Патент ссср 162033

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОНИС НИЕ

И 3 О Б Р ЕТ Е Н И.Я

К АВТОРСКОМУ СВИД,ETEAbCTBY

go 1620 Я

Класс

62с, 27оз

МПК

В 64d

Заявлено 31.V11.1963 (№ 860242/40-23) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ

ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

СССР

Опубликовано 01.1V.1964. Б1оллетень ¹ S

Подписная группа ¹ 189

Г. В. Априков

ИМИТАТОР ШУМА НА ТРЕНАЖЕРЕ ЛЕТЧИКА

В известных имитаторах шумов на тренажерах летчиков шум вращения роторов двигателей турбовинтовых самолетов (основной шум самолета) создается с помощью тональных генераторов, частота которых изменяется пропорционально числу оборотов двигателей. ,г(ля имитации шума двух и более турбовинтовых двигателей необходимо, чтобы при одинаковых режимах работы двигателей (равных числах оборотов) разность между частотами тональных генераторов не превышала 1,5 г11, иначе появляются неприятные на слух биения, выражающиеся в пульсации звукового давления. Для этого стабильность частоты тональных генераторов в течение всего времени работы тренажера должна быть

5 10 в, чего очень трудно достигнуть с помощью Обычно используемых для имитации шумов мультивибраторов или релаксаторов, работающих в качестве тональных генераторов.

Кроме того, при работе нескольких двигателей между частотами звуков, образующихся при вращении роторов двигателей, возникают биения, изменяющие общий уровень шума и его тембр. Период колебаний пульсаций (биений) зависит от числа работающих двигателей, режима их работы, фазировки винтов, а также от того, где находится самолет — на земле или в воздухе.

Сильные изменения уровня шума (10—

20 дб) отрицательно действуют на организм летчика, на самолет и на аэродромные сооружения.

Чтобы еще при обучении на тренажере летчик мог привыкнуть к пульсациям звукового давления, необходимо при имитации шума работы двигателей имитировать также и биения между ними. Получить >ке необходимые пульсации такой малой частоты путем определенной расстройки самих тональных генераторов не удавалось из-за низкой стабильности их работы.

Предлагаемый имитатор шума на тренажере летчика для имитации шума многодвигательных, например двухдвигательпых, самолетов позволяет стабилизировать частоту колебаний, вырабатываемых тональными генераторами, а также получать биения между частотами тональных генераторов, аналогичные биениям на самолете. С этои целью в имитаторе шума применена система автоматической подстройки частоты одного из генераторов по частоте другого. Колебания с обоих тональных генераторов подаются на датчик рассогласования (дискриминатор), а с него — на управляющий элемент подстройки частоты второго генератора. Применение системы автоматической подстройки частоты значительно упрощает имитатор благодаря использованию менее стабилизированных источников питания.

В случае если оба двигателя самолета работают на различных режимах, необходимо, чтооы тональные генераторы выдавали разную частоту. С этой целью между дискриминатором и управляющим элементом подключен амплитудный ограничитель, сужаю1ций о 1б2033 область действия системы автоматической подстройки частоты при неодинаковых режимах работы двух двигателей. В результате ограничения величины сигнала управления частотой частота стабилизируемого генератора изменяется лишь незначительно.

Небольшая расстройка тональных генера торов, имитирующая биения между работающими двигателями, создается путем подачи на управляющий элемент второго генератора напря>кения вольтдобавкн. Величина этого напряжения, изменяющаяся в зависимости от режима работы двигателя, определяет величину разности частот тональных генераторов, т. е. периода биений.

Блок-схема предлагаемого имитатора шума с системой автоматической подстройки частоты приведена на чертеже. Согласно схеме тональные генераторы 1 и 2 управляются по частоте в зависимости от скорости вращения роторов двигателей через датчики 3, 4, установленные в счетно-решающих устройствах тренажеров. Колебания с обоих тональных генераторов поступают на усилители 5, б и воспроизводятся громкоговорителями 7, 8, расположенными в кабине тренажера. Одновременно колебания с генераторов 1 и 2 подаются на дискриминатор 9, на выходе которого вырабатывается сигнал управления, полярность и величина которого определяются разностью частот колебаний, поступающих на дискриминатор. Сигнал управления проходит через амплитудный ограничитель 10 на управляющий элемент 11, который несколько изменяет частоту генератора 2 до совпадения ее с частотой генератора 1, т. е. так, чтобы величина сигнала управления, выдаваемого дискриминатором 9, была равна нулю.

При неодинаковых режимах работы двигателей, когда значение числа оборотов двигателей на датчиках 8, 4 различно.и генераторы 1, 2 начинают вырабатывать далекие одна от другой частоты колебаний, на вход амплитудного ограничителя 10 с дискриминатора 9 поступает сигнал управления большой величины. Поскольку напряжение на выходе ограничителя 10 не превышает определенного небольшого значения независимо от величины входного напряжения, корректировки (подстройки) частоты генератора 2 не производится, и тональные генераторы 1 и 2 работают на различных частотах.

Предельное значение напряжения, снимаемого с ограничителя 10, должно быть выбраН0 в соответствии с наибольшим необходимым отклонением частоты стабилизируемого генератора 2 на одинаковых режимах, которое, в свою очередь, определяется максимально возможной взаимной нест" áèëüíîñòüþ частот тональных генераторов 1, 2 на одном и том же режиме.

Во избежание скачка при попадании в зону захватывания или при выходе из зоны удержания системы автоматической подстройки частоты амплитудный ограничитель должен иметь плавную, предпочтительно нелинейную характеристику ограничения.

Расстройка тональных генераторов 1 и 2 для имитации биений между двигателями создается путем подачи на управляющий элемент 11 напряжения вольтдобавки, величина которого определяется режимом работы двигателей через датчики 12, связанные со счетно-решающими устройствами тренажеров.

Предмет изобретения

1. Имитатор шума на тренажере летчика для многомоторных самолетов, в котором шум вращения роторов двигателей имитируется с помощью тональных генераторов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью стабилизации частоты тональных генераторов при одинаковых режимах работы двигателей, применена система автоматической подстройки частоты тонального генератора одного двигателя под частоту тонального генератора другого двигателя, использующая датчик рассогласования (дискриминатор) и управляющий элемент.

2. Имитатор по п. 1. отличающийся тем, что, с целью сужения области действия системы автоматической подстройки частоты при неодинаковых режимах работы двигателей, между „àò÷èêî.ì рассогласования управляющим элементом включен амплитудный ограничитель, ограничивающий амплитуду сигнала управления частотой второго генератора.

3. Имитатор по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью получения биений, аналогичных биениям двигателей, на управляющий элемент подается напряжение вольтдобавки, величина которого определяется режимом работы двигателей. № 162033

1

Г

С-1

Подп. к печ. 4/Vl — 64 г. Формат бум. 60Х90 /в Объем 0,35 изд, л.

Заказ 1074/17 Тира>к 550 Цена 5 коп.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр, Сапунова, 2.

Составитель А. Бебенин

Редактор Л. В. Калашникова Техред Ю. В, Баранов Корректор Г. И. Чугунова

Патент ссср 162033 Патент ссср 162033 Патент ссср 162033 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах

Изобретение относится к области авиационного тренажеростроения, устройств вычислительной техники и предназначено для тренировки экипажей, решения задач научно-технических разработок

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к системам управления многостепенными динамическими стендами, содержащими в своем составе несколько следящих систем, каждая из которых управляет одним исполнительным механизмом, например исполнительными силовыми гидроцилиндрами, управляющими единой нагрузкой шестистепенного динамического стенда-тренажера авиационной техники, работающего в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к авиационным тренажерам

Изобретение относится к комплексным испытательным устройствам

Изобретение относится к области авиационных тренажеров и вычислительной техники и предназначено для обработки полетной информации бортовых регистраторов с целью контроля выхода параметров полета за летно-эксплуатационные ограничения, контроля действий экипажа во время наземной тренировки или полета, установления причин летных происшествий, а также обработки параметрической информации дли контроля состояния систем тренажера или летательного аппарата (ЛА) и расчета выработки ресурса ЛА, исходя из реальной наработки и с учетом условий эксплуатации

Группа изобретений относится к способам и системам имитации и воспроизведения авиационных шумов для авиатренажеров. Многоканальная виброакустическая система имитации и воспроизведения авиационных шумов содержит фронтальные и тыльные громкоговорители, расположенные определенным образом. Для имитации и воспроизведения авиационных шумов для авиатренажеров из библиотеки виброакустических записей, предварительно полученных с борта воздушного судна в виде сэмплов, закрепленных за соответствующей нотой фортепианной клавиатуры, извлекают, микшируют, подвергают параметрической регулировке и редактированию, передают вышеуказанные сэмплы в независимом друг от друга виде через миди-секвенсор в соответствии с миди-сценарием, устанавливающим время запуска каждого сэмпла на физические выходы системы воспроизведения определенным образом, корректируют воспроизведенную сумму всех сэмплов относительно референтных сигналов. Обеспечивается точность воспроизведения и имитация акустического шума, издаваемого техническими узлами и агрегатами воздушных судов. 4 н.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх