Способ определения прочности сцепления оплавленных покрытий из самофлюсующихся сплавов с подложками

 

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при определении прочности сцепления с подложкой оплавленных покрытий из самофлюсующихся сплавов. Целью изобретения является повышение точности путем создания общей для двух подложек с покрытиями переходной диффузионной зоны. На поверхности двух подложек наносят покрытия, приводят их в физический контакт и соединяют оплавлением, после чего составной образец охлаждают и прикладывают растягивающую нагрузку, по величине которой судят о прочности сцепления. Причем в момент соединения оплавлением к подложкам прикладывают сжимающую нагрузку до выдавливания сплава, образующегося между переходными диффузионными зонами, и получения объединенной переходной диффузионной зоны. Для снятия сжимающих нормальных остаточных напряжений на объединенную зону воздействуют ультразвуком. 1 з.п.ф-лы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУбЛИК

s G 01 М 19/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4603779/25-28 (22) 09.11.88 (46) 30.10.90. Бюл. М 40 (71) Минский филиал Научно-производственного объединения "Техэнергохимпром" (72) А.Г.Сбрижер (53) 620,179.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 968710,,кл. G 01 N 19/04, 1979. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ

СЦЕПЛЕНИЯ ОПЛАВЛЕННЫХ ПОКРЫТИЙ

ИЗ САМОФЛЮСУЮЩИХСЯ СПЛАВОВ С

ПОДЛОЖКАМИ (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при определении прочности сцепления с подложкой оплавленных покрытий из самофлюсующихся сплавов, Целью изобретения

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при проведении научно-исследовательских работ по определению прочности сцепления с подложкой оплавленных покрытий из самофлюсующихся сплавов.

Целью изобретения является повышение точности путем создания общей для двух подложек с покрытиями переходной диффузионной зоны.

Способ осуществляют следующим образом, На торцовые поверхности двух, например, цилиндрических стальных образцов наносят слой самофлюсующегося сплава газотермическим напылением. Образцы приводят в физический контакт напыленными слоями. Затем покрытия нагревают до температуры их оплавления, при этом они сплавляются в единое целое и с двух сторон

„„. Ж „„1603236 А1 является повышение точности путем создания общей для двух подложек с покрытиями . переходной диффузионной зоны. На поверхности двух подложек наносят покрытия, приводят их в физический контакт и соединяют оплавлением, после чего составной образец охлаждают и прикладывают растя1 гивающую нагрузку, по величине которой судят о прочности сцепления. Причем в момент соединения оплавлением к подложкам прикладывают сжимающую нагрузку до выдавливания сплава, образующегося между переходными диффузионными зонами, и получения объединенной переходной диффузионной зоны. Для снятия сжимающих. нормальных остаточных напряжений на объединенную зону воздействуют ультразвуком. 1 з,п. ф-лы. образуются переходные диффузионные зоны. В момент. оплавления и сплавления покрытий к подложкам прикладывают сжимающую нагрузку, выдавливают самофлюсующийся сплав до получения объединенной переходной диффузионной зоны.

После охлаждения составной образец помещают в разрывную машину и прикладывают к нему растягивающую нагрузку до отрыва подложек друг от друга, по величине которой судят о прочности сцепления покрытия с основным металлом, При растяжении разрушение уже будет происходить по объединенной переходной зоне, что точнее отражает истинную прочность сцепления покрытия с основным металлом.

После оплавления и охлаждения покрытий из самофлюсующихся сплавов в них образуются остаточные напряжения, причем тангенциальные напряжения растягиваю1603236

15

25

35 щие, а нормальные сжимающие. Сжимающие нормальные остаточные напряжения будут искажать результаты испытаний. Поскольку покрытие расположено между двумя подложками, то сжимающие нормальные напряжения, направленные к каждой под. ложке, растягивают покрытие, в результате чего для отрыва подложки от покрытия при растяжении требуется меньшая нагрузка. Исследования также показали, что при воздействии на покрытие во время его оплавления и до полного охлаждения ультразвуком происходит снижение уровня сжимающих нормальных остаточных напряжений, Поэтому на объединенную переходную зону в процессе ее получения воздействовали ультразвуком до полного охлаждения, что также повышает точность определения прочности сцепления.

Пример 1, Испытывали прочность сцепления оплавленного покрытия из сплава ПГ-СР4 с подложкой из стали ШХ15. Образцы изготавливали следующим образом.

Торец цилиндрического валика рабочим диаметром 20 мм предварительно протачивали, а затем шлифовали, после чего поверхность подвергали ударно-дутьевой обработке. Покрытие толщиной h = 0,2 мм наносили на предварительно подготовленный торец валиков плазменным напылением при помощи установки УПУ-ЗД на паспортных режимах, После напыления два валика устанавливали в центрирующем приспособлении и осуществляли физический контакт торцов с покрытиями. Покрытия нагревали гаэокислородным пламенем до температуры оплавления сплава ПГ-СР4

t= 1050 С. Образец охлаждали, Толщина слоя сплава между торцами валиков составляет h = 0,25 — 0,30 мм. Сборный образец помещали в разрывную машину MYll — 50 и определяли усилие отрыва, по величине которого рассчитывали прочность сцепления как отношение указанного усилия к площади торца, Математическая обработка результатов испытаний выявила, что доверительный интервал значений прочности сцепления составляет сг ц = 0,38 — 0 — 42 ГПа, что находится на уровне показателя прочйости сплава Пà — СР4 при растяжении.

Пример 2, Образцы для испытаний изготавливали аналогично примеру 1, но при температуре оплавления покрытий к подложкам прикладывали осевое сжимающее напряжение o = 0,05-0,1 Mila. При этом происходило выдавливание между подложками оасплавленного сплава ПГ—

СР4 до получения между торцами объединенной, от двух покрытий, переходной роны, толщина которой примерн;. в два раза больше переходной зоны одного покрытия и составляет =0,06-0,08 мм. После охлаждения образца проводили испытания так же, как и в примере 1, Доверительный интервал значений прочности сцепления составляет о,ц. =

=0,72-0,80 ГПа, Пример 3, Образцы для испытаний изготавливали аналогично примерам 1 и 2.

После приложения к подложкам сжимающего напряжения на объединенную переходную зону воздействовали ультразвуком частотой 44 кГц от ультразвукового генератора УЗГ 6 — 0,1. Волноводы закрепляли на валиках сборного образца. Время озвучивания до полного охлаждения составляло

15 мин. Испытания проводили аналогично примеру 1. Доверительный интервал прочности сцепления составляет сг ц =

=0,81 — 0,83 ГПа.

Пример 4, Образцы для испытаний изготавливали аналогично примерам 1 — 3.

На объединенную переходную зону воздействовали ультразвуком частотой 66 кГц от генератора аналогичного примеру 3, Время озвучивания такое же, как и в примере 3.

Испытания проводили аналогично примеру 1. Доверительный интервал значений прочности сцепления о;ц= 0,81-0,83 ГПа, Таким образом, предлагаемый способ в

2 раза повышает точность определения прочности сцепления с подложкой оплавленных покрытий из самофлюсующихся сплавов.

Формула изобретения

1. Способ определения прочности сцепления оплавленных покрытий из самофлюсующихся сплавов с подложками, заключающийся в том, что на две подложки наносят покрытия, которые соединяют между собой оплавлением до получения переходных диффузионных зон между каждой подложкой и покрытием, после чего составной образец охлаждают и прикладывают к нему растягивающую нагрузку, по величине которой судят о прочности сцепления, о тличающийся тем,что,сцелью повышения точности, при оплавлении обьединяют обе зоны путем приложения сжимающей нагрузки к подложкам до выдавливания сплава, образующегося при оплавлении между зонами.

2. Способ по и. 1, отличающийся тем, что перед охлаждением на обьединенные переходные зоны воздействуют ультразвуком.

Способ определения прочности сцепления оплавленных покрытий из самофлюсующихся сплавов с подложками Способ определения прочности сцепления оплавленных покрытий из самофлюсующихся сплавов с подложками 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения адгезии между волокном и связующим

Изобретение относится к испытаниям материалов

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к образцам для определения механических свойств покрытия

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для оценки адгезии слоистых композиционных материалов и адгезионных соединений на основе клеевых композиций

Изобретение относится к способам исследования прочностных свойств материалов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к определению адгезионной прочности керамических покрытий, наносимых методом электрофореза

Изобретение относится к способам контроля адгезионной прочности покрытий в области машиностроения

Изобретение относится к определению качества лакокрасочных покрытий и может быть использовано для определения спирто-, бензои спирто-бензостойкости покрытий, нанесенных на поверхность изделия

Изобретение относится к испытаниям материалов, а именно к способам измерения адгезии металлических или металлополимерных покрытий, нанесенных на металлическое изделие

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения прочности сцепления слоев биметалла

Изобретение относится к устройству и способу для измерения сопротивления отслаиванию в бумажном соединении, сцепление в котором обеспечивается посредством адгезии

Изобретение относится к акустическим методам контроля прочности свойств материалов, в том числе инструментальных материалов с износостойким покрытием

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано в биологии и медицине

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов и может быть использовано для оценки свойств инструментальных материалов

Изобретение относится к области определения адгезионной прочности покрытий, нанесенных фрикционно-механическим способом, и может быть использовано при исследовании антифрикционных покрытий нанесенных на чугунные поверхности пар трения, работающих в условия граничной смазки

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств материалов, в частности к исследованиям поврежденности образцов в процессе распространения в них ударных волн

Изобретение относится к неразрушающим акустическим методам исследования физико-механических свойств изделий
Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения адгезионной прочности гальванических покрытий с металлической основой и может быть использовано в машиностроении, приборостроении преимущественно для деталей из алюминиевых сплавов
Наверх