Устройство для измерения ширины полосы проката

 

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике. Цель изобретения - повышение точности и быстродействия за счет применения датчиков положения боковой кромки без дискретного сканирования. Устройство состоит из блока 1 градуировки и датчиков 2 и 3 положения, предназначенных для оптической связи с противоположными кромками полосы проката, и корректирующего вычислительного блока 18, электрически связанного с блоком 1 и датчиком 2 и 3. Положение кромок полосы проката непрерывно измеряется датчиками 2 и 3, сигнал с выхода которых периодически корректируется в блоке 18 по сигналам от блока градуировки. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

. СОЮЗ СОВЕТСНИХ

C0LIHAËÈÑÒÈ×ЕСИИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) А1 (51)5 С 01 В 21/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

IlPH ГКНТ СССР

1, (21) 4607088/24-28 (22) 03. 10. 88 (46) 30.09.90. Бюл. Р 36 (71) Особое проектно-конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Черметавтоматика" (72) В.В.Бурдун, Д.Муканов, Б.Р.Нусупбеков и Х.Ж.111айсултанов (53) 531.7(088.8) (56) Авторскбе свидетельство СССР

Ф 1472761, кл. Г 01 В 21/06, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ 11П1РИНй ПОЛОС11 ПРОКАТА (57) Изобретение относится к контрольно-измерительной технике. Цель

Изобретения — повышение точности и

2 быстродействия эа счет применения датчиков положения боковой кромки без дискретного сканирования. Устройство состоит иэ блока 1 градуировки и датчиков 2 и 3 положения, предназначенных для оптической связи с противоположными кромками полосы проката, и корректирующего вычислительного блока 18, электрически связанного с блоком 1 и датчиками 2 и 3. Положение кромок полосы проката непрерывно измеряется датчиками 2 и 3, сигнал с выхода которых периодически корректируется в блоке 18 по сигналам от блока градуировки. 2 э,п. ф-лы, 5 ил.

1596212

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для измерения ширины листовых материалов.

Цель изобретения — повышение точности и быстродействия за счет применения датчиков положения боковой кромки беэ дискретного сканирования.

На Аиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг.2 блок-схема блока обработки датчика положения кромки; на фиг. 3 — то же, блока обработки блока градуировки; на фиг. 4 — расположение фотоприемни- 1g ков относительно, измеряемой полосы проката; на Аиг. 5 — временные диаграммы работы блоков устройства.

Устройство состоит из блока 1 градуировки и двух одинаковых датчиков 2 20 и 3 положения, предназначенных для оптической связи с противоположными кромками полосы проката, блок 1 гра" дуировки состоит из оптически связанныx источника 4 оптического излу- 25 чения, расщепителя 5 и развертывающего блока 6 с датчиком 7 угловой скорости, оптически связанных приемной оптической системой 8, предназначенной для оптической 30

-связи с блоком 6 через полосу проката, и фотоприемного блока 9, состоящего из двух фотоэлементов, схемы 10 обработки, первый и второй вхо-. ды которого подключены к выходам Аотоприемного блока, а третий вход подключен к выходу датчика 7 и схемы 11 синхронизации, вход которой подключен к синхронизирующему выходу блока 6, а первый выход подключен к четверто- 4р му входу, схемы 10 ° Каждый из датчиков 2 и 3 состоит из оптически связанных источника 12 оптического излучения и передающей Оптической системы

13, оптически связанных приемной оптической системы 14, предназначенной для оптической связи с системой 13 через полосу проката, и фотоприемника 15, и блока 16 обработки, первый

ВхОд KGTopoI o пОдключен к ВыхОду AoTQ 5p приемника 15, а второй вход объеДинен с управляющим входом источника 12 и представляет собой модулирующий вход датчиков 2и 3. Устройство также состоит из модулятора 17, выход которого 5 подключен к модулирующим входам датчи-. ков 2 и 3, управляющему входу источника 4 и пятому входу схемы 10, вычислительного корректирующего блока 18, I первый и второй Входы которого подключены к выходам блоков 16, датчиков

2 и 3 соответственно, третий вход подключен к второму выходу схемы 11 синхронизации, а четвертый выход подключен к выходу схемы 10, и блока 19 индикации и управления, вход которого подключен к выходу блока 18, а первый, второй и третий выходы подключены к третьим входам блока 16, датчиков 2 и 3 и пятому входу блока 18.

Блок 16 обработки состоит из последовательно соединенных схемы 20 сглаживания, вход которой является входом блока 16, схемы 2 1 нормирования, синхронного детектора 22, опорный вход которого является вторым входом блока 16, и аналого-цифрового преобразователя 23, вход запуска которого является третьим входом блока

16, а выход является выходом блока 16.

Схема 10 обработки состоит из двух идентичных цепей, каждая из которых состоит из последовательно соединенных согласующего каскада 24, узкополосного усилителя 25, синхронного детектора 26 и (усилителя) Аормирователя 27 видоимпульсов, входы цепей являются первым и вторым входами схемы 10, опорные входы детекторов 26 объединены и являются пятым входом схемы 10, Аормирователей 28 и 29 импульсов, входы которых подключены к выходу первой цепи, Аормирователей

30 и 31 импульсов, входы которых подключены к выходу второй цепи, опорные входы формирователей 28 — 31 импульсов объединены и являются чет" вертым входом схемы 10, интеграторов

32 и 33, первые: входы которых объединены и являются третьим Входом схемы 10, вторые входы подключены к выходам формирователей 28 и 30 соответственно, а третьи входы подключены к выходам формирователей 29 и 31 со- . ответственно и аналого-цифрового преобразователя 34, входы которого подключены к выходам интеграторов 32 и

33 соответственно, а выход является выходом схемы 10.

Устройство работает следующим образом.

Оптические системы 13 датчиков 2 и 3 формируют оптическое модулированное излучение источников 12 таким образом, что сечения световых пучков в плоскости полосы проката представ1596212

5 ляют собой узкие прямоугольники, размещаемые перпендикулярно боковым кромкам (фиг. 4а). Часть светового потока пучка, не перекрываемая полосой, 5 попадает на соответствующий фотоприемник 15, преобразуется блоком 16 в цифровой код, величина которого отображает положение боковой кромки проката относительно светового пучка соответствующего датчика 2 или 3.

Настройка датчиков 2 и 3 производится таким образом, чтобы в отсутствие полосы проката код на выходах датчиков 2 и 3 был равен нулевому значению, 15 а при полном перекрытии полосой световых пучков на выходах датчиков 2 и 3 было одинаковое положительное значение кодового сигнала.

Если выбрать определенную систему координат Х, У и 7, то координаты боковых кромок проката будут определяться выражениями

« о " Вик(Х у + 1 бык где Х,, Х вЂ” координаты боковых кромок проката в выбранной системе отсчета;

Х,Х вЂ” константы, зависящие от

Ое Я выбора начала отсчета и 3р базового расстояния между датчиками 2 и 3;

Ы,N „„ — значения выходного кода

Вик( блоков 16 обработки сигналов датчиков 2 и 3 со- 35 ответственно;

k — постоянный коэффициент, определяемый конфигурацией сечения светового пучка в плоскости проката, 40 а также процедурой настройки датчиков 2 и 3;

1,,1 — коэффициенты для датчиков

2 и 3, определяемые интенсивностью источника 12 45 оптического излучения, равномерностью светового потока по сечению пучка, чувствительностью фотоприемника 15, а также 50 стабильностью чувствительности канала блока 16.

Получая синхронные значения И ь,,, и И „„ (синхронность обеспечивается импульсами с выходов блоков 19 инди- 55 кации и управления), находим нирину полосы проката по уравнениям (1) б где L — ширина полосы проката.

В (2) значения констант Х, Х

Э og

kt легко определяются экспериментально, например, путем градуировки устройства, однако проведение измерений ширины полосы проката по формуле 2 при использовании только датчиков 2 и 3 невозможно из-за дрейфа интенсивности источника 12, дрейфа чувствительности фотоприемника 15 и канала преобразования блока 16, а также из-за изменений прозрачности оптического тракта, из-за загрязнения поверхностей оптических деталей в процессе эксплуатации. Пусть эти дрейфовые нестабильности приводят к изменению начальных коэффициентов 1 =1-=1 ч о на величины 31 и al z соответственно, 1 т.е.

1, =1 +al

1 =1 о++a1 ° Г3)

Ясно, что дрейфовые честабильности

d1, и a l приведут к изменению значеа велич п у 85 фьЯ <

И.ЙИ вь<х ь ° бых т aNya>x <, и бабьи = N saw<+aN аь кю (4) ъ )) где М „„,,N,„ — значения кодового сигнала на выходе блоков 16 датчиков

2 и 3 соответст» . венно.

С учетом (3) и (4) выражение (2) принимает вид

1о .1 Ьь вы ) о 1а

Обозначим значение ширины полосы проката, полученное по формуле (2), через Ьд„„, тогда (6)

Как видно иэ (5) истинное значение ширины полосы проката будет отличаться от Ь д„ на величину систематической погрешности, меняющейся с постоянной времени порядка секунд и и =Ь-Ьдпк=1с(д,И ц, +81< Nвь,,д„z) (7)

Исключение систематической погреш- . ности производится в вычислительном корректирующем блоке 18 путем введения корректирующих поправочных коэффициентом Р, и Р к значениям И,„, л и N g„„ êîäîâûõ сигналов, полученных на выходах блоков 16 обработки сигна159 лов датчиков 2 и 3 н соответствии с формулой, получаемой на основе анализа выражения (5)

Д1

L=(Х,+ ()+k f(t+ )t(5,„,+(1"

+ - ) g

61q (8)

1 86()(1 о

Значения поправочных коэффициентов Р, и Р определяются после нахождения значений )1 в,,„, и К в„„ блоком 1 градуировки по формулам, полученным из (4), (5) (8), 4 )

N ми Л Ив (кt Ф

P =- — — = 1+ — -- Р=; — — — =1+ — —.

1 2;J вью "0 в6 (х .О (9)

Выражение (8) с учетом обозначений (9) принимает вид

Нахо)кдение значений Р, и P осуществляется при каждом измерительном цикле блока 1 градуировки. Измерение значений М „„, и N ectx z для определения коэфАициентов Р, и Р< по формулам (9) происходит следующим образом.

Выходное синусоьщальное напряжение модулятора 17 модулирует интенсивность оптического излучения источника 4. Модулированный световой луч расщепляется расщепителем 5 на два световых луча, которые после прохождения развертывающего блока 6 совершают поперечные сканирующие перемещения по отношению к полосе проката в пределах измерительной зоны, при этом траектории световых пятен на прокатываемой движущейся полосе 35 от этих лучей будут наклонены под некоторым углом, зависящим от скорости движения полосы, к направлению движения полосы, В момент входа лучей в измерительную зону развертывающий блок 6 генерирует опорные импульсы, которые поступают на схему 11 синхронизации и служат для обработки сигналов, полу.чаемых от блока 9.

Обозначим точки, в которых пересекают плоскость проката первый и второй лучи в момент прихода опорного импульса, через 1.)„ и D соответственно (Аиг. 4). Совершая поперечные сканирующие перемещения, лучи входят в измерительную зону и перемещаются в областях А „и А

При этом на блоке 9, в апертуре которого находятся изображения облас(12)

Ф при нахождении среднего иэ (11) и (12)

tt

Л

С, (J i+ 4 (ф+ Vo< 1

Ц,= — 2 — — = — — — — — — f u3(lt (13)

2 2 2 и

Ct

55 r где ф,, Ц„, - значения углового положения первой боковой кромки полосьц (1)„ и (— угловые положения пер6212 ти кромок полосы проката (фиг.4б), выходной сигнал отсутствует (Аиг. 5б и в), поскольку лучи проходят эа пре5 делами полосы проката и не отражаются от ее поверхности (Аиг. 4в).

Пусть первый и второй лучи достигают первых боковых кромко проката в точках Р, и Р (фиг. 4г) и соответственно (Аиг. 5б и в). Перемещаясь далее, они попадают на поверхность полосы, отражаются от поверхности полосы и регистрируются фотоэлементами блока 9, перемещаясь в областях В и В . В некоторой точке К первый луч и точке К второй луч выйдут из поля зрения (части плоскости, в которой находится прокатываемая полоса, ограниченной угловой апертурой блока 9)

20 фотоэлементов блока 9 и в областях С

1 и С выходного фотосигнала не будет.

B точке К „ первый луч и точке К второй луч снова попадут в поле зрения, но уже других фотоэлементов бло25 ка 9 (области D и П ). Когда лучи достигнут в точках 7 и У вторых кромок прокатываемой полосы, выходные сигналы на выходе блока 9 пропадут (области Г, и Г ), так как лучи будут

Зр перемещаться вне полосы.

Схема 10 обработки производит измерение временных интервалов, содержащих информацию о положениях первой и второй боковых кромок полосы, т.е. з ач ниях 1и|,(и N s6it,i Выявление необходимой инАормации производится следующим образом.

Поскольку второй и первый лучи развертываются одним устройством с жест4 кими постоянными связями, то мгновенные значения угловых скоростей их перемещения одинаковы и,=и =М

Поэтому угловое положение первой боковой кромки будет при измерении

45 перв пч лучо )(CT (+ ФЛ1р (11) о при измерении вторым лучом

5Р (,= 4„- "" о

159б212

10 ваго и второго лучей соответственна в мамент прихода опорного импульса.

1!,1 (!

Определение (., и (",1 ясно из графика на фиг. 5ã. Совершенно аналогично для углового положения второй боковой кромки при измерении первым лучом ! и у = g + J u)dt, (14) при измерении вторым лучом

П77

"2 (p - I (х)(1, (15)

О. при нахождении среднего пэ (14) и (15) n<

1! —" =-!8 — — + 1 J wdt, (16) (6 (1 4 в

2 2 2л„ (, где (, (, (17 — значения углового положения второй боковой кромки полосы, определение (. и л(." ясно из фиг,5д. г

06r+ Vof

Положим что значение †--- — равно

2 нулю, соответствующий луч пересекает плоскость полосы в точке 0 начала( координатной оси ОХ (фиг. 4а), а ось развертывающего устройства проходит через точку аси OY с координатой, ранной Т. В такам случае л

t л (.

17,=- — ) wdt; t7 =- j Eudt. (17) (2 <.?

Соответственно ширина полосы проката будет

n<" п.7

"1 ()

L=7(ctg> I u! dt+ct8> f w dt) . (18)

1 1 (1 (," I

Сравнение выражения (18) с ныражением (2) дает уравнения для нахождения

HcKoMbIx значений N вых и

1) !!

1 11

TctG2 J () dt=X o<+g)eN п

1 "

Tet@2 ) со (1С=Х +k Nв (,х„<. (19) п8 (.

Параметры Т, Х, Х kgb., определяются при проведений операции начальной настройки устройства, а также по известным размерам его конструкции °

Таким образом, схема 10 обработки производит измерение угловых положений ц), и (J) боковых кромок полосы в соответствии с формулами (17) и передает эти значения в вычислительной корректирующий блок 18, в котором па формулам (19, и (9) вычисляются значения папраначных коэффициентов Р1 и Р> и да окончания следук)щего иэме5 рительнаго цикла блока 1 градуировки найденные значения P и Р остаются неизменными и используются для корректировки значений ширины полосы, находимых па показаниям па показаниям

10 датчиков 2 и 3 по формуле (10).

Формула изобретения

1. Устройство для измерения ши15 рины паласы проката, содержащее дна датчика положения кромки полосы проката, карый иэ которых состоит из источника излучения и фотоприемника, предназначенного для оптической сня20 зи с соответствующей кромкой полосы проката, и блок управления, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и быстродействия, она снабжено блоком градуиравки, 25 выполненным в виде оптически связанных источника излучения, расщепителя и развертывающего блока с датчиком угловой скорости, и оптически связанных приемной оптической системы, gp предназначенной для оптической связи с развертывающим блоком через полосу проката, и фатаприемнога блока, схемы обработки блока градуиранки, первые дна входа которой подключены к выходам фотоприемного блока, третий вход подключен к выходу датчика угловой скорости, и схемы синхронизации, вход которой подключен к синхронизирующему выходу развертывающего блока, 40 а первый выход подключен к четвертому входу схемы обработки блока градуиравки, вычислительным корректирующим блоком, информационные входы которого подключены к ныхадам датчиков положе45 ния кромки полосы проката и выходу схемы обработки блока градуировки, а синхраниэирующий вход подключен к второму выходу схемы синхронизации, каждый датчик положения кромки поло5р сы проката снабжен оптической системой формирования узкой световой поло сы, оптически связанной с источником излучения, и блоком обработки сигналов датчика, вход которого подключен к вы55 ходу фотоприемника, а выход является выходом датчика, блок управления выполнен с тремя выходами, подключенными к управляющим входам блоков обработки сигналов датчиков и нычислительнога

1596212

12 корректирующего блока соответственно.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оно снабжено модулятором, источники блока гра- дуировки и датчиков положения кромки

i полосы проката выполнены с модулирующими входами, подключенными к выл ходу модулятора, а схема обработки

16 блока градуировки и блоки обработки сигналов датчика выполнены с опорными входами, подключенными к выходу модулятора.

За Устройство по по 2у,о т л. и 15 ч а ю щ е е с я тем, что схема обработки блока градуировки выполнена в виде двух цепей, каждая из которых состоит из последовательно соединенных синхронного детектора и формирова-20 теля видеоимпульсов, входы цепей являются первым и вторым входами схемы обработки соответственно,I опорные входы синхронных детекторов объединены и являются опорным входом схемы обработки, первого и второго формирователей импульсов, входы которых подключены к выходу первой цепи, третьего и четвертого формирователей импульсов, входы .которых подключены к выходу второй цепи, опорные входы формирователей объединены и являются четвертым входом схемы обработки, двух интеграторов,, первые входы которых объединены и являются третьим входом схемы обработки, вторые входы подключены к выходам первого и третьего формирователя соответственно, а третьи входы подключены к выходам второго и четвертого формирователей соответственно, и аналого-цифрового преобразователя, входы которого подключены к выходам интеграторов соответственно, а выход является выходом схемы обработки.

2i2

Устройство для измерения ширины полосы проката Устройство для измерения ширины полосы проката Устройство для измерения ширины полосы проката Устройство для измерения ширины полосы проката Устройство для измерения ширины полосы проката Устройство для измерения ширины полосы проката Устройство для измерения ширины полосы проката 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в отсчетных и управляющих системах металлообрабатывающих станков

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения диаметра колес железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для контроля формы волнового фронта оптического излучения

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к устройству для измерения размера периодически перемещающегося объекта, содержащему оптоэлектронный измерительный прибор, включающий в себя приемопередающие элементы, расположенные не менее чем в одной плоскости изменения, перпендикулярной продольной оси объекта, а также блок обработки, причем плоскость измерения измерительного портала ограничена не менее чем двумя измерительными балками, расположенными под заданным углом друг к другу

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, черной и цветной металлургии при производстве проката, в резино-технической и химической промышленности при производстве трубчатых изделий без остановки технологического процесса

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах АСУ ТП промышленных предприятий

Изобретение относится к волоконно-оптическим системам передачи в измерительной технике и может быть использовано для измерения перемещений объекта

Изобретение относится к области измерительной техники и служит для определения ресурса работы ядерных реакторов типа РБМК по критерию исчерпания зазора в системе технологический канал - графитовая кладка

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к бесконтактным оптическим средствам измерения геометрических размеров различных объектов

Изобретение относится к способу, а также к устройству для измерения поступающего из окружающей газовой атмосферы и принимаемого деталями количества компонента при термохимической обработке металлических деталей

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к бесконтактным оптическим средствам измерения геометрических размеров различных объектов

Изобретение относится к методам неразрушающего контроля и может быть использовано на трубопроводах нефти и газа на химических и нефтехимических предприятиях, тепловых и атомных энергоустановках
Наверх