первичный ток защищаемого электро- 25 двигателя после трансформации первичным и промежуточным трансформаторами

2 и 3 преобразуется однополупериодными выпрямителями 4 и 5 в напряжения, пропорциональные амплитудным значениями соответственно положительной и отрицательной полуволн. Каждый из полупериодов принужденной составляющей пускового тока частотой 50 Гц смещается относительно оси времени свободными переходными составляющими: апериодическими i периодическими п св (фиг. 3). Результирующее смещение и положительной, и отрицательной полуволн тока (кривая i c, фиг. 3) 40 совпадает по знаку с одной из них и противоположно другой. Следовательно, амплитуда одной из полуволн увеличивается, амплитуда другой — в такой же мере уменьшается. Напряжения, 45 пропорциональные этим амплитудам, суммируются с различными знаками операционным усилителем инерционного звена 6. 8 результате суммирования значения свободных составляцих уд 50 ваиваются, а принужденных - компенсируются. Поэтому выходное напряжение инерционного звена 6, имеющего постоянную времени около 20-25 мс, изменяется под воздействием именно свободного тока i «. Одна из его составляющих « свооодная периодическая i - появляется только при разП(Сф гоне машины и является, следовательно, признаком успешного пуска. 5 этом случае время срабатывания, защиты иек-. симально и превышает с некоторым, запасом время пуска двигателя.

Для разделения. результирующего свободного тока на периодическую и апериодическую составляющие в первые

25-28 мс после подключения двигателя к сети выход инерционного звена ключом 10 соединяют с элементом выделения апериодического тока 9. Разделение свободных составляющих основано на зависимости свободного периодического тока от частоты вращения ротора (ц, а именно на том обстоятельстве, что при м)г= 0 и х» 8= О. Р момент подключения электродвигателя к сети имеет место равенство ир нулю.

Следовательно, в этот момент разностное напряжение на выходе выпрямителей

4 и 5 и напряжение инерционного звена

6 не содержат свободной периодичес« кой составляющей, Следует отметить, что к блоку выделения апериодической составляющей выходное напряжение инерционного звена 6 прикладывается не на нулевом интервале времени (эа время дс = 0 при включении электродвигателя ток его статора не изменяется по сравнению с его предшествующим значением, например нулевым, если двигатель был отключен), а на отрезке в 25-28 мс, когда о„ пренебрежимо, мала: это время необходимо для выделения апериодической составляющей тока выпрямителями 4 и 5. Первые период — полтора и необходимы для сравнения амплитуд положительной и отрицательной полуволн тока, т.е. выделения апериодической составляющей.

Напряжением данной составляющей тока заряжается конденсатор элемента 9, подсоединяемого ключом 10 параллельно выходу 6. Однако -через 25-.28 мс ключ 10 дешунтирует выход компаратора

11 и элемент 9 оказывается включенным последовательно с выходом блока 6, причем его напряжение, пропорциональное апериодической составляющей переходного тока, вычитается из суммарного свободного тока (выделяемого на выходе блока 6). Следовательно, на выходе компаратора 11 действует только свободная. периодическая составляющая переходного пускового тбка.

Компаратором 11 осуществляется сравнение текущего значения свободного периодического тока с заданным

5 158 значением (как при положительном его знаке, так, и при отрицательном). Ненулевое значение опорного напряжения компаратора исключает возможность его срабатывания от небаланса.с частотой 50 Гц. Напряжение небаланса имеет место в разностном сигнале выпрямителей 4 и 5 и существенно снижается инерционным звеном 6 (фильтром низших частот и по сравнению с сумматором - усилителем, поэтому дающим гораздо большее отношение напряжения инфранизкой частоты на выходе к напряжению небаланса с частотой 50 Гц).

Так как полностью исключить небаланс невозможно, то порог срабатывания компаратора 11 выставляется большим периодической составляющей его входного напряжения при кратности первичного тока частотой 50 Гц, равной пусковой.

Компаратор 11 при наличии низкочастотного периодического тока переключателя, .вызывая отпирание ключа с самоудержанием 12 (аналого тиристора). Последний, в свою очередь, подключает дополнительную емкость к РС модели теплового состояния двигателя, увеличивая до максимального значения время достижения ее выходным напряжением порога срабатывания выходного компаратора 14. Следует отметить, что многоконтурная тепловая модель в данном способе защиты не только эквивалентирует нагрев каждого из разнородных в тепловом отношении элементов машины: обмоток статора, стали, обмоток ротора (каждому элементу соответствует отдельная емкость и резистивная связь, характеризующая взаимную теплопередачу), но и предполагает контроль предельного температурного состояния двух элементов: обмоток статора и ротора..

Пропорциональные им напряжения подаются на компаратор 14. Если, таким образом, по истечении времени, равного длительности разгона машины, ток не снизил своего значения до . уровня номинального или меньшего (например, при затянувшемся пуске), напряжение выхода тепловой модели двигателя достигает порога переключения компаратора, который вырабаты-. вает сигнал на срабатывание исполнительного органа 15, а соответственно, отключение электродвигателя.

2262

Выходное напряжение выпрямителей

4 и 5, кроме того, преобразуется формирователем 13 в .напряжение Б1э=

5 = К I + К - — где К К - вещественdIn о К2д

f 2 ные коэффициенты, определяющие соотношение тока и его производной в рабочем сигнале отсечки; I„ — действующее

10 значение принужденной сосТавляющей (частотой. 50 Гц). Это напряжение также сравнивается.компаратором с опорным, обеспечивая срабатывание за щиты при сверхтоках (коротких замыканиях с большими кратностями токов) без выдержки времени, т,е. отсечку по току.

Короткие замыкания, к которым нечувствительна отсечка,.вызывают нарастание напряжения блока 8, однако без дополнительной емкости, т.е. с малой постоянной времени. Действительно, ввиду отсутствия в токе статора составляющих инфранизкой частоты, компаратор 11 остается в исходном, а ключ 12 — в отключенном состоянии.

Кроме того, при кратностях тока 0,7 «

«К„I „„„(К „ - кратность пускового тока; I„, — номинальный ток статора ма30, шины) через 25-.28 мс срабатывает орган задержки 7, ускоряя своим выходным напряжением нарастание напряжения блока 8. Достижение порога переключения компаратора 14 при этом проЗ5 исходит за время, не превышающее

0,5 с.

При перегрузках машины блок моделирования теплового состояния не подвержен: ни замедлению путем включения ключа 12, ни ускорению напряжением блока 7. В. этом случае время изменения напряжения блока 8 до уровня срабатывания максимально прибли-. жено к перегрузочной характеристике

45 машины, обеспечивая, с одной стороны, допустимый тепловой режим двигателя, а с другой - максимальное использование электроприводом перегрузочных свойств двигателя.

Таким образом, положительный эф. фект от использования изоЬретения состоит в повышении чувствительности защиты к свободной периодической составляющей пускового тока электродвигателя, Это оЬеспечивается снижением порога срабатывания компаратора свободного периодического тока на величину апериодической составляю1 5822á2 щей, которая выделяется как разность полуволн тока в начале пуска, когда в свободном переходном токе отсутствует периодическая составляющая, вызванная вращением ротора, и в.последующем компенсируется в сигнале, сравниваемом компаратором с уставкой.

За счет компенсации в свободном ,токе его апериодической составляющей повышается быстродействие защиты.при

HBcocToRBlllNxcR пусках и заклиниваниях ротора. Отсутствие в сигнале, по которому идентифицируется разворот ро" тора, апериодической составляющей 15 ,мНого большей свободной периодической

, составляющей на начальном этапе пус-!

: ка машины, позволяет исключить из

, алгоритма функционирования защиты время затухания апериодического тока до значений, меньших свободного периодического тока. Это снижает перегрев машины при ее подключении к сети с заклиненным ротором при стопорениях в процессе работы. !

За счет зависимости степени уско рения срабатывания защиты при заторможенном роторе от тока снижается

30 ,: время срабатывания с увеличением тока короткого замыкания, что позволяет снизить размеры повреждений машины.

Формула изобретения

Способ токовой защиты асинхронно- З5

ro электродвигателя, при котором раздельно измеряют средневыпрямленные .амплитудные значения тока статора каждого знака, получают сумму этих токов, сравнивают ее величину вместе с производной по времени с уставкой срабатывания отсечки по току, превышающей пусковое значение, и при их равенстве разрешают срабатывание защиты, одновременно моделируют тепловое состояние машины и по достижении предельно допустимой температуры разрешают срабатывание защиты, одновременно выделяют свободные периодические составляющие тока статора низших частот, вызванных апериодическими составляющими тока ротора и его вращением, вычитают модули отрицательных полуволн тока статора из модулей положительных, сравнивают полученную разность с заданным значением, в случае превышения которого на заданном интервале разрешают срабатывание за-. щиты с выдержкой времени, большей времени разгона машины, а в случае, если полученная разность меньше на заданном интервале, разрешают ускоренное отключение электродвигателя, при этом свободные составляющие тока статора получают низкочастотной фильтрацией разности модулей полуволн тока, а моделирование теплового состояния выполняют электрически для статора, ротора и магнитопровода машины, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения чуствитель,ности защиты к свободной периодической Составляющей пускового тока и быстродействия при заклиниваниях ротора и коротких замыканиях, дополнительно выделяют начальное значение апериодических составляющих тока статора как разность полуволн тока в начале пуска, когда свободные периодические составляющие, вызванные вращением ротора, от» сутствуют, в последующем вычитают апериодические составляющие из разности полуволн тока статора, а задан.-. ный интервал времени устанавливают равным максимальному значению первого периода разворота ротора на 360 эл. град,, при этом ускорение срабатывания при заторможенном роторе выполняют с обратно зависимой от тока выдержкой времени.

1582262

Гг

I) . I(I !!

II

f a»

I

1582262 фиаЛ

Составитель К. Шилан

Редактор Н, Ывыдкая Техред Л.Олийнык Корректор Т. Палий

Заказ 2093 Тираж 484 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно"издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101

Способ токовой защиты асинхронного электродвигателя Способ токовой защиты асинхронного электродвигателя Способ токовой защиты асинхронного электродвигателя Способ токовой защиты асинхронного электродвигателя Способ токовой защиты асинхронного электродвигателя Способ токовой защиты асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для защиты электродвигателей погружных центробежных насосов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе для защиты электродвигателей постоянного тока от перегрузки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в релейной защите

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к устройствам защиты электродвигателя от перегрузки

Изобретение относится к области автоматизации технологических процессов и защиты электродвигателей для прессования строительных материалов и может быть использовано в производ cjBe силикатного кирпича, керамической плитки

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты электрооборудования электроподвижного состава

Изобретение относится к устройствам для защиты электродвигателя переменного тока от перегрузки, преимущественно электродвигателя, установленного в герметичном реакторе и преднаэначениого для вращения перемешивающего устройства

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты электроустановок в случаях недопустимых отклонений от нормальных режимов работы

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для защиты электродвигателей погружных центробежных насосов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для защиты электродвигателей погружных центробежных насосов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите синхронных генераторов от асинхронного хода

Изобретение относится к электротехнике, в частнрсти к релейной защите электродвигателей

Изобретение относится к устройствам для защиты погруженных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе для защиты электродвигателей постоянного тока от перегрузки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе для защиты электродвигателей постоянного тока от перегрузки

Изобретение относится к схемам защиты электрических машин, реагирующих на токовые перегрузки и на отклонение от нормальной температуры
Наверх