Замкнутая система жидкостного охлаждение- газовой турбины

 

О П И С А Н И Е l677II

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства N

Заявлено 12.Х.1963 (№ 860888/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 18,1.1965. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 18.III.1965

Кл. 46f, 8щ

Государственный комитет ло делам изобретений и открытий СССР

МПК F 02с

УДК, 621.438 — 713;

621 — 758.36 (088.8) Авторы изобретения

В. Д. Стариченко, Г. И, Шувалов и Н. 3. Беликова б C j. I у Ъ Р.l

Всесоюзный научно-исследовательский теплотехнический институт им. Ф. Э. Дзержинского

Заявитель, С С,1 злмкнутля системл жидкостного охллжденид

ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ

Подписная группа № 197

Известны замкнутые системы жидкостного охлаждения газовых турбин, содержащие насос, фильтр, холодильник и соединяющие их трубопроводы.

Предложенная система отличается от известных тем, что она снабжена устройством автоматической защиты, выполненным в виде установленного на подводящем трубопроводе астатического золотников ого выключателя, воспринимающего давление охлаждающей 1О жидкости, и гидравлически связанного с ним блокирующего крана установки системы в рабочее полохкение. Выключатель жестко связан через разделительную мембрану с подпружиненным золотником серводвигателя стопорно- 15 го клапана, Блокирующий кран выполнен в виде установленного в буксе подпружиненного поршня, кратковреМенно перекрывающего линию слива астатического выключателя. Такое вы- 20 полнение устройства позволяет предотвратить перегрев турбины при падении давления охл а ждающе1л жидкости.

На чертеже представлено устройство автоматической защиты газовой турбины при на- 25 рушенип работы замкнутой системы охлаждения.

При понижении давления охлаждающей жидкости в линии 1, соединяющей подводящий к турбине трубопровод с выключателем 30

2, уменьшается усилие на масляный золотник

8 серводвигателя стопорного клапана, передавасмое мембраной 4, разделяющей верхнюю масляную и нижнюю водяную полости выключателя. Если натяг пружины б превышает это усилие, то золотник 8, жестко связанный с астатпческим золотником б, начинает перемещаться вниз. При этом выбирается перекрыша между верхней кромкой астатического золотника и его буксой 7 и полость под мембраной соединяется с линией слива 8. Оба золотника астатически перемещаются вниз до упора, полностью открывая сливные окна масляного золотника управления серводвигателем стопорного клапана. Когда подача топлива в камеру сгорания прекращается и турбина останавливается, размыкаются контакты концевого выключателя 9, отключающего табло «Защита взведена»., замыкаются контакты концевого выключателя 10 и загорается табло «Срабатала зашита». Астатический золотник, открывая большие слпвные окна из полости под мембраной, предотвращает неполное открытие сливH|Ix окон масляного золотника. Зтпм обеспечивается быстродействие закрытия стопорного клапана.

После ликвидации нарушений в системе охлаждения нажимается кнопка 11 блокирующего крана 12 установки системы в рабочее положение и временно перекрывается слив

3 охЛаждающей жидкости из полости под мембраной. Если давление охлаждающей жидкости заданное, то под действием усилия, передаваемого мембраной, преодолевается усилие пружины выключателя и золотники перемещаются вверх до упора, на щите гаснет табло

«Сработала защита» и зажигается табло

«Защита взведена».

Кнопка блокирующего крана отпускается, и поршень 18 усилием пружины 14 перемещается вверх до упора, открывая сливную линию охлаждающей жидкости.

Если нарушения в системе охлаждения полностью не ликвидированы, давление жидкости не превышает минимального предела, при котором срабатывает защитное устройство, то масляный золотник при нажатии кнопки блокирующего крана вверх не переместится и не закроются сливные окна масляной линии. Такая блокировка предотвращает пуск турбины при неисправной системе охлаждения.

Предмет изобретения

1. Замкнутая система жидкостного охлаждения газовой турбины, содержащая насос, 67711 фильтры, холодильник и соединяющие их подводящие и отводящие трубопроводы, отличающаяся тем, что, с целью предотвращения перегрева турбины при падении давления охлаж5 дающей жидкости, она снабжена устройством . автоматической защиты, выполненным в виде установленного на подводящем трубопроводе астатического золотникового выключателя, воспринимающего давление охлаждающей

10 жидкости, и гидравлически связанного с ним блокирующего крана установки системы в рабочее положение.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, 15 с целью повышения быстродействия защиты, выключатель жестко связан через разделительную мембрану с подпружиненным золотником серводвигателя стопорного клапана, 20 3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что блокирующий кран выполнен в виде установленного в буксе подпружиненного поршня, кратковременно перекрывающего линию слива астатического выключателя.

167711

Составитель В. Залеев

Редактор П. А. Вербова Техред Ю. В. Баранов

Корректор О. Б. Тюрина

Заказ 379i9 Тираж 550 Формат бум. 60+90>/ц Объем 0,27 изд. л, Цена 5 кон.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений н открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Замкнутая система жидкостного охлаждение- газовой турбины Замкнутая система жидкостного охлаждение- газовой турбины Замкнутая система жидкостного охлаждение- газовой турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области защиты паровой турбины и направлено на повышение степени защиты паровой турбины и обеспечение разгрузки от осевого воздействия на шток клапана и срабатывание системы аварийного отключения агрегатов при возникновении аварий. Указанный технический результат достигается в устройстве расцепления штока парового клапана, содержащем электропривод, шток которого на конце имеет упор для вхождения в него конца штока клапана, расцепитель, корпус которого с одной стороны соединен с электроприводом, а с другой - со сферическим упорным шарниром, и состоящий из запорной втулки, на которой расположена компенсирующая пружина, взаимодействующая с упором, датчика состояния расцепителя и упорных кулачков, при этом запорная втулка, датчик состояния расцепителя и упорные кулачки расположены на конце штока клапана. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения и прогрева двигателей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к автоматическому регулированию температуры рабочих сред двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в транспортных средствах для регулирования температуры рабочих сред ДВС: систем охлаждения, наддувочного воздуха и топливной системы
Изобретение относится к системе охлаждения двигателя

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах смазки и охлаждения ДВС

Изобретение относится к системам, обеспечивающим функционирование силовых установок автомобилей, и может быть установлено на двигателях внутреннего сгорания легковых автомобилей, имеющих двухконтурную систему охлаждения

Изобретение относится к комбинированным системам охлаждения транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к автоматическому регулированию температуры жидкости в системах охлаждения ДВС, и может быть использовано транспортными средствами

Изобретение относится к области механики, в частности к способам и устройствам отработки тепловой защиты объектов от мощных направленных тепловых нагрузок с помощью защитного экрана

Изобретение относится к системам обнаружения и защиты от перегрева, в частности к способу предотвращения условий перегрева посредством измерения давления

Изобретение относится к области двигателестроения и касается двигателей как с внутренним смесеобразованием, так и с внешним смесеобразованием

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в силовых установках, включая газотурбинные установки (ГТУ), и компрессорных установках (КУ), имеющих в своем составе двигатель внутреннего сгорания (ДВС), включая двигатель внутреннего сгорания газотурбинного типа (ГТД), компрессор, включая компрессор, входящий в состав двигателя, и теплообменник для охлаждения нагревающегося в процессе сжатия в компрессоре воздуха или газа
Изобретение относится к области производства механической энергии в первичных тепловых двигателях роторного типа с газообразным рабочим телом, в которых повышение КПД осуществляется за счет регенерации тепла отработавших газов с использованием эндотермических процессов водно-парового преобразования углеводородного топлива

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к турбинам авиационных двигателей

Охлаждаемая турбина содержит рабочее колесо с установленными на нем рабочими лопатками с двумя контурами охлаждения, последовательно соединенными с воздушными каналами в рабочем колесе, с независимыми кольцевыми диффузорными каналами, образованными на поверхности рабочего колеса, соединенными с сопловыми аппаратами закрутки и транзитными воздуховодами на их входе, сопловые лопатки, теплообменник, транзитные воздуховоды. Каждая сопловая лопатка выполнена в виде конструктивного элемента, ограниченного верхней и нижней полками, и пространства между ними, ограниченного вогнутой и выпуклой стенками пера сопловой лопатки, в виде расположенных вдоль ее оси раздаточного коллектора входной кромки и раздаточной полости. Раздаточный коллектор входной кромки соединен на входе с воздушной полостью камеры сгорания, а на выходе через перфорационные отверстия во входной кромке сопловой лопатки - с проточной частью турбины. Теплообменник соединен на входе с воздушной полостью камеры сгорания, а на выходе последовательно сообщен с воздушным коллектором и раздаточной полостью. Охлаждаемая турбина снабжена раздаточным коллектором для охлаждающего воздуха, охлаждающим дефлектором и двумя транзитными дефлекторами, установленными в раздаточной полости вдоль ее оси с зазором относительно друг друга и с зазором между вогнутой и выпуклой стенками пера сопловой лопатки с образованием вдоль стенок охлаждающих каналов. Охлаждающий дефлектор выполнен с перфорационными отверстиями на двух его противоположных стенках, установлен в раздаточной полости на стенке раздаточного коллектора входной кромки и направлен стенками с перфорационными отверстиями в направлении вогнутой и выпуклой стенок пера сопловой лопатки. В верхней и нижней полках сопловой лопатки выполнены воздуховоды, соединенные на выходе с проточной частью турбины. Раздаточный коллектор для охлаждающего воздуха соединен с источником воздуха, с входом воздуховода верхней полки и с входом охлаждающего дефлектора. Вход воздуховода в нижней полке соединен с выходом охлаждающего дефлектора. Воздушный коллектор соединен с входом транзитных дефлекторов, а транзитные воздуховоды - с выходом транзитных дефлекторов и сопловыми аппаратами закрутки, соединенными с кольцевыми диффузорными каналами. Раздаточная полость соединена с проточной частью турбины. Изобретение позволяет увеличить ресурс и надежность двигателя, улучшить экономичность турбины за счет охлаждения сопловой лопатки турбины воздухом другого термодинамического уровня (по температуре и давлению), что приводит к понижению температуры газа перед турбиной и обеспечивает оптимальный расход и температуру охлаждающего воздуха, подаваемого для охлаждения пера сопловой лопатки турбины. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх