Лопатка колеса центробежного насоса

 

Изобретение относится предназначено для повышения КПД и надежности работы рабочих колес центробежных насосов за счет улучшения обтекаемости профиля лопаток. Лопатка содержит основной загнутый назад участок 1 крылового профиля и хвостовик 2, загнутый вперед. Хвостовик 2 выполнен непрерывно сужающимся, а его тыльная 4 и рабочая 3 стороны имеют обратную кривизну по отношению соответственно к тыльной 7 и рабочей 5 сторонам основного участка. Благодаря такой конструкции и плавному сопряжению тыльных 4 и 7 и рабочих 3 и 5 поверхностей обеспечивается высокий КПД. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 F 04 D 29/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4472881/24-29 (22) 11.08.88 (46) 07.11.90. Бюл. № 41 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. М. М. Федорова (72) Э. И. Антонов, В. И. Ковалевская и В. В. Пак (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1321934, кл. F 04 D 29/28, 1986. (54) ЛОПАТКА КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

„„SU„„1605034 A 1 (57) Изобретение предназначено для повышения КПД и надежности работы рабочих колес центробежных насосов за счет улучшения обтекаемости профиля лопаток. Лопатка содержит основной загнутый назад участок 1 крылового профиля и хвостовик 2, загнутый вперед. Хвостовик 2 выполнен непрерывно сужающимся, а его тыльная 4 и рабочая 3 стороны, имеют обратную кривизну по отношению соответственно к тыльной 7 и рабочей 5 сторонам основного участка 1.

Благодаря такой конструкции и плавному сопряжению тыльных 4 и 7 и рабочих

3 и 5 поверхностей обеспечивается высокий

КПД. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.

1605034 з

Изобретение относится к насосостроению, а именно к конструкциям лопаток центробежных колес.

Цель изобретения — повышение КПД и надежности работы насоса.

На фиг. 1 изображена предлагаемая лопатка; на фиг. 2 — то же, со скосом.

Л опатка колес а центр о беж ного насоса содержит основной загнутый назад участок 1 крылоного профиля и хвостовик 2, образованный рабочей 3 и тыльной 4 поверхностями, первая из которых выполнена с кривизной, обратной по отношению к рабочей поверхности 5 основного участка 1, и имеющий наклоненный назад и непрерывно сужающийся выходной участок 6. Тыльная поверхность 4 хвостовика 2 выполнена с обратной кривизной по отношению к тыльной поверхности 7 основного участка 1, при этом угол 6, установки ее на выходе не превышает прямого угла. Хвостовик 2 может быть выполнен непрерывно сужающимся к выходу по всей его длине. Кроме того, на выходе хвостовика 2 со стороны его рабочей поверхности 3 может быть выполнен скос 8.

Лопатка (фиг. 1) функционирует следующим образом.

При возникновении течения в рабочем колесе поток набегает на лопатку и растекается вдоль рабочих и тыльных поверхностей

3, 4, 5, 7 участка 1 и хвостовика 2 с приращением энергии в нем. При этом благодаря хорошей обтекаемости крылового профиля основного участка 1 и благоприятному перераспределению действующих на частицы жидкости сил поток прижимается к рабочей поверхности 3, за счет чего обеспечивается требуемый угол схода потока в отвод насоса (последнее особенно важно для больших подач). Одновременно и на тыльных поверхностях 4 и 7 обеспечиваются условия безотрывного или близкого к нему обтекания в широк >м диапазоне режимов работы насоса. Вдоль поверхности 7 такой результат достигается благодаря эффективности самого крыловидного профиля участка 1. Но этот эффект в данной схеме важен не только сам по себе, но и в связи с тем, что, обеспечивая безотрывное натекания потока на последующую поверхность 4 обратной кривизны, он создает условия для последующего безотрывного обтекания самой поверхности 4. Эффективная реализация этих условий обеспечивается путем соответствующего выбора кривизны поверхности 4, а основное требование к такому выбору заключается в том, чтобы в любой точке поверхности 4 сумма отрывающих поток от последней кориолисовой силы и центробежной силы (возникающей из-за выпуклой кривизны поверхности 4) не превосходила величины центробежной силы, вызываемой вращением колеса. Возможность выполнения данного требования обусловлена прежде всего тем, что

55 последняя с увеличением радиуса интенсивно растет и на участке длины хвостовика 2 всегда превышает кориолисову силу (которая к выходу из колеса даже несколько снижается) . Кроме того, кривизна поверхности 4 выбирается по возможности минимальной, что благодаря использованию крылового профиля для построения основного участка 1 обеспечивается определенной свободой выбора радиуса размещения перехода от поверхности 7 к поверхности 4.

Этот радиус всегда меньше соответствующего радиуса размещения перехода от поверхности 5 к поверхности 3, что на фиг. 1 и 2 показано линией Г, отделяющей условно хвостовик 2 от участка 1. Геометрия поверхности 3 подстраивается под кривизну поверхности 4 так, что вместе они образуют непрерывно сужающийся к выходу криволинейный серповидный профиль хвостовика 2. При этом создаются предельно благоприятные условия для плавного слияния потоков в отводе после их схода с поверхностей 3 и 4.. Как следует из теории о турбулентных отрывных течениях нестационарность процессов вихреобразования на стенке с плавной кривизной существенно ниже, чем на стенке с резким изломом.

Именно благодаря последнему и отмеченному плавному слиянию потоков с поверхностей 3 и 4 в изобретении ликвидируются или существенно снижаются срывные кромочные явления за лопатками колеса с уменьшением не только потерь напора в насосе, но и пульсаций статического давления на

«лопаточной частоте» при установке колеса в лопаточный отвод многоступенчатого насоса. Перечисленные достоинства могут быть реализованы с достаточным эффектом при величине угла установки выходного участка А тыльной поверхности 4, не превышающей значения прямого угла, т. е. Pq(90 (дальнейшее его увеличение исключает положительное действие центробежной силы от вращения колеса на крайней части поверхности 4 с возникновением кромочных вихревых явлений). Таким образом, лопатка остается и в области хвостовика 2 наклоненной назад.

Этим обуславливается определенное сужение области применения лопатки (фиг. 1) по углу выхода лопатки и развиваемому колесом напору. Однако этот минус в значительной мере компенсируется именно тем, что в области применимости данного решения (по углу Pp) при использовании его в многоступенчатых насосах (с лопаточными отводами) удается не только несколько снизить потери напора и повысить КПД (на 1 — 2 ) за счет снижения кромочных потерь, но и повысить надежность его работы за счет снижения интенсивности вибрационных явлений. Благодаря плавной геометрии поверхностей хвостовика 5, данное решение существенно более приемлемо в технологическом плане — для литья.

Формула изобретения

108 А

Фиг. 2

Составитель В. Девисилов

Редактор И. Дербак Техред А. Кра в чу к Ко р рек то р М. Са м бо рска я

Заказ 3444 Тираж 501 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-издательский комбинат «Патент». г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

При использовании лопатки (фиг. 1) загнутая назад поверхность 7 заканчивается до хвостовика 2. Благодаря этому обеспечивается возможность более гибкого согласования геометрии участка 1 и хвостовика 2 между собой. Последнее связано с тем, что на выбор угла установки ро (фиг. 1) и толщины лопатки в месте перехода от участка 1 к хвостовику 5 (сечение, обозначенное линией Г) теперь не накладываются требования, обусловленные наличием загнутой назад тыльной поверхности хвостовика 2. Поэтому, варьируя этими параметрами, совокупно с кривизной и длиной участков 3 и 4 можно добиться дополнительного выигрыша в экономичности. 15

Отличие функционирования лопатки по фиг. 2 заключается в том, что угол схода потока с рабочей поверхности 3 (при прочих равных условиях) увеличен, а наружный диаметр ее уменьшен. Действие этих факторов в отношении величины создаваемого напора противоположно. Поэтому в зависимости от их соотношения напор колеса может быть сохранен, повышен или понижен по сравнению с предыдущим вариантом. Однако во всех этих случаях путем соответствующего выбора наклона скоса 8 назад и сужения хвостовика 2 к выходу можно обеспечить достаточно благоприятные условия слияния потоков на выходе из колеса.

Сходящие непосредственно с поверхности 3 слои жидкости сразу после начала 30 скоса 8 еще в пределах колеса начинают отклоняться назад. Благодаря последнему интенсивность возможного отрыва потока за скосом 8 в любом случае невелика. При этом повышаются прочность и жесткость колеса на выходе. Благодаря увеличению толщины профиля хвостовика 2 и угла между поверхностью 3 и скосом 8 резко повышается его износоустойчивость при перекачивании гидроабразнвных сред. Такое усиление хвостовика 2 выполнено со стороны рабочей поверхности 3 (поскольку масса твердых частиц на выходе из колеса концентрируется в этой области), причем именно в той точке, где угол выхода и скорость гидроабразивной среды максимальны. Благодаря действию сил инерции на твердые частицы они не воздействуют на скос 8. В целом, все вместе эти факторы весьма важны потому, что в конечном итоге для сохранения в эксплуатации рабочих характеристик насоса наиболее существенно сохранение геометрии лопаток на выходе.

Таким образом, в варианте лопатки по фиг. 2>практически без снижения экономичности, по сравнению с вариантом лопатки по фиг. 1, имеет место дополнительное повышение показателей надежности за счет повышения износоустойчивости хвостовика 2 при сохранении большой прочности и жесткости колеса.

l. Лопатка колеса центробежного насоса, содержащая основной загнутый назад участок крылового профиля и хвостовик, образованный рабочей и тыльной поверхностями, первая из которых выполнена с кривизной, обратной по отношению к рабочей поверхности основного участка, и имеющий наклоненный назад и непрерывно сужающийся выходной участок, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и надежности работы насоса, тыльная поверхность хвостовика выполнена с обратной кривизной по отношению к тыльной поверхности основного участка, при этом угол установки ее на выходе не превышает прямого угла.

2. Лопатка по п. 1, отличающаяся тем, что хвостовик выполнен непрерывно сужающимся к выходу по всей его длине.

3. Лопатка по п. 1, отличающаяся тем, что на выходе хвостовика со стороны его рабочей поверхности выполнен скос.

Лопатка колеса центробежного насоса Лопатка колеса центробежного насоса Лопатка колеса центробежного насоса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям рабочих колес центробежных насосов и предназначено для увеличения степени извлечения крахмала при перекачке крахмальных суспензий

Изобретение относится к конструкциям рабочих колес накатных насосов и предназначено для упрощения конструкции

Изобретение относится к насосостроению

Изобретение относится к насосостроению и предназначено для исключения пульсаций потока путем устранения турбулентного перемешивания жидкостной и паровой фаз в проточной части колеса

Изобретение относится к турбомашиностроению и способствует повышению напора центробежных рабочих колес

Изобретение относится к конструкциям рабочих колес центробежных насосов и предназначено для повышения КПД путем уменьшения гидравлических потерь в проточной части колеса насоса с коэффициентом быстроходности N<SB POS="POST">S</SB> = 140-210, углом δ наклона средней линии выходного участка меридионального сечения к оси колеса 55 - 70° и углом φ охвата лопастей 2 по ведущему диску 1 70 - 90°

Изобретение относится к способам профилирования лопаток насосов, перекачивающих парожидкостные смеси

Изобретение относится к средствам подачи жидкости
Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к области ремонта газо- и нефтеперекачивающих агрегатов, и может быть использовано в топливоэнергетическом комплексе при ремонте воздушных компрессоров для сокращения трудоемкости и срока ремонта осевого компрессора газотурбинных установок

Изобретение относится к области турбостроения, к типам турбомашин, имеющим рабочие ступени с лопатками, не связанными различного рода демпферными или бандажными связями (вентиляторы, нагнетатели, компрессоры, паровые и газовые турбины), и может быть использовано для диагностики повреждения лопаток в процессе эксплуатации

Изобретение относится к насосостроению, в частности к центробежным насосам, и может быть применено в автомобильной промышленности, например, для очистки стекол автомобилей жидкостями, подаваемыми под давлением

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в сахарной промышленности для подъема и подачи свеклы в моечное отделение сахарного завода

Изобретение относится к области насосостроения, в частности к многоступенчатым центробежным насосам

Изобретение относится к области механизации животноводства, в частности к устройствам для исследования процесса перекачивания молока насосом доильной установки

Изобретение относится к насосостроению

Изобретение относится к радиальному лопастному колесу, содержащему первую концевую пластину 1 и вторую концевую пластину и расположенные на соответствующем расстоянии друг от друга лопасти 3

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к центробежным насосам с повышенными антикавитационными характеристиками
Наверх