Шаровой кран

 

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих газообразные или жидкие среды. Цель изобретения - снижение эксплуатационных затрат путем повышения удобства в техническом обслуживании крана. В закрытом положении крана шаровая пробка 2 давлением прижимается к верхнему седлу 3, положение которого относительно корпуса 1 обеспечивается составным фиксатором, выполненным в виде втулки 6 и кольцевых элементов 5, на наружных и внутренних диаметрах которых выполнены конические поверхности, контактирующие с соответствующими поверхностями кольцевых проточек 8 и 9 корпуса и втулки. Фиксация крайних положений пробки 2 производится штифтами 10, установленными на наружной поверхности пробки симметрично относительно оси ее вращения и входящими в продольный паз 11 ограничителя 12, установленного в корпусе 1 с зазором к верхнему седлу 3. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4616223/25-29 (22) 06.12.88 (46) 07.11.90. Бюл. № 41 (71) Западно-Сибирский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии глубокого разведочного бурения (72) В. Д. Шабалин, И. А. Уколов и В. Д. Горгоц (53) 621.646 (088.8) (56) Патент Великобритании № 2089001, кл. F 16 К 5/06, 1982. (54) ШАРОВОЙ КРАН (57) Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих газообразные или жидкие среды. Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат

ÄÄSUÄÄ 1605069 д 1 (51)5 F 16 К 5/06 путем повышения удобства в техническом обслуживании крана. В закрытом положении крана шаровая пробка 2 давлением прижимается к верхнему седлу 3, положение которого относительно корпуса 1 обеспечивается составным фиксатором, выполненным в виде втулки 6 и кольцевых элементов 5, на наружных и внутренних диаметрах которых выполнены конические поверхности, контактирующие с соответствующими поверхностями кольцевых проточек 8 и 9 корпуса и втулки. Фиксация крайних положений пробки 2 производится штифтами 10, установленными на наружной поверхности пробки симметрично относительно оси ее вращения и входящими в продольный паз 11 ограничителя 12, установленного в корпусе

1 с зазором к верхнему седлу 3. 4 ил.

1605069

Формула изобретения

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих газообразные или жидкие среды.

Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат путем повышения удобства технического обслуживания крана.

На фиг. 1 изображен кран, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — вид В на фиг. 3.

Шаровой кран содержит корпус 1, во внутренней полости которого размещена шаровая пробка 2, подвижно установленная между верхним упорным 3 и нижним подпружиненным 4 седлами, фиксатор верхнего седла, включающий кольцевые элементы 5 и втулку 6, переключатель 7. Наружный диаметр кольцевых элементов. 5 взаимодействует с кольцевой проточкой 8, выполненной в корпусе 1, а внутренний — с кольцевой проточкой 9 на втулке 6. На наружной поверхности шаровой пробки 2 симметрично относительно оси вращения и противоположно переключателю 7 установлены штифты 10, взаимодействующие со стенками продольного паза 11 ограничителя 12, установленного свободно между выступом 13 внутренней проточки 14 .корпуса 1 и верхним седлом 3. Втулка 6 по наружному диаметру снабжена защитными кольцами 15 и 16.

При сборке крана точность соосного расположения проходных отверстий шаровой пробки 2 и корпуса 1 достигается за счет взаимодействия в упор штифтов 10, жестко и симметрично установленных на наружной поверхности шаровой пробки 2, со стенками продольного паза 11 ограничителя 12, при этом размер зазора в подвижном соединении, шип переключателя 7 и паз корпуса шаровой пробки 2 не оказывают влияния на точность соосного расположения проходных отверстий пробки 2 и корпуса 1.

Свободное расположение ограничителя 12 между выступом 13 проточки 14 корпуса 1 и верхним седлом 3 обеспечивает самоустановку ограничителя 12 и шаровой пробки

2 в его рабочих положениях «Открыцо»вЂ”

«Закрыто». Шаровая пробка 2 в положении

«Закрыто» под действием давления поджимается к верхнему седлу 3, причем фиксация его относительно корпуса 1 обеспечивается взаимодействием кольцевых элементов 5 с кольцевой проточкой 8 корпуса 1 и кольцевой проточкой 9 втулки 6, а взаимодействие конических поверхностей наружного диаметра кольцевых элементов 5 и кольцевой проточки 8 корпуса 1 обеспечивает радиальный обжим кольцевыми элементами 5 втулки 6, исключая ее самопроизвольное перемещение. При отсутствии давления эту роль (поджим) осуществляет пружина, установленная под нижним седлом 4. Втулка 6 по наружному диаметру снабжена защитными кольцами

15 и 16, которые исключают проникновение твердых частиц в зону расположения кольцевых элементов 5, предотвращая их зашламливание.

Для осуществления разборки шарового крана, а вместе с тем проведения его оперативного технического обслуживания, шаровая пробка 2 из положения «Открыто» поворачивается на угол 25 — 30 (не показано) и известным способом (гайка, винт, шайба) отжимается вниз на величину хода пружины, установленной под нижним седлом 4. В этом положении пробки 2 осуществляют смещение вниз втулки 6, при этом коническая поверхность кольцевой проточки 9 втулки 6, взаимодействуя с внутренним диаметром кольцевых элементов 5, радиально отжимает их в кольцевую проточку 8 корпуса 1, освобождая от захвата втулку 6, которую удаляют. Далее удаляют кольцевые элементы 5, верхнее седло 3, приспособление для отжима, пробку 2 и остальные элементы шарового крана. После проведения профилактического обслуживания сборку шарового крана производят в обратной последовательности.

Шаровой кран, содержащий корпус с установленными в нем шаровой пробкой, верхним и нижним подпружиненным седлами, фиксатором верхнего седла и ограничителем поворота пробки, отличаюи ийся тем, что, с целью снижения эксплуатационных затрат, в корпусе выполнена кольцевая проточка, в нее помещен указанный фиксатор верхнего седла, который выполнен составным в виде втулки и кольцевых элементов, в ограничителе, установленном в корпусе с зазором к верхнему седлу, выполнен продольный паз, а на наружной поверхности пробки установлены штифты, симметрично расположенные относительно оси ее вращения и входящие в паз ограничителя, причем на наружном и внутреннем диаметрах кольцевых элементов выполнены конические поверхности, контактирующие с соответствующими поверхностями кольцевой проточки корпуса и втулки.

1605069

Qua.2

1605069

Составитель Ю. Нилов

Редактор Е. Папи Техред А. Кравчук Корректор Н. Король

Заказ 3445 Тираж 560 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 13035, Москв а, Ж вЂ” 35, Рау шска я наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Шаровой кран Шаровой кран Шаровой кран Шаровой кран 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих газообразные или жидкие среды

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для регулирования расхода различных сред

Изобретение относится к области запорной арматуры, а именно к шаровым кранам, устанавливаемым в бурильном институте для перекрытия канала при имеющихся нефтегазопроявлениях

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к трубопроводным арматурам

Изобретение относится к запорным арматурам и может быть использовано .в шаровых кранах газои нефтепроводов и др

Изобретение относится к арматуростроению и может быть применено в трубопроводной аппаратуре в регулирующих и переключающих устройствах

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в качестве седлового уплотнения в кранах с шаровым запорным органом

Изобретение относится к запорной арматуре, используемой в газовых и других областях промышленности

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для регулирования потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Изобретение относится к запорной арматуре, касается кранов со сферическим запорным органом и может быть использовано для регулирования и перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Кран // 2116540
Изобретение относится к машиностроению, в частности к трубопроводной арматуре для перекрытия потока жидкости и газа

Кран // 2135869
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к трубопроводной арматуре для перекрытия потока газа и жидкости

Изобретение относится к запорной арматуре, например к кранам со сферическим запорным органом и футеровкой корпуса и способам их изготовления, и предназначено для регулирования и перекрытия потоков агрессивной рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу
Наверх