Система управления многоскоростной коробкой передач

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к многоскоростным автотракторным коробкам передач, снабженным дополнительным редуктором (демультипликатором). Цель изобретения - упрощение управления. Система содержит механизм 1 переключения передач основного редуктора, пневмопривод 2 переключения передач дополнительного редуктора и подвижный в осевом направлении управляющий валик 3. На валике 3 закреплены рычаг 22, конец которого попеременно входит в поперечные пазы 11-13, выполненные на штоках 5-7 переключения передач основного редуктора, и поводок 23, конец которого поочередно взаимодействует с упорами 19 и 20 золотника 17 воздухораспределителя, контролирующего работу пневмопривода 2. Возможность управления коробкой передач посредством одного органа облегчает управление, снижает вероятность ошибок при переключении передач. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 20 02

QT)jIT4„«t (;, а;.Pg P 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4623011/25-11

122) 20. 12. 88 (46) 30.10.90. Бюл. ¹ 40 (71) Ярославский моторный завод (72) В. Н. Воронин (53) 629.113 (088.8) (56) Автомобили МАЗ вЂ” 6422, MA3 — 5432.

Руководство по эксплуатации. Минск: Минский автозавод, 1981, с. 23 — 27. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ. (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к многоскоростным автотракторным коробкам передач, снабженным дополнительным редуктором (демультипликатором) . Цель изобретения — упрощение управления. Система

„„SU„„1602771 А 1 содержит механизм 1 переключения пере дач основного редуктора, пневмопривод 2 переключения передач дополнительного редуктора и подвижный в осевом направлении управляющий валик 3. На валике 3 закреплены рычаг 22, конец которого попеременно входит в поперечные пазы 11 — 13, выполненные на штоках

5 — 7 переключения передач основного редуктора, и поводок 23, конец которого поочередно взаимодействует с упорами 19 и 20 золотника 17 воздухораспределителя, контролирующего работу пневмопривода 2.

Возможность управления коробкой передач посредством одного органа облегчает управление, снижает вероятность ошибок при переключении передач. 2 ил.

1602771

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам управления многоскоростными автотракторными коробками передач, снабженными дополнительным редуктором (демультипликатором) .

Цель изобретения — упрощение управления, На фиг. 1 схематически показана система управления многоскоростной коробкой передач; на фиг. 2 — схема переключения передач.

Система включает механизм 1 переключения передач основного редуктора, пневмопривод 2 переключения передач дополнительного редуктора и управляющий валик . 3, связанный через механизм 4 дистанционного управления с установленным в кабине транспортного средства рычагом управления (не показан).

Механизм 1 переключения передач основного редуктора содержит три параллельных штока 5, 6 и 7 с головками 8, 9 и 10, в которых выполнены поперечные пазы 1 1, 12 н 13. В головках 8 и 10 крайних штоков установлены подпружиненные пальцы 14 и 15, концы которых размещены соответственно в пазах 11 и 13 штоков, причем палец 14 занимает примерно половину паза 11, а палец 15 — полностью занимает паз 13.

Пневмопривод 2 переключения передач дополнительного редуктора имеет золотниковый воздухораспределитель 16 с золотником 17, который снабжен хвостовиком 18.

На хвостовике закреплены разнесенные вдоль его оси упоры 19 и 20. В поперечном канале на конце хвостовика размещен пружинный фиксатор 21.

На управляющем валике 3 жестко закреплены рычаг 22 и поводок 23. Валик 3 установлен подвижно в осевом направлении и может занимать положения а, в, с и d. При этом конец рычага 22 может выборочно входить в пазы 11 — 13 штоков 5 — 7, а конец поводка 23 размещается между упорами 19, 20 и может взаимодействовать с ними при подходе ва. лика 3 к тому или иному крайнему положению.

Работа системы осуществляется следующим образом.

Исходное положение элементов системы показано на фиг. 1, при этом конец рычага 22 находится в пазу 12 штока 6, золотник 17 занимает крайнее правое положение (демультипликатор переключен на понижающую передачу, т. е. на нижний диапазон), при этом в окружном направлении валик 3 занимает среднее (нейтральное) положение.

Для включения 1-й передачи или заднего хода управляющий валик 3 перемещают в положение d. Конец рычага 22 при этом

35 входит в паз 13 штока 7, преодолевая сопротивление подпружиненного пальца 15.

Поворачивая затем валик 3 вокруг оси в ту или иную сторону включают соответственно

I-ю передачу или задний- ход. Для включения I! и Ш передач валик 3 устанавливают в положение с, а для включения

IV u V передач — в положение b. Конец поводка 23 в ходе этих переключений перемещается между упорами 19 и 20, не воздействуя на них, золотник 17 по прежнему остается в крайнем правом положении, соответствующем нижнему диапазону передач.

Для. включения передач верхнего диапазона (VI, Vll, VII I, IX) управляющий валик сперва перемещают в крайнее левое положение, преодолевая сопротивление подпружиненного пальца 14. Поводок 23 при этом взаимодействует с упором 20 и перемещает золотник 17 в крайнее левое положение. Срабатывает пневмопривод демультипликатора и переключает его на прямую передачу, т. е. на верхний диапазон. Устанавливая затем управляющий валик в положения с, б и поворачивая его вокруг осн, получают соответственно нужные передачи верхнего диапазона.

Для перехода с верхнего на нижний диапазон, т. е, с VI передачи íà V, управляющий валик, повернув его предварительно в нейтральное положение. перемещают в крайнее правое положение d,. Поводок 23 при этом, воздействуя на упор 19, передвигает золотник 17 вправо, и пневмопривод переключает демультипликатор на понижающую передачу, т. е. на нижний диапазон. Затем валик 3 переводят в положение 8 и включают Ч передачу.

Подпружиненные пальцы 14 и 15 в процессе работы создают своего рода силовые пороги при переходе с одного диапазона передач на другой, помогая водителю избежать ошибочных действий. Пружинный фиксатор 21 предотвращает случайное перемещение золотника 17, вследствие, например, вибрации или других воздействий.

Система управления многоскоростной коробкой передач, содержащая механизм переключения передач основного редуктора с тремя параллельными штоками переключения, снабженными поперечными пазами, пневмопривод переключения передач дополнительного редуктора с золотниковым воздухораспределителем и подвижный в осевом направлении управляющий валик с рычагом, установленный с возможностью поворота вокруг оси и выборочного взаимодействия конца рычага с поперечными пазами штоков переключения, отличающаяся тем, что, 1602771

Gpss) z(B) О ерин. диапазон нижн. диапазон (1 ) mnm) zZ. а 8 с Риг. 2

Составитель А. Барыков

Редактор М. Недолуженко Техред А. Кравчук Корректор М. Самборская

Заказ 3355 Тираж 418 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау нская на 6., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 с целью упрощения управления, золотник воздухораспределителя снабжен хвостовиком с двумя разнесенными вдоль его оси упорами, при этом управляющий валик снабжен закрепленным на нем поводком, конец которого установлен между упомянутыми упорами и выполнен с возможностью выборочного взаимодействия с одним из них при осевом перемещении управляющего валика.

Система управления многоскоростной коробкой передач Система управления многоскоростной коробкой передач Система управления многоскоростной коробкой передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автодорожным шасси с шарнирно-сочлененной рамой

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для дистанционной передачи возвратно-поступательного движения

Изобретение относится к транспортным средствам, имеющим многоступенчатые коробки передач

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в устройствах управления трансмиссиями транспортных средств, преимущественно грузовых автомобилей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к испытательным стендам для коробок перемены передач автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в коробках передач автомобилей с ручным приводом управления механизмом переключения передач

Изобретение относится к системам управления агрегатами трансмиссий , в частности к механизмам переключения ступеней коробок передач с использованием пневматических устройств

Изобретение относится к средствам для соединения тяг и рычагов преимущественно механизмов управления транспортных средств Цель изобретения - повьпиение долговечности шарнирного соединения тяг управления Шарнир для соединения тяг управления содержит вилку 9, связанную с тягой 6и рычагом 3 посредством пальца Ю, При этом на наружной цилиндрической поверхности вилки имеются кольцевые канавки 11 и 12

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и в частности к системам управления строительно-дорожных машин с гидрообъемным приводом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к строительным машинам типа одноковшовых экскаваторов

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач, и может быть использовано в конструкции механизма выбора передач с устройством блокировки включения задней передачи

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в транспортных средствах, на шасси которых установлены ходоуменьшители

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств
Наверх