Резонансный способ определения дефекта в роторе

 

Изобретение относится к области энергетики и позволяет повысить точность. Ротор 1 турбины отсоединяют от валопровода и поднимают в системе 2 опор с устройством поворота вокруг оси на высоту, исключающую его касание элементов корпуса турбины. В системе 2 опор ротор поворачивают, приводя его в различные угловые положения. Затем в фиксированных угловых положениях ротор 1 устанавливают в систему 4 подвесных опор, освобождая его из системы 2 опор, возбуждают в нем колебания по собственным формам и измеряют резонансный отклик ротора. Наличие дефекта и его параметры определяют по зависимости резонансного отклика от углового положения ротора. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4470494/24-06 (22) 08.08.88 (46) 30.10.90. Бюл. № 40 (75) Ю. Л. Израилев, В. Б. Тросман, В. Н. Куликов и М. Д. Бельферман (53) 621.165(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 892257, кл. G 01 М 15/00, 1979. (54) РЕЗОНАНСНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФЕКТА В РОТОРЕ (57) Изобретение относится к области энергетики и позволяет повысить точность.

Ротор 1 турбины отсоединяют от валоИзобретение относится к энергетике и может быть использовано при экспл JJBTBUHH и контроле производства роторов.

Цель изобретения — повышение точности.

На фиг. 1 изображен ротор турбины, установленный в системе опор с устройством поворота и в системе подвесных опор (пунктирная линия); на фиг. 2 — система опор с устройством поворота; на фиг. 3— система подвесных опор.

Устройство, осуществляющее резонансный способ определения дефекта в роторе турбины, содержит ротор 1 турбины, систему 2 опор с устройством поворота ротора вокруг оси и устройством 3 подъема ротора 1. Также устройство содержит систему 4 подвесных опор, которая имеет устройство 5 подъема ротора и его перемещения в горизонтальной плоскости, а также гибкие элементы 6, например тросы.

На последних подвешивается ротор (пунктирные линии) .

Способ осуществляется следующим образом.

На остановленной энергоустановке без. вскрытия коргуса отсоединяют ротор 1 от

„,Я0„„1603036 (51)5 F 01 D 25 00

2 провода и поднимают в системе 2 опор с устройством поворота вокруг оси на высоту, исключающую его касание элементов корпуса турбины. В системе 2 опор ротор поворачивают, приводя его в различные угловые положения. Затем в фиксированных угловых положениях ротор 1 устанавливают в систему 4 подвесных опор, .освобождая его из системы 2 опор, возбуждают в нем колебания по собственным формам и измеряют резонансный отклик ротора. Наличие дефекта и его параметры определяют по зависимости резонансного отклика от углового положения ротора. 3 ил. валопровода путем разболчивания и разъединения муфт. В системе 2 опор поднимают и центрируют ротор 1 так, чтобы обеспечить отсутствие задеваний за уплотнения корпуса при всех угловых положениях ротора 1. При этом используют устройство, содержащее подшипники качения или скольжения и устройство 3 перемещения ротора

1 с точностью до 0,01 мм в трех направлениях. Минимальные зазоры (радиальные) между ротором 1 и уплотнениями корпуса составляют 0,5 мм (на сторону), а амплитуда резонансных колебаний ротора 1 на порядок меньше, не превышает

0,05 мм. Этот экспериментально проверенный (ка роторах высокого давления (РВД) турбин К-300-240 ЛМЗ и К-200-130 ЛМЗ) факт позволяет надежно осуществлять резонансные колебания ротора 1 в системе 4 подвесных опор без вскрытия цилиндра турбины. Отсутствие задеваний ротора 1 о корпус при всех его угловых положениях контролируют на слух, в том числе используя имеющийся у каждого машиниста турбины стержневой (из медной трубки) «слухач-стетоскоп», индикатор колебаний, измеряющий размах вибросмещений с

1603036 точностью до 0,01 мм, а также, что наиболее надежно, измеряя время затухания в режиме свободных затухающих колебаний.

Отцентровав ротор 1, добившись отсутствия задеваннй, устанавливают ротор 1 в системе 4 опор и приводят положение ротора в строго горизонтальное с помощью устройств 5, что контролируют гидроуровнем.

Способ допускает возможность подцентровки ротора 1 в системе 4 опор. Свободу горизонтальных колебаний после освобождения ротора 1 от системы 2 опор обеспечивают путем подвески ротора 1 на гибких элементах 6 (коэффициент запаса по напряжениям пб=1,5 — 2; для РВД весом

7 ° 10 кг используются два стропа по 2 ветви

И 13 мм) . В системе 4 опор ротор 1 лежит непосредственно на элементах 6 и во всем цикле измерений положение элементов 6 неизменно.

В каждом угловом положении ротора 1 возбуждают колебания по собственным формам строго в горизонтальной плоскости.

При этом погрешности, вызываемые влиянием системы опор, минимальны и обеспечивается максимальная точность и повторяемость результатов. При этом вибратор устанавливают со стороны легкого конца ротора 1. Вибратор и датчик устанавливают строго в горизонтальной плоскости.

Аппаратура, содержащая генератор низких (до 10 Гц) частот, электронный блок с электронно-лучевой трубкой, вибратор, датчик и усилитель, позволяет последовательно возбуждать в роторе в каждом угловом положении каждую из низших собственных форм. Для уточненного определения резонансного отклика используют три основных варианта: по амплитудно-частотной характеристике, по фазово-частотной характеристике, посредством измерения частоты в режиме автоколебаний или свободных затухающих. Установив резонансный режим колебаний ротора 1 по каждой из собственных форм, до начала регистрации резонансного отклика контролируют, чтобы вблизи резонанса ротора 1 отсутствовали резонансы системы 4 опор и штока вибратора, воздействующего на ротор 1;

Проведя цикл измерений в одном угловом положении, ротор 1 перемещают в систему 2 опор, приподнимают и поворачивают в очередное угловое положение, контролируя неизменность положения системы 2 опор. В цикле измерений контролируют и поддерживают неизменность горизонтального положения ротора 1 при всех угловых его положениях. Минимальное количество измерений 5(р=О, л/2, л. 1,5 sc 2я).

При этом показания при положениях, когда дефект в плоскости колебаний (р=0 и р=к) и в диаметрально противоположных должны совпадать, если отсутствует окружная асимметрия свойств. Это условие выполняется для большинства новых роторов, когда уровень остаточных напряжений и

1О дефектов структуры металла не превышает допустимого. Для выявления макротрещин условие наличия окружной симметрии свойств не является обязательным, так как имеется качественное отличие резонансного отклика на наличие трещины и отклика

15 на неоднородность иной природы (остаточные напряжения, микроструктурные неоднородности). Выявив зависимость резонансного отклика от углового положения ротора 1, определяем по этой зависимости положение и характерныи размер трещины.

В случае, когда корпус турбины вскрыт, способ осуществляется при отсутствии влияния уплотнений на ротор, вызывающих потери энергии колебаний и ухудшение точности измерений.

25 Изобретение позволяет повысить точность путем обеспечения свободных колебаний ротора в горизонтальной плоскости. формула изобретения

ЗО Резонансный способ определения дефекта в роторе путем отсоединения ротора от валопровода, подъема его в системе опор с устройством поворота ротора вокруг оси на высоту, исключающую его касание элементов корпуса, поворотов ротора вокруг его 5 оси, возбуждения в нем при фиксированных угловых положениях колебаний по собственным формам, измерения резонансного отклика ротора и определения наличия дефекта в нем по зависимости резонанс4п ного отклика от углового положения ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, перед возбуждением колебаний и измерением резонансного отклика, ротор устанавливают в систему подвесных опор, освобождают его из системы

45 опор с устройством поворота и приводят положение ротора в строго горизонтальное. при этом колебания по собственным формам возбуждают в горизонтальной плоскости, а перед изменением углового положения ротора его перемещают в систему опор

5О с устройством поворота, причем положение системы подвесных опор оставляют неизменным в течение всего цикла измерений.

1603036

Фиг, Г

1603036

Составитель С. Кузнецов

Редактор И. Сегляник Техред А. Кравчук Корректор М. Кучерявая

Заказ 3369 Тираж 426 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Резонансный способ определения дефекта в роторе Резонансный способ определения дефекта в роторе Резонансный способ определения дефекта в роторе Резонансный способ определения дефекта в роторе 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для защиты турбины от коррозии при остановках и поддержании турбин в горячем резерве

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при проектировании и реконструкции тепловой и акустической изоляции теплоэнергетического оборудования

Изобретение относится к турбостроению, а именно к установке и креплению на фундаментной плите турбин, имеющих конденсаторы со стержневыми опорами

Изобретение относится к области энергетики

Изобретение относится к турбостроению, может быть использовано в паровых и газовых турбинах и позволяет повысить эффективность использования энергии отработавшей в турбине рабочей среды

Изобретение относится к турбостроению, может быть использовано при регулировании давления в камерах отбора теплофикационных турбин и позволяет повысить экономичность при частичных нагрузках

Изобретение относится к турбои компрессоростроению

Изобретение относится к паротурбостроению, в частности к конструкции двухкорпусных цилиндров высокого давления (ЦВД) с петлевой схемой компановки, и позволяет повысить экономичность, надежность и маневренность ЦВД и турбины

Изобретение относится к паротурбинным установкам и может быть использовано в блоке цилиндра низкого давления (ЦНД) с конденсатором

Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей, например к турбинам, и может найти применение в авиадвигателестроении, в том числе при наземном применении двигателей

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к паротурбостроению а его объектом является выхлопной патрубок паровой турбины

Изобретение относится к турбокомпрессоростроению и испытательным станциям авиационных двигателей, а конкретно к диффузорным устройствам

Изобретение относится к области энергомашиностроения и авиадвигателестроения, где может найти применение при контроле теплового состояния теплонапряженных тонкостенных деталей с пленочным и конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при конструировании и модернизации выхлопных патрубков паровых турбин

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при конструировании и модернизации выхлопных патрубков паровых турбин
Наверх