Устройство для контроля внутреннего монтажа (фазировки) обмоток электрической машины

 

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля правильности фазировки обмоток электрической машины. Цель изобретения - расширение области использования за счет контроля внутреннего монтажа (фазировки) обмоток статора - достигнута путем введения в устройство, содержащее электродвигатель 1, щеточный узел 2 скользящих контактов, источник 4 питания, коммутатор 5, усилитель 7, фазочувствительный выпрямитель 8 и блок 9 индикации, ротора 3 с обмоткой и коммутатора 6 с соответствующими связями. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1597795 А 1 (19) (11) (51) 5 G 01 R 31/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4471606/24-21 (22) 01.08.88 (46) 07.10.90. Бюл. № 37 (72) С. А. Батоврин, Л. С. Коромыслова

В. Н. Куликов (53) 621.317.79 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 993170, кл. G 01 R 31/06, 1979.

Авторское свидетельство СССР № 1503030, кл. G 01 R 31/06, 1988.

2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ВНУТРЕННЕГО МОНТАЖА (ФАЗИРОВКИ) ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля правильности фазировки обмоток электрической машины.

Цель изобретения — расширение области использования за счет контроля внутреннего монтажа (фазировки) обмоток статорадостигнута путем введения в устройство, содержащее электродвигатель 1, щеточный узел 2 скользящих контактов, источник 4 питания, коммутатор 5, усилитель 7, фазочувствительный выпрямитель 8 и блок 9 индикации, ротора 3 с обмоткой и коммутатора 6 с соответствующими связями.

2 ил.

1597795

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано при операционном контроле внутреннего монтажа (фазировки) обмоток электрической машины, например вращающегося трансформатора.

Цель изобретения — расширение области использования за счет контроля внутреннего монтажа (фазировки) обмоток статора.

На фиг. 1 представлена схема устройства; на фиг. 2 а, б — схемы коммутаторов с указанием исходных положений контактов.

Устройство содержит электродвигатель 1, щеточный узел 2 скользящих контактов, ротор 3 с обмоткой, источник 4 питания, коммутаторы 5 и 6, усилитель 7, фазочувствительный выпрямитель (ФВ) 8, блок 9 индика ции, цифрой 10 обозначен контролируемый статор, причем первый выход источника 4 питания соединен с первыми входами коммутатора 6 и ФВ 8, выход последнего соединен с входом блока 9 индикации, второй выход источника 4 питания соединен с первым входом коммутатора 5 и обмоткой возбуждения электродвигателя 1, управляющая обмотка которого подключена к выходу коммутатора 5, второй вход которого соединен с выходом усилителя 7 и вторым входом коммутатора 6, третий вход которого через узел 2 скользящих контактов подключен к обмотке ротора 3, первый и второй выходы коммутатора 6 через клеммы подключены к обмотке возбуждения и квадратурной обмотке статора 10 соответственно, третий и четвертый его выходы соединены соотетственно с вторым входом ФВ 8 и входом усилителя 7.

Коммутатор 5 (фиг. 2) содержит реле 11 с четырьмя группами контактов, причем выводы обмотки реле 11 и нормально разомкнутые контакты (НРК) первой и второй групп подключены к второму входу коммутатора 5, первый его вход подключен к нормально замкнутым контактам (НЗК) первой и второй групп, подвижные контакты (ПК) этих групп подключены к выходу коммутатора 5.

Коммутатор 6 содержит реле 12 с четырьмя группами контактов и диодный мост

13, причем выводы обмотки реле 12 и первая диагональ диодного моста 13 подключены к второму входу коммутатора 6, ПК первой, второй и третьей, четвертой групп подключены соответственно к первому и третьему входам коммутатора 6, первый и третий выходы которого подключены соответственно к НРК первой, второй и третьей, четвертой групп, НЗК этих группсоответственно к второму и четвертому выходам коммутатора 6, НЗК третьей и четвертой групп реле 11 подключены к второй диагонали диодного моста 13,-а ПК этих групп — к первому входу коммутатора 6.

Устройство работает следующим образом.

Напряжение с первого выхода источника 4 питания подается на первый вход коммутатора 6 и первый (опорный) вход

ФВ 8. После срабатывания реле 12 коммутатора 6 напряжение через его контакты и клеммы первого выхода коммутатора 6 подается на обмотку возбуждения контролируемого статора 10. Напряжение, снимаемое с обмотки ротора 3, через узел 2 скользящих контактов поступает на третий вход коммутатора 6 и через его контакты с четвертого выхода подается на вход усилителя 7. Одновременно напряжение с второго выхода источника 4 питания по15 дается на обмотку возбуждения электродвигателя 1 и на первый вход коммутатора 5. Через контакты реле 11 коммутатора 5 напряжение с его выхода поступает на обмотку управления электродвигателя 1.

Электродвигатель 1 поворачивает ротор 3 до тех пор, пока напряжение на выходе усилителя 7 не станет больше напряжения срабатывания реле 11 коммутатора 5.

После срабатывания реле 11 и установки

gg его на самоблокировку напряжение с выхода усилителя 7 через второй вход коммутатора 5 подается на обмотку управления электродвигателя 1, при этом НЗК реле 11 коммутатора 5 размыкаются. Размыкаются и НЗК реле 11, соединяющие обмотку

30 реле 12 коммутатора 6 с его первым входом.

Одновременно напряжение с выхода усилителя 7 через второй вход коммутатора 6 подается на обмотку реле 12, контакты реле 12 при этом сохраняются в прежЗБ нем положении благодаря замедленному срабатыванию реле 12 при возврате в исходное положение.

С этого момента электродвигатель 1 начинает работать по сигналу, поступающему

40 на его обмотку управления через усилитель 7 с обмотки ротора 3. Направление вращения вала электродвигателя 1 зависит от фазы напряжения на выходе .обмотки ротора 3. При этом направление вращения согласовано так, что элекродвигатель 1 всег45 да приводит ротор 3 в нулевое положение обмотки.

После приведения ротора 3 в нулевое положение вал элекродвигателя 1 останавливается. Реле 12 коммутатора 6 отпускает, его контакты устанавливаются в

50 исходное положение. Напряжение с первого входа коммутатора 6 через его контакты и клеммы второго выхода подается на квадратурную обмотку контролируемого статора 10, а напряжение с обмотки ротора 3 через контакты коммутатора 6

55 и его третий выход подается на второй (рабачий) вход ФВ 8.

В эависимости от фазы напряжения с выхода обмотки ротора 3 относительно на1597795

Формула изобретения

Составитель В. Быков

Редактор С. Патрушева Техред А. Кравчук Корректор М. Пожо

Заказ 3052 Тираж 563 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 пряжения на первом (опорном) входе ФВ 8 и, следовательно, в зависимости от фазировки второй (квадратурной) обмотки статора

10 на выходе ФВ 8 действует напряжение определенной полярности, а на табло блока 9 индикации индицируется сигнал

«Годен» или «Брак». Чувствительным элементом блока 9 индикации может быть, например, поляризованное реле.

Таким образом автоматически производится оценка монтажа (фазировки) одной (квадратурной) обмотки статора 10 относительно другой его обмотки (обмотки возбуждения), т. е. осуществляется автоматический операционный контроль обмоток статора.

Устройство для контроля внутреннего монтажа (фазировки) обмоток электрической машины, содержащее электродвигатель, щеточный узел скользящих контактов, коммутатор, усилитель, фазочувствительный выпрямитель, блок индикации и источник питания, первый выход которого соединен с первым входом фазочувствительного выпрямителя, а второй выход соединен с первым входом коммутатора и обмоткой возбуждения электродвигателя, выход коммутатора соединен с обмоткой управления электродвигателя, второй вход коммутатора соединен с выходом усилителя, выход фазочувствительного выпрямителя соединен с входом блока индикации, отличающееся тем, что, с целью расширения области использования, в него введены второй коммутатор и ротор с расположенной в его пазах обмоткой и две пары клемм для подключения квадратурной обмотки и обмотки возбуждения контролируемого статора, причем первая и вторая

15 пары клемм подключены соответственно к первому и второму выходам второго коммутатора, третий выход которого соединен с вторым входом фазочувствительного выпрямителя, четвертый выход — с входом усилителя, первый вход — с первым вы2О ходом источника питания, второй вход— с выходом усилителя, третий вход через щеточный узел скользящих контактов — с выводами обмотки ротора, который расположен в расточке контролируемого статора с гарантированным зазором.

Устройство для контроля внутреннего монтажа (фазировки) обмоток электрической машины Устройство для контроля внутреннего монтажа (фазировки) обмоток электрической машины Устройство для контроля внутреннего монтажа (фазировки) обмоток электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для испытаний обмоток на обрыв и наличие короткозамкнутых витков

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля качества заливки короткозамкнутых роторов с открытыми и закрытыми пазами после заливки

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к технической диагностике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля правильности укладки двухполюсных обмоток электрических машин

Изобретение относится к контрольной технике, в частности к устройствам для быстрого определения начала и конца обмоток трансформаторов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для испытаний обмоток короткозамкнутых роторов

Изобретение относится к измерению электрических переменных величин, в частности к способу определения полярности выводов обмоток встроенных трансформаторов тока при монтаже и наладке силовых трансформаторов и автотрансформаторов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в устройствах для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю технического состояния силовых трансформаторов, и может быть использовано при диагностировании повреждений обмоток, вызванных воздействием токов короткого замыкания

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для определения групп соединения обмоток трехфазного трансформатора

Изобретение относится к электрическим измерениям, в частности к измерениям сопротивления постоянному току обмоток силового трехфазного трансформатора, соединенных в звезду и выведенной на корпус нейтралью

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для испытания силовых трансформаторов во время пуско-наладочных и профилактических работ, а также при комплексном их обследовании
Наверх