Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить эффективность регулирования теплового состояния двигателя. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит последовательно сообщенные между собой радиатор 1 с байпасным трубопроводом 8, жидкостный насос 4 и рубашку 5 охлаждения двигателя 6, на выходе из которой установлен термостат 7, и устройство защиты радиатора 1, снабженное датчиком-реле 9 температуры, установленным в верхнем бачке 2 радиатора 1, теплообменником 10, размещенным в нижнем бачке 3 радиатора, переключателем режимов работы, эжектором и распределителем теплоносителя с управляемым электромагнитным приводом. Распределитель теплоносителя выполнен в виде входного, выходного и приемного патрубков с заслонками, позволяющими направлять в теплообменник 10 либо отработавшие газы, либо воздух из атмосферы. Для прокачивания воздуха эжектором создается перепад давлений. Блок 22 управления выполнен в виде реле, контакты которого размещены в термостате 7 и включены вместе с контактами датчика-реле 9 температуры в цепь управления приводом, соединенным с каждой заслонкой. Переключатель режимов работы позволяет отключать питание привода в теплое время года при отсутствии опасности замерзания воды в радиаторе 1. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

Al (19) (111. (51)5 F 01 P 11 20

< .,E ЯЙИ1

gТЬ Ы

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А ВТОРСНОМЪ/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Уыг, 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4493565/25-06 (22) 11.10.88 (46) 07.09.90. Бюл. № 33 (75) Н. П. Мартынюк, В. Д. Шкилев, М. Т. Козлов, С. Н. Мартынюк и Е. Н. Мартынюк (53) 621.43-713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1463941, кл. F 01 P 7/00, 1987. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить эффективность регулирования теплового состояния двигателя. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит последовательно сообщенные между собой радиатор 1 с байпасным трубопроводом 8, жидкостный насос 4 и рубашку 5 охлаждения двигателя 6, на выходе из которой установлен термостат 7, и устройство защиты радиатора 1, снабженное датчиком2 реле 9 температуры, установленным в верхнем бачке 2 радиатора 1, теплообменником 10, размещенным в нижнем бачке 3 радиатора, переключателем режимов работы, эжектором и распределителем теплоносителя с управляемым электромагнитным приводом.

Распределитель теплоносителя выполнен в виде входного, выходного и приемного патрубков с заслонками, позволяющими направлять в теплообменник 10 либо отработавшие газы, либо воздух из атмосферы.

Для прокачивания воздуха эжектором создается перепад давлений. Блок 22 управления выполнен в виде реле, контакты которого размещены в термостате 7 и включены вместе с контактами датчика-реле 9 температуры и цепь управления приводом, соединенным с каждой заслонкой. Переключатель режимов работы позволяет отклю. чать питание привода в теплое время года при отсутствии опасности замерзания воды в радиаторе 1. 4 ил.

1 з

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателя внутренне го сго ран и я.

Цель изобретения — повышение эффективности регулирования теплового состояния двигателя внутреннего сгорания.

На фиг. 1 представлена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — схема подключения теплообменника; на фиг. 3 — схема привода заслонок; на фиг. 4 — электрическая схема блока управления.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит последовательно сообщенные между собой в контур радиатор 1, выполненный с верхним 2 и нижним 3 бачками, соединенными между собой с помощью теплорассеивающих трубок, жидкостный насос 4 и рубашку 5 охлаждения двигателя 6, на выходе из которой установлен термостат 7, сообщенный с радиатором 1 и с помощью байпасного трубопровода 8 — с входом жидкостного насоса 4, и устройство защиты радиатора, снабженное датчиком-реле 9 температуры, установленным в верхнем бачке 2 радиатора 1, теплообменником 10, размещенным в нижнем бачке 3 радиатора 1, переключателем 11 режимов работы, эжектором 12 и распределителем теплоносителя с управляемым приводом 13. Распределитель теплоносителя выполнен в виде входного 14, выходного 15 и приемного 16 патрубков с заслонками 17 — 19 в каждом из них и всасывающего трубопровода 20. Теплообменник

10 сообщен с одной стороны с помощью приемного патрубка 16 с атмосферой и с помощью входного патрубка 14 — с выпускной магистралью 21 двигателя 6, а с другой стороны — посредством всасывающего трубопровода 20 с пассивным соплом эжектора 12 и посредством выходного патрубка 15 — с активным соплом эжектора 12, размещенным в выпускной магистрали 21 двигателя 6. Заслонка 17 входного патрубка 14 размещена в месте подключения патрубка 14 к выпускной магистрали 21 с возможностью перекрытия патрубка и магистрали, заслонка 18 выходного патрубка

15 установлена в месте подключения патрубка 15 и всасывающего трубопровода 20 к выходу теплообменника 10 с возможностью перекрытия выходного патрубка 15 и трубопровода 20. Каждая заслонка 17 — 19 соединена с приводом 13, выполненным электромагнитным и включенным в электрическу цепь, содержащую датчик-реле 9 температуры, блок 22 управления и разъемы переключателя 11 режимов работы, причем блок 22 управления выполнен в виде реле, контакты которого размещены в термостате 7.

Перед радиатором 1 установлены жалюзи 23 и за радиатором — вентилятор 24

590581

4 обдува радиатора. Приемный патрубок 16 может быть снабжен заборником 25, перед которым установлены жалюзи 26, соединенные с переключателем 11 режимов работы.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

При прогреве или работе двигателя с низкой температурой охлаждающей жид10 кости термостат 7 пропускает охлаждающую жидкость по байпасному трубопроводу 8 мимо радиатора 1. Контакты реле, размещенные в термостате 7, разомкнуты, привод 13 обесточен и находится в положении, показанном =на фиг. 2. В этом слу"5 чае отработавшие газы из выпускной магистрали 21 проходят в теплообменник 10 отдавая тепло омывающей его жидкости, и через выходной патрубок 15 отводятся.

После нагрева охлаждающей жидкости

20 она подается в радиатор 1, одновременно замыкаются контакты блока 22 управления и привод 13 перекрывает проход отработавшим газам через теплообменник

10 и открывает приемный патрубок 16.

В теплообменнике 10 за счет разрежения, 25 создаваемого эжектором, образуется поток воздуха, который дополнительно охлаждает находящуюся в нижнем бачке 3 жидкость.

Переключатель 11 режимов работы позволяет в теплое время, когда нет опасности замерзания жидкости в радиаторе 1, открыть приемный патрубок 16 и отключить блок 22 управления, обеспечивая работу теплообменника 10 в режиме охладителя. Датчик-реле 9 температуры размыкает цепь питания привода 13 при пере-. охлаждении жидкости в радиаторе 1 и замкнутых контактах блока 22 управления.

Таким образом, в предлагаемой системе охлаждения исключается возможность замерзания воды в трубках радиатора на всех

40 режимах работы двигателя и используется энергия отработавших газов для регулирования теплового состояния двигателя.

Формула изобретения

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, снабженного выпускной магистралью, содержащая последовательно сообщенные между собой радиатор, выполненный с верхним и нижним бачками, соединенными между собой при помощи теплорассеивающих трубок, жидкостный насос и рубашку охлаждения двигателя, на выходе из которой установлен термостат, сообщенный с радиатором и при помощи байпасного трубопровода — с входом жидкостного насоса, и устройство защиты радиатора, снабженного датчиком температуры, установленным в радиаторе, и распределителем теплоносителя с управляемым

159058l

22

Фиг. 4 составитель Л. Черный

Редактор Н. Бобкова Техред.А. Кравчук Корректор М. Шароши

Заказ 2618 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

5 приводом, подключенным к датчику температуры и блоку управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности регулирования теплового состояния двигателя, устройство защиты радиатора дополнительно снабжено теплообменником, переключателем режимов работы и эжектором с активным и пассивным соплами, а распределитель теплоносителя выполнен в виде входного, выходного и приемного патрубков с заслонками в каждой из них 10 и всасывающего трубопровода, причем теплообменник размещен в нижнем бачке радиатора и сообщен с одной стороны при помощи приемного патрубка с атмосферой, и при помощи входного патрубка — с вы15 пускной магистралью двигателя, а с другой стороны — посредством выходного патрубка с активным соплом эжектора и пос6 редством всасывающего трубопровода — c пассивным соплом эжектора, заслонка входного патрубка размещена в месте его подключения к выпускной магистрали двигателя с возможностью перекрытия последней, заслонка выходного патрубка установлена в месте подключения выходного патрубка и всасывающего трубопровода к теплообменнику с возможностью перекрытия всасывающего трубопровода, активное сопло эжектора размещено в выпускной магистрали двигателя после места подключения к ней входного патрубка, привод распределителя выполнен электромагнитным н соединен со всеми заслонками, блок управления выполнен в виде реле, контакты которого размещены в термостате, а переключатель режимов выполнен в виде выключателя электропитания.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить надежность системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к стационарным силовым установкам с двигателями внутреннего сгорания и позволяет повысить эффективность охлаждения и безопасность эксплуатации

Изобретение относится к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания , снабженным устр-вами для автоматического слива воды при ее замерзании в системе охлаждения и для исключения запуска двигателя при недостаточно.м уровне жидкости в системе

Изобретение относится к двигателестроению и м.б.использовано в системах охлаждения двигателей

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет снизить затраты мощности на охлаждение двигателя

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к его деятельности по поддержанию заданной температуры водяной системы тепловоза при его оперативном отстое в резерве в условиях отрицательной температуры окружающей среды
Наверх