Радиатор системы охлаждения транспортного средства

 

Изобретение относится к радиаторам систем охлаждения транспортных средств. Цель - повышение долговечности радиатора путем компенсации тепловых и монтажных напряжений. Радиатор содержит бачки 1 для охлаждаемой жидкости, сообщенные между собой посредством пучка теплообменных трубок 2, жестко закрепленных своими концами в центральной части опорных оснований бачков 1, причем каждое опорное основание 4 выполнено с дополнительным гофром 7 в его периферийной части, который расположен с огибанием по всему периметру пучка трубок 2, и снабжено упругим элементом, прижатым к гофру 7 со стороны трубок, при этом несущие стойки выполнены трубчатыми. Под воздействием температуры охлаждаемой жидкости трубки и стойки нагреваются, а их удлинение компенсируется гофром 7, который подпружинен упругим элементом, не передавая возникающие напряжения на месте крепления трубок к основаниям. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4476378/27-11 (22) 17.08.88 (46) 07.11.90. Бюл. № 41 (71) Белорусский автомобильный завод (72) П. П. Сергеев, Н. Т. Бобоед и В. А. Буян (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 842349, кл. F 08 F 9/00, 1979. (54) РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к радиаторам систем охлаждения транспортных средств.

Цель — повышение долговечности радиатора путем компенсации тепловых и монтажных напряжений. Радиатор содержит бачки 1 для охлаждаемой жидкости, сообщенные между собой посредством пучка

„„SU „„1604635 А 1 (51)5 В 60 К 11 04 F 28 F 9 00

2 теплообменных трубок 2, жестко закрепленных своими концами в центральной части опорных оснований бачков 1, причем каждое опорное основание 4 выполнено с дополнительным гофром 7 в его периферийной части, который расположен с огибанием по всему периметру пучка трубок 2, и снабжено упругим элементом, прижатым к гофру 7 со стороны трубок, при этом несущие стойки выполнены трубчатыми. Под воздействием температуры охлаждаемой жидкости трубки и стойки нагреваются, а их удлинение компенсируется гофром 7, который подпружинен упругим элементом, не передавая возникающие напряжения на места крепления трубок к основаниям. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

1604635

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиаторам систем охлаждения транспортных средств.

Цель изобретения — повышение долговечности радиатора путем компенсации тепловых и монтажных напряжений.

На фиг. 1 изображен радиатор, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 2; на фиг. 4— разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 5 — сечение

 — В на фиг. 1; на фиг. 6 — узел II на фиг. 1.

Радиатор содержит бачки 1 для охлаждаемой жидкости, внутренние полости которых сообщены между собой посредством пучка теплообменных трубок 2, снабженных охлаждающими пластинами 3. Трубки 2 закреплены своими концами в центральной части площадью aXb опорных оснований 4 бачков 1 посредством паяных швов 5, причем опорные основания 4 прикреплены к торцам несущих стоек 6 посредством крепежных элементов (не показаны), несущие стойки 6 установлены между бачками 1 по их краям.

Опорное основание 4 каждого бачка 1 служит одновременно трубной доской и выполнено гофрированным. Гофр 7 является ребром жесткости и расположен в периферийной части каждой трубной доски (опорного основания 4) с огибанием по всему периметру пучка теплообменных трубок 2 и выполнен несимметричным с выпуклостью в сторону полости бачка 1. Опорные основания

4 снабжены упругими элементами 8, прижатыми к гофрам 7 посредством фиксирующих накладок 9. Фиксирующие накладки

9, в свою очередь, жестко соединены с опорными основаниями 4 бачков 1 посредством крепежных элементов (не показаны), которые устанавливаются в отверстия 10, выполненные в несущих основаниях 4 и стенках бачков 1, а также в фиксирующих накладках 9. Несущие стойки 6 выполнены трубчатыми и их внутренние полости сообщены с внутренними полостями бачков 1 посредством каналов 11 и 12, выполненных соответственно в стенках бачков 1 и в торцах несущих стоек 6, и отверстий 13, выполненных в опорных основаниях 4. соединения опорных оснований 4 со стенками бачков 1 уплотнены посредством прокладок 14, а со стойками 6 — посредством уплотнительных колец 15. К стойкам

6 по боковым сторонам радиатора прикреплены кожухи 16 для исключения перетекания воздуха мимо радиатора.

Опорные основания 4 с припаянными теплообменными трубками 2 и охлаждающими пластинами 3 составляют остов 17 радиатора.

Выбором высоты и ребра жесткости (гофра 7) и расстояния от паяного шва 5 до гофра 7 подбирается необходимая жесткость для спаянного остова 17 радиатора на участке площадью aXb в центральной части опорных оснований 4.

Длиной наклонного участка гофра 7 подбирается необходимая величина перемещения опорного основания 4 относительно жесткого каркаса радиатора.

Радиатор работает следующим образом.

Участок длиной l гофра 7 является упругим участком опорного основания, который за счет плавного наклона создает полость для сжатия упругого элемента 8 и обеспечивает необходимую подвижность для перемещения трубок 2 при их тепловом расширении. При установке фиксирующих накладок 9 и сжатии упругих элементов 8 на трубку 2 действует предварительная растягивающая сила F (фиг. 2 и 3).

При работе двигателя охлаждаемая жидкость из нижнего бачка 1 направляется в верхний бачок 1 по теплообменным трубкам 2 и стойкам 6 (во внутреннюю полость стоек 6 и из нее жидкость попадает через каналы 11, 12 и отверстия 13, выполненные в нижней и верхней частях радиатора). Температура рабочей жидкости достигает 90 †1 С, поэтому стойки 6 и теплообменные трубки 2 за счет циркуляции жидкости по ним нагреваются до той же температуры и соответственно удлиняются.

Удлинение всех трубок 2 передается на жесткие центральные части (площадью aXb) нижнего и верхнего опорных оснований 4 и воспринимается затем гофром 7. Удлинение стоек 6 передается на жесткие периферийные части нижнего и верхнего опорных оснований 4 и также воспринимается гофром 7.

В связи с тем, что гофр 7 обладает малой жесткостью и подпружинен упругим элементом 8, например первоначально сжатой резиной, опорные основания 4 перемещаются на величину относительного удлинения трубок 2 и стоек 6 при минимальных усилиях. Это сводит к минимуму воздействие тепловых напряжений в паяных швах 5.

Кроме того, гофром 7 воспринимаются монтажные напряжения, которые возникают при сборке радиатора.

1. Радиатор системы охлаждения транспортного средства, содержащий бачки для охлаждаемой жидкости, полости которых сообщены между собой посредством пучка теплообменных трубок, снабженных охлаждающими пластинами и жестко закрепленных своими концами в центральной части опорных оснований бачков, причем каждое опорное основание прикреплено к торцам несущих стоек, установленных между бачками по их краям, и выполнено в виде гофрированной трубной доски, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности радиатора путем компенсации тепловых и монтажных напряжений, гофр расположен в периферийной части каждой трубной доски с огибанием по всему пе1604635

5 риметру пучка теплообменных трубок и выполнен несимметричным с выпуклостью в сторону полости бачка, причем трубная доска снабжена упругим элементом, прижатым к гофру со стороны теплообменных трубок посредством фиксирующей накладки. б

2. Радиатор по и. 1, отличающийся тем, что несущие стойки выполнены трубчатыми и их внутренние полости сообщены с полостями бачков посредством сквозных отверстий, которые выполнены в трубных

5 досках.

1604635

Ц 21О

В-8

12 б

Редактор С. Патрушева

Заказ 3424

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 п

Составитель В. Ионова

Техред А. Кравчук Корректор Л. Бескид

Тираж 425 Подписное

Радиатор системы охлаждения транспортного средства Радиатор системы охлаждения транспортного средства Радиатор системы охлаждения транспортного средства Радиатор системы охлаждения транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в химической и смежных с ней отраслях промышленности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в теплообменниках, применяемых в энергетической и химической отраслях промышленности

Изобретение относится к теплообменной технике и может быть использовано в качестве рекуператора для подогрева воздуха, работающего в среде, содержащей агрессивные компоненты

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в аппаратах химического, нефтяного и энергетического машиностроения

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к установкам для снижения потерь тепла металлом на рольгангах широкополосовых станов горячей прокатки

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в энергетике, судостроительной, нефтяной, химической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано, в частности, в пищевой промышленности

Изобретение относится к теплотехнике, а именно к конструкциям теплообменников, и позволяет повысить надежность крепления тонкостенных тепловых труб в корпусе и трубной доске теплообменника

Изобретение относится к теплотехнике и повышает эффективность теплообмена

Изобретение относится к матричным теплообменникам для рабочих сред высокого и низкого давлений и может быть применено в качестве встроенного узла теплообмена в криогенных, холодильных и других энергетических установках

Изобретение относится к тепловозостроению, в частности к охлаждающим устройствам двигателей внутреннего сгорания, и касается расположения и монтажа секций радиаторов в шахтах охлаждающих устройств

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению , в частности, к самоходным кормоуборочным комбайнам

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается транспортных средств, система охлаждения которых расположена у задней панели кабины

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам кренления радиатора на рамс транспортног о средства

Радиатор // 1373588
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть нрименено нрн нроизводсгне радиаторов для транспортных )гетнческих установок

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в приспособлениях для регулирования потока воздуха

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к двнгателестроению и повыи1ает долговечность клиноременной передачи

Изобретение относится к легковым автомобилям, в частности к защитной съемной сетке, устанавливаемой перед радиатором
Наверх