Упорный подшипник скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, воспринимающим осевые усилия. Цель - улучшение условий смазывания. Упорный подшипнике скольжения содержит пяту, поверхность которой имеет радиальные канавки для подвода смазки. Канавки выполнены с уменьшающимся от центра к наружному диаметру пяты поперечным сечением. Они могут быть выполнены с постепенным сужением, либо со ступенчатым. На периферийном участке канавки сопротивление выбросу смазки повышается за счет уменьшения центробежной силы. Смазка задерживается внутри подшипника, улучшая условия смазывания трущейся поверхности. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

241 А ) СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) щ) 5 F 16 С 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ! 1 yr;

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4073790/23-27 (22) 02,06.86(46) 23.08.90, Нюл. h 31 (71) Специальное конструкторское бюро тяжелых цветных металлов при Ин ституте "Гинцветмет" (72) Э..К„Ухов (53) 621.8?2.5(088.8) (56) Патент Г)!Р 1"- 49087, кл. F 16 С 17/04, 1966. (54 ) У! 1ОРНЫЙ 11011ШИ11Н И К С КО!1Ь КЕ Н ИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, воспринимающим осевые усилия„ Цель — улучшение условий смаИзобретение относится к машиностроению, в частНости к подшипникам скольжения, воспринимающим осевые усилия.

Целью изобретения является улучшение условий смазывания.

На фиг, 1 изображен упорный подшипник скольжения со стороны радиальных канавок для подвода смазки, общий вид; на фиг. 2 — 5 — разрез А-А на фиг. 1, варианты выполнения канавок.

Упорный подшипник скольжения содержит пяту 1, торцовая поверхность

2 которой имеет радиальные канавки 3 для подвода смазки и контактирует с упорным диском 4, Канавки 3 выполнены переменного сечения по ее длине с уменьшением к наружному диаметру 5 пяты 1 с постепенным сужением 6 (фиг. 2 и 3) или ступенчатыми сужениями 7 (фиг. 4 и 5).

2 зывания. Упорный подшипник скольжения содержит пяту, поверхность которой имеет радиальные канавки для подвода смазки. Канавки выполнены с уменьшающимся от центра к наружному диаметру пяты поперечным сечением.

Они могут быть выполнены с постепенным сужением, либо со ступенчатым.

На периферийном участке канавки сопротивление выбросу смазки повышается за счет уменьшения центробежной силы. Смазка задерживается внутри подшипника, улучшая условия смазывания трущейся поверхности. 5 ил ..

Подшипник работает следующим образом.

При вращении пяты 1 относительно упорного диска 4 смазка, подаваемая по радиальным канавкам 3 для смазывания трущихся поверхностей, стремится под действием центробежной силы к наружному диаметру 5 пяты 1. При перемещении смазки по канавкам 3 переменного сечения по длине с уменьшением к наружному диаметру 5 повышается сопротивление в направлении ее движения как при глухих канавках (фиг. 2 и 4), так и при сквозных (фиг. 3 и 5) с постепенным 6 или ступенчатыми 7 сужениями.

При постоянном сечении канавок по длине элементарная масса смазки (m.}, I расположенная в канавке на любом расстоянии (r.) от центра вращения подl шипника, не меняется. Центробежная сила (Q;)(Q; = m; r;(,) ), воздейству1587241 к1щая на элементарную массу смазки с 1при постоянной скорости вращения M) увеличением радиуса возрастает и на ериферии достигает наибольшего эна5

Чения, способствуя выбросу смазки из

Канавки подшипника;(потери смазки) и ухудшая условия смазывания, При переменном сечении, канавки по ине с уменьшением к йаружному диметру элементарная масса смазки меньшается с увеличением радиуса. ентробежная сила измеряется в меньей,степени, уменьшая возможность выроса смазки из подшипника. Характер .,зменения центробежной силы в канавах переменного сечения зависит от онструктивных размеров элементов одшипника (при постоянной скорости ращения), но величина центробежной илы всегда меньше, чем при канавках остоянного сечения. На периферийном частке канавки сопротивление выбросу смазки повышается за счет уменьшения центробежной силы„ Смазка задерживается внутри подшипника, улучщая условия смазывания трущейся поверхности.

Применение предлагаемого устройства позволит снизить расход смазки и улучшить условия смазывания. формул а и з о б р е т е и и я

Упорный подшипник скольжения, содержащий пяту с центральным отверстием для подвода смазки и сообщающимися с ним радиальнь|ми канавками с уменьшаюир мся от центра к периферии поперечным вдоль оси канавки сечением, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности условий смазывания, поперечное сечение канавки выполнено ступенчато уменьшающимся.

Фиг4

Составитель Т.Хромова

Редактор А.Мотыль Техред М.Дидык

Корректор В,Гирняк

Заказ 2407 Тираж 533 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "I атент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Упорный подшипник скольжения Упорный подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для восприятия осевых нагрузок вертикально вращающихся валов

Подпятник // 1462031
Изобретение относится к электромашиностроению , преимущественно к подпятникам для гидрогенераторов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к генераторостроению, судостроению, и может быть использовано в упорных подшипниках гидрогенераторов, турбинах, насосах и других машинах с осевой нагрузкой

Изобретение относится к машиностроению , в частности к воздушным опорам линейного перемещения

Изобретение относится к машиностроению и может, быть использовано для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструктивным элементам гидрогенераторов, а именно подпятникам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех машинах, содержащих подшипники скольжения с самоустанавливающимися сегментами, воспринимающими осевые нагрузки

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с вращающимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности, к опорам вертикальных валов таких устройств

Изобретение относится к опорам быстровращающихся машин и приборов, таким как накопители энергии, гироскопы, сепараторы, центрифуги, и, в частности к опорам вертикальных валов таких устройств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодки упорного подшипника скольжения (подпятника)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодки упорного подшипника скольжения (подпятника)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях сепараторов, центрифуг и других подобных устройств, содержащих быстровращающийся ротор, и касается конструкции опорного узла и, в частности, его подшипника скольжения, работающего постоянно или временно, например на разгоне и торможении, в условиях граничной смазки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции подпятника гидрогенератора
Наверх