Синхронизатор

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин. Цель изобретения - упрощение конструкции синхронизатора при одновременном увеличении срока службы и улучшение его работоспособности путем сохранения геометрии поверхности взаимодействия муфты с блокирующим кольцом и зубчатым венцом. Зубчатый венец (В) 4 с зубьями 22 эвольвентного профиля и фасками 28 на торцовых поверхностях зубьев соединен с зубчатым колесом 2. Ступица (С) 8 связана с валом 1. Муфта 9 выполнена с зубьями 10 эвольвентного профиля и установлена на С8 с возможностью осевого перемещения. Блокирующее кольцо (БК) 12 имеет зубья 16 эвольвентного профиля и размещено между С8 и В 4 и 5. Блокирующие элементы муфты 8 и БК 12 выполнены в виде эвольвентных зубьев соответственно 10 и 16 с фасками 24 и 26 на их торцовых поверхностях. Площадь блокирующих фасок 26 БК 12 превышает площадь фасок 28 зубьев 22 В 4. Часть площади блокирующих фасок 28 БК 12 расположена за пределами наружного диаметра зубьев 22 В 4. При перемещении муфты 9 происходит последовательное взаимодействие ее блокирующих фасок 24 с блокирующими фасками 26 БК 12 по всей поверхности фасок 24 муфты 9, с которой не взаимодействует поверхность фаски 28 зубьев 22 В4. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3321370/27-27 (22) 09.07.81 (46) 23.08.90. Бюл. ¹ 31 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (72) А. П. Недялкоз, Е. Д. Туртанов и В. Г. Выборнов (53) 621-825.54 (088.8) (56) Патент США № 2647598, кл. 192 — 48, ! 952.

„„S0„„1587249 A 1 (51)5 F 16 D 23 06

2 (54) СИНХРОНИЗАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин. Цель изобретения — упрощение конструкции синхронизатора при одновременном увеличении срока службы и улучшение его работоспособности путем сохранения геометрии поверхностей взаимодействия муфты с блокирующим кольцом и зубчатым венцом. Зубчатый венец (В) 4 с зубьями 22 эвольвентного профи1587249

10 ля и фасками 28 на торцовых поверхностях зубьев соединен с зубчатым колесом 2.

Ступица (С) 8 связана с валом 1. Муфта 9 выполнена с зубьями 10 эвольвентного профиля и установлена на С 8 с возможностью осевого перемещения. Блокирующее кольцо (БК) 12 имеет зубья 16 эвольвентного Ilpoфиля и размещено между С 6 и В 4 и 5. Блокирующие элементы муфты 9 и БК 2 выполнены в виде эвольвентных зубьев соответственно 10 и 16 с фасками 24 и 26 на их

Изобретение относится к машинострое1, нию и может быть использовано в коробках передач транспортных машин.

Целью изобретения является упрощение конструкции синхронизатора при одновременном увеличении срока службы и улучшение работоспособности его путем сохранения геометрии поверхностей взаимодействия муфты с блокирующим кольцом и зубчатым венцом.

На фиг. 1 изображен синхронизатор, продольный разрез; на фиг. 2 — блокирующее кольцо и зубчатый венец; на фиг. 3 и 4 — - схемы расположения зубьев элементов синхронизатора.

Синхронизатор содержит вал 1, на котором установлены зубчатые колеса 2 и 3. Зуб1 чатые венцы 4 и 5 с зубьями эвольвентного профиля и с коническими фрикционными поверхностями 6 и 7 соединены соответственно с зубчатыми колесами 2 и 3. Ступица 8 соединена с валом 1 и расположена между зубчатыми венцами 4 и 5. Муфта 9 выполнена с зубьями 10 эвольвентного профиля и установлена на ступице 8 с возможностью перемещения в осевом направлении и взаимодействия с шаровыми фиксаторами 11„ расположенными в ступице 8. На последней установлены блокирующие кольца 12 и 13, выполненные соответственно с коническими фрикционными поверхностями 14 и 15 и размещенные между ступицей 8 и зубчатыми венцами 4 и 5. Блокирующие кольца 12 и 13 выполнены соответственно с зубьями 16 н 17 эвольвентного профиля. Ширина 18 и 19соответственно зубьев 16 и 17 по делительной окружности равна соответствующей ширине

20 и 21 зубьев 22 и 23 зубчатых венцов 4 и 5. Блокирующие элемечты муфты 9 и блокирующих колец 12 и 13 выполнены в виде эвольвентных зубьев соответственно 10, 16 и

17. На торцовых поверхностях зубьев 10 муфты 9, зубьев 16 и 17 блокирующих колец 12 и 13 и зубьев 22 и 23 зубчатых венцов 4 и 5 выполнены блокирующие фаски соответственно 24 и 25, 26 и 27, 28 и 29.

Площадь блокирующих фасок 26 и 27 блокирующих колец 12 и 13 превышает площадь фасок 28 и 29 зубьев 22 и 23 зубчатых венцов 4 и 5. При этом часть торцовых поверхностях. Площадь блокирующих фасок 26 БК 12 превышает площадь фасок 28 зубьев 22 В 4. Часть площади блокирующих фасок 28 БК 12 расположена за пределами наружного диаметра зубьев 22 В

4, При перемещении муфты 9 происходит последовательное взаимодействие ее блокирующих фасок 24 с блокирующими фасками 26 БК 12 по всей поверхности фасок 24 муфты 9, с которой не взаимодействует поверхность фаски 28 зубьев 22 В 4. 4 ил. площади фасок 26 или 27 соответственно блокирующих колец 12 или 13 расголожена за пределами наружных диаметров 30 или 31 зубьев 22 или 23 зубчатых венцов 4 илн 5, т. е. наружные диаметры 30 и 31 соответственно зубьев 22 и 23 зубчатых венцов 4 и 5 меньше наружных диаь;стров 32 и 33 зубьев

16 и 17 блокирующих колец 12 и 1, а профиль рабочих поверхностей зубьев 16 и 22, 17 и 23 одинаков.

25 Синхронизатср работает следующим образом.

П ри пере меще ни и муфты 9 поверхности блокирующих фасок 24 взаимодействуют с поверхностями блокиру:ощих фасок 26 блокирующего кольца 12. Пои дальнейшем перемещении муфты 9 происходит совместное ее перемещение с блокирующим кольцом 12 и его коническая фрикционная поверхность 14 взаимодействует с конической фрикционной поверхностью 6 зубчатого венца 4. После выравнивания угловых скоростей вала 1 и зубчатого колеса 2 муфту 9 перемещают далее, поверхности блокирующих фасок 24 зубьев 10 взаимодействуют с поверхностями блокирующих фасок 28 зубчатого венца 4.

При дальнейшем перемещении муфты 9 зубья

40 10 входят в зацепление с зубьями 22 венца зубчатого венца 4 и зубчатое колесо 2 соединено с валом 1. Так как ширина 18 зубьев 16 блокирующего кольца 12 равна ширине 20 зубьев 22 зубчатого венца 4, а наружный диаметр 30 зубьев 22 зубча45 того венца 4 меньше наружного диаметра

32 зубьев 16 блокирующего кольца 12, то и площадь блокирующих фасок 26 зубьев 16 блокирующего кольца 12 превышает площадь фасок 28 зубьев 22 зубчатого венца 4.

При этом часть площади блокирующих фасок 26 зубьев 16 блокирующего кольца 12 расположена за пределами наружного диаметра 30 зубьев 22 зубчатого венца 4, т. е. взаимодействие блокирующих фасок 30 муфты 9 и с блокирующего кольца 12 про55 исходит по поверхности фасок 24 муфты 9, с которой не могут взаимодействовать фаски 28 зубьев 22 зубчатого венца 4. Включение синхронизатора в противоположную сторону происходит аналогичным образом.

1587249

Формула изобретения

Синхронизатор, содержащий зубчатое колесо, зубчатый венец с зубьями эвольвентного профиля, соединенный с колесом, ступицу, закрепленную на валу, блокирующее кольцо с блокирующими элементами, размещенное между ступицей н зубчатым венцом, муфту с эвольвентными зубьями, установленную на ступице с возможностью перемещения в осевом направлении и взаимодействия с блокирующими элементами блокирующего кольца, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции при повышении срока службы и улучшения работоспособности путем сохранения геометрии поверхностей взаимодействия муфты с блокирующим кольцом и зубчатым венцом, блокирующее кольцо выполнено с зубьями эвольвентного профиля, блокирующие элементы муфты и блокирующего кольца выполнены в виде эвольвентных зубьев, на торцовых поверхностях зубьев муфты. блокирующего кольца и венца выполнены блокирующие фаски, площадь блокирующих фасок блокирующего кольца больше площади фасок зубьев зубчатого венца, при этом часть площади фасок блокирующего кольца расположена за пределами наружного диаметра зубьев зубчатого венца.

1587249

ФигЗ

Фиг,4

Составитель В. Размета

Редактор А. Мотыль Техред А. Кравчук Корректор И. Муска

Заказ 2408 Тираж 534 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01

Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в фрикционных узлах различных машин, требующих быстрого включения и отключения , например в двухскоростном нажимном устройстве прокатной-клети

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам коробок передач

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к синхронизируюшим переключаюшим устройствам коробок передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к дисковому синхронизатору, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам структурирования для синхронизирующих устройств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач различных механизмов

Изобретение относится к автоматизированной механической трансмиссии. Трансмиссия содержит шестерню первой передачи и зубчатое колесо вспомогательного привода, установленные на ведущем валу, связанном со сцеплением. Также трансмиссия содержит множество передаточных шестерней, соединенных с коленчатым валом двигателя, которые установлены на отдельном ведущем валу, который постоянно вращается с двигателем. Трансмиссия включает также блок первой передачи, который имеет первый ведущий вал, соединенный с диском сцепления, вспомогательный синхронизатор и шестерню первой передачи, расположенную на первом ведущем валу; блок второй передачи, который соединен с коленчатым валом двигателя и который имеет второй ведущий вал, который вращается с двигателем, а также множество передаточных шестерней, расположенных на втором ведущем валу; блок ведущего зубчатого колеса вспомогательного привода. Достигается уменьшение расхода топлива. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх