Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

 

Изобретение относится к транспорту. Цель изобретения - повышение тяговых свойств тепловоза. Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза содержит задатчик 1 интенсивности, выход которого соединен с одним из входов блока 2 сравнения, другой вход которого объединен с первым входом задатчика 1 и другим входом блока 7 задания возбуждения, блок 3 боксования, подключенный выходом к второму входу задатчика 1, блок 6 выделения максимального сигнала, выход которого подключен к входу регулятора 5 тока возбуждения, а входы - соответственно к выходам блоков 2 и 7, датчики 8 и 9 состояния контакторов ослабления возбуждения тяговых электродвигателей

блок 10 формирования временных интервалов, элемент ИЛИ 4, выход которого соединен с третьим входом задатчика 1, а входы - соответственно с выходами блока 11 измерения и блока 10, входы которого соединены соответственно с выходами датчиков 8 и 9, причем другой выход блока 3 подключен к четвертому входу задатчика 1. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 1 11/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Cb

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4622219/27-11 (22) 19.12.88 (46) 30.10.90. Бюл. № 40 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта и

Научно-исследовательский проектно-конструкторский технологический институт тяжелого электромашиностроения Завода «Электротяж маш» (72) А. И. Борзов, Л. К. Филиппов, В. И. Казьмин, В. С. Калмыков, В. И. Липовка и В. И. Попов (53) 629.424.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1390078, кл. В 60 1 11/02, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА (57) Изобретение относится к транспорту.

Цель изобретения — повышение тяговых свойств тепловоза. Устройство для регули„„SU„„1602774 д1

2 рования напряжения тягового генератора тепловоза содержит задатчик интенсивности, выход которого соединен с одним из входов блока 2 сравнения, другой вход которого объединен с первым входом задатчика 1 и другим входом блока 7 задания возбуждения, блок 3 боксования, подключенный выходом к второму входу задатчика 1, блок 6 выделения максимального сигнала, выход которого подключен к входу регулятора 5 тока возбуждения, а входы — соответственно к выходам блоков 2 и 7 датчики

8 и 9 состояния контакторов ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, блок 10 формирования временных штурвалов, элемент ИЛИ 4 выход которого соединен с третьим входом задатчика 1, а входы соответственно с выходами блока 11 измерения и блока 10, входы которого соединены соответственно с выходами датчиков

8 и 9, причем другой выход блока 3 подключен к четвертому входу задатчнка 1. 2 ил.

1602774

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам автоматического управления тяговыми усилиями автономных локомотивов с электрической передачей мощности.

Цель изобретения — повышение тяговых свойств тепловоза.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для регулирования напряжения тягового гененатора тепловоза; на фиг. 2— внешняя характеристика тягового генератора.

Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза состоит из задатчика 1 (фиг. 1) интенсивности изменения напряжения, выход которого соединен с одним из входов блока 2 сравнения, а первый, второй, третий и четвертый входы — с выходами ссютветственно блока 3 боксования, элемента ИЛИ 4 и датчика (на фиг. 1 не показан) напряжения генератора, регулятора 5 тока возбуждения, подключенного входом к выходу блока 6 выделения максимального сигнала, один и другой входы которого подключены к выходам блока 7 задания тока возбуждения и блока 2 сравнения, другой вход которого и один из входов блока 7 соединены с выходом датчика напряжения генератора, датчики 8 и 9 состояния контакторов ослабления возбуждения тяговых двигателей, выходы которых соединены с входами блока 10 формирования временных интервалов, подключенного выходом к одному из входов элемента ИЛИ 4, другой вход которого соединен с выходом блока 11 измерения интенсивности изменения частоты вращения вала дизеля, вход которого и другой вход блока 7 подключены к выходу датчика скорости вращения вала дизеля (на фиг. 1 не показан). Блок 10 формирования временных интервалов состоит из формирователей 12 и 13 импульсов и элементы

ИЛИ 14.

Задатчик 1 интенсивности предназначен для формирования сигнала, определяющего характер и скорость изменения напряжения тягового генератора, и построен на операционных усилителях 15 — 18, транзисторах

19 — 22, конденсаторах 23 — 24, резисторах

25 — 50 и диодах 51 — 53. Усилитель 15 работает в режиме компаратора. Усилитель 16 производит интегрирование суммарного опорного сигнала, формируемого на резисторе 41 усилителями 15, 18 и обратной связью по напряжению генератора через резисторы 30 и 48. Усилитель 17 работает в режиме повторителя. Интенсивность нарастания выходного сигнала усилителя 17 определена параметрами резистора 38 и конденсатора 24 или величиной опорного сигнала. Вся система охвачена отрицательной обратной связью через резистор 33 с коэффициентом передачи по сигналу, пропорциональному напряжению генератора, равным 1. В случае снижения

10

Блок 6 предназначен для выделения максимального сигнала из двух управляющих.

40 Использование блока 6 обусловлено наличием одного управляющего входа регулятора 5 тока.

Датчики 8 и 9 служат для формирования релейных сигналов о включении или выключении контакторов ослабления возбуждения тяговых двигателей и представляют собой нормально-разомкнутые блок-контакты групповых контакторов ослабления возбуждения первой и второй ступени.

Блок 10 предназначен для формироч0 вания импульсов заданной длительности.

Устройство работает следующим образом.

При уменьшении скорости движения выключаются контакторы ослабления возбуждения и размыкаются их блок-контакты 8 или 9. На выходе блока 10 формируетч5 ся импульс заданной длительности по времени. Этот сигнал приходит на вход операционного усилителя 18, работающего в режиме ключа. Вследствие этого резисторы 37

35 напряжения генератора сигнал на выходе усилителя 15 меняет знак, перезаряд конденсатора 24 происходит по цепи 51 — 34 с малой постоянной времени, что обеспечивает снижение выходного сигнала усилителя 17 соответственно с напряжением генератора.

В исходном состоянии транзисторы 20 и

19 открыты, а 21 и 22 закрыты, что обеспечивает прохождение сигнала по напряжению генератора на резистор 41. Вследствие этого с повышением напряжения снижается опорный сигнал на резисторе 14 и интенсивность нарастания напряжения генератора.

Блок 7 задания тока возбуждения предназначен для формирования на своем выходе управляющего воздействия в результате сравнения уставок и сигналов обратных связей по мощности, току и напряжению тягового генератора

Блоком 11 обеспечивается формирование сигнала о превышении скорости нарастания частоты вращения вала дизеля над заданной интенсивностью.

Блок 3 боксования предназначен для формирования сигналов о проскальзывании колесных пар. В качестве блока 3 может использоваться реле, формирующее сигнал в результате сравнения токов тяговых двигателей и воздействующее на транзисторы

20 и 19 блока 1 задатчика интенсивности.

При использовании в качестве блока 3 реле, формирующего сигнал на основе сравнения частот вращения колесных пар, его выходной сигнал воздействует на транзистор 20, а сигнал, пропорциональный скорости проскальзывания, — на инверсный вход усилителя 17.

При этом транзистор 19 закорачивается перемычкой.

1602774

5 и 40 включаются параллельно, повышая опорное напряжение на резисторе 41 и значительно увеличивая скорость нарастания выходного сигнала усилителя 17. В результате рабочая точка В за короткое время переместится в положение А на внешней характеристике без потерь мощности локомотивом (см. фиг. 2).

При наборе позиций контроллера машиниста и увеличении в единицу времени частоты вращения вала дизеля сверх опорной интенсивности, на выходе блока 11 измерения появится сигнал, что также приведет к интенсивному нарастанию напряжения тягового генератора и обеспечения заданной скорости нарастания мощности передачи.

При возникновении боксования и использования реле для его обнаружения, транзисторы 20 и 19 закроются, а 21 и 22— откроются. Открытие транзистора 22 обеспечивает значение опорного сигнала близкого к нулю, а значит и стабилизацию сигнала усилителей 16 и 17 и напряжения генератора. При закрытии транзистора 19 обеспечивается прохождение сигнала по напряжению генератора по цепи 25 и 23.

В результате чего конденсатор 23 начнет заряжаться. При достижении напряжения на конденсаторе достаточной величины и пробое диода 53 сигнал на выходе усилителей 16 и 17 и напряжение тягового генератора снижаются по экспоненциальному закону. Открытие транзистора 21 приводит к исключению управления скоростью изменения напряжения генератора по сигналу обратной связи.

Применение в устройстве противобоксовочного средства с использованием сигналов, пропорциональных скоростям вращения осей, обеспечивает вначале стабилизацию напряжения тягового генератора посредством открытия тпанзистора 22 и дальнейшее его снижение в случае увеличения разности скоростей скольжения колесных пар.

Использование устройства в системе ре гулирования дизель-генератора исключает потери тяги после выключения контакторов ослабления возбуждения тяговых двигателей и обеспечивает устойчивую реализацию тягового усилия в широком диапазоне изменения условий сцепления. Формула изобретекия

Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза, содер1О . жащее блоки задания тока возбуждения и измерения интенсивности изменения частоты вращения вала дизеля, подключенные соответственно одним из входов к выходу датчика частоты вращения вала дизеля, задатчик интенсивности. изменения напряжения, выход которого соединен с одним из входов блока сравнения, другой вход которого, а также другой вход блока задания тока возбуждения и первый вход задатчика интенсивности изменения напряжения предназ2о начены для подключения к выходу датчика напряжения генератора, блок боксования, соединенный одним из входов с вторым входом задатчика изменения напряжения, и регулятор тока возбуждения, отличающееся тем, что, с целью повышения тяговых свойств тепловоза, оно снабжено датчиками состояния контакторов ослабления возбуждения тяговых двигателей, элементом ИЛИ, блоком формирования временных интервалов и блоком выделения максимального сигнала, выЗО ход которого соединен с входом регулятора тока возбуждения, а входы — с выходами блоков сравнения и задания тока возбуждения, причем к выходам датчиков состояния контакторов ослабления возбуждения тяговых двигателей подключены входы блока формирования временных интервалов, выход которого соединен с одним из входов элемента ИЛИ, другой вход которого подключен к выходу блока измерения интенсивности изменения частоты вращения вала дизеля, а выход — к третьему входу за4О датчика интенсивности изменения напряжения, соединенного четвертым входом с другим выходом блока боксования.

1602774

Составитель Н. Кеиерис

Редактор М. Недолуженко Техред А. Кравчук Корректор С. Шевкун

Заказ 3356 Тираж 388 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для регулирования возбуждения тягового генератора дизель-генераторной установки тепловозов и направлено на повышение надежности

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам автоматического регулирования тяговых усилий

Изобретение относится к транспорту и позволяет снизить массогабаритные показатели и потери электроэнергии

Изобретение относится к тяговым, транспортным и сельскохозяйственным самоходным машинам с электромеханическими трансмиссиями, именно к машинам с многопоточными, в частности двухпоточными, трансмиссиями с тяговыми электрическими машинами переменного тока, способным работать в режиме передвижной электростанции

Изобретение относится к устройствам автоматики железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для регулирования возбуждения тягового генератора тепловоза при изменении режимов его работы

Изобретение относится к устройствам для регулирования напряжения тягового генератора и тепловоза и обеспечивает повышение долговечности генератора

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано, например, в тепловозах, дизель-электрических карьерных автосамосвалах

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано нреимущественно на тепловозах

Изобретение относится к транспорту; и может быть использовано на тепловозах с электрической передачей мощности

Изобретение относится к транспорту и обеспечивает улучшение тяговых свойств путем повышения жесткости характеристик тяговых электродвигателей

Изобретение относится к системе привода для транспортного средства, включающий по меньшей мере одно ведущее колесо и средства для вырабатывания сигнала управления скоростью вращения указанного ведущего колеса, содержащей: электродвигатель, механически связанный с указанным ведущим колесом; перезаряжаемый аккумулятор электроэнергии; двигатель внутреннего сгорания; генератор электроэнергии, механически связанный с указанным двигателем внутреннего сгорания; средства передачи электроэнергии, электрически связанные с указанным электродвигателем, с указанным генератором и с указанным аккумулятором для передачи первого потока электроэнергии между аккумулятором и электродвигателем, второго потока электроэнергии между генератором и электродвигателем и третьего потока электроэнергии между генератором и аккумулятором; средства для вырабатывания первого измерительного сигнала, отражающего количество электроэнергии в аккумуляторе

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на автономных транспортных средствах - тепловозах, газотурбовозах и дизель-поездах с тяговым электроприводом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в комбинированных энергоустановках на основе конденсаторов с двойным электрическим слоем

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электропередачи тепловозов с автономным тепловым двигателем, тяговым генератором и электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей бесщеточных электродвигателей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования напряжения вспомогательного генератора переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электропитания подвижных объектов, требующих два уровня напряжения при одном источнике питания

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных объектах, в частности в автомобилях для генерирования электрической энергии и запуска приводного двигателя

Трицикл // 2302970
Изобретение относится к микроавтомобилям

Изобретение относится к области преобразуемых транспортных средств
Наверх