Вертолет

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к вертолетам и их моделям. Цель изобретения повышение эффективности путевого управления вертолетом. Вертолет состоит из фюзеляжа 1 с хвостовой балкой, на которой выполнена по меньшей мере одна профилированная горизонтальная щель 2, хвостового оперения 3 с рулями 4. Хвостовая часть 5 отделена от центральной части фюзеляжа 1 герметичной перегородкой 6 и снабжена соплом с верхним и нижним козырьками 7. Вертолет снабжен несущим винтом 8. В хвостовой части 5 расположены соосно и оппозитно вентиляторы. Полость за вентиляторами соединена воздушным трактом с выходным каналом. К хвостовой части 5 прикреплена шарниром жесткая управляемая створка и оппозитно ей шарниром прикреплена другая жесткая управляемая створка. Между створками расположена жесткая носовая часть аэродинамической поверхности, прикрепленная торцами к козырькам 7. К носовой части присоединена управляемая хвостовая часть аэродинамической поверхности, выполненной изменяемой кривизны без нарушения сплошности поверхности. Хвостовая часть расположена за задними кромками створок. Части аэродинамической поверхности и створки образуют выходные каналы сопла регулируемой ширины. Вал привода редуктора вентиляторов расположен внутри пустотелой хвостовой балки фюзеляжа 1. Воздушным трактом полость пустотелой хвостовой балки соединена с полостью за вентиляторами. В режиме работы на создание пропульсивной силы каналы сопла имеют меньшую ширину по сравнению с их шириной в режиме работы парирования реактивного момента несущего винта. В режиме работы на авторотации при компенсации момента сил трения выходные каналы сопла имеют наименьшее поперечное сечение, а аэродинамическая поверхность отклонена в противоположную сторону моторного режима полета. 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к вертолетам и их моделям. Цель изобретения повышение эффективности путевого управления вертолетом. На фиг.1 изображен предлагаемый вертолет; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1 в режиме парирования устройством реактивного момента несущего винта; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 сечение А-А на фиг.1 в режиме создания устройством пропульсивной силы; на фиг.5 то же, в режиме парирования устройством момента трения на режиме авторотации. Вертолет состоит из фюзеляжа 1 с хвостовой балкой, на которой выполнена по меньшей мере одна профилированная горизонтальная щель 2, хвостового оперения 3 с рулями 4. Хвостовая часть 5 отделена от центральной части фюзеляжа 1 герметичной перегородкой 6 и снабжена соплом с верхним и нижним козырьками 7. Вертолет снабжен несущим винтом 8. В хвостовой части 5 расположены соосно и оппозитно вентиляторы 9 и 10. Полость за вентиляторами 9 и 10 соединена воздушным трактом с выходным каналом 11. К хвостовой части 5 прикреплена шарниром 12 жесткая управляемая створка 13 и оппозитно ей шарниром 14 прикреплена жесткая управляемая створа 15. Между створками 15 и 13 расположена жесткая носовая часть 16 аэродинамической поверхности, прикрепленная торцами к козырькам 7. К носовой части 16 присоединена управляемая хвостовая часть 17 аэродинамической поверхности, выполненной изменяемой кривизны без нарушения сплошности поверхности. Хвостовая часть 17 расположена за задними кромками створок 13 и 15. Части 16, 17 аэродинамической поверхности и створки 13, 15 образуют выходные каналы 18 и 19 сопла регулируемой ширины. Вал привода 20 редуктора вентиляторов расположен внутри пустотелой хвостовой балки фюзеляжа 1. Воздушным трактом 21 полость пустотелой хвостовой балки соединена с полостью за вентиляторами 9 10. В режиме работы на создание пропульсивной силы каналы 22, 23 сопла имеют меньшую ширину по сравнению с их шириной в режиме работы парирования реактивного момента несущего винта. В режиме работы на авторотации при компенсации момента сил трения выходные каналы 24 и 25 сопла имеют наименьшее поперечное сечение, а аэродинамическая поверхность отклонена в противоположную сторону моторного режима полета. Вертолет работает следующим образом. Вентиляторы 9 и 10 создают внутри пустотелой хвостовой части 5 вертолета. Часть реактивного момента несущего винта компенсируется за счет выдува сжатого воздуха через продольную профилированную щель 2 и создания суперциркуляции. Оставшаяся часть потребного момента создается за счет поворота воздушного потока и выдува его через сопло. Поток воздуха от вентиляторов 9, 10 направляется в канал 11 и воздушный тракт 21. Воздушный тракт 21 обеспечивает подачу сжатого воздуха в полость хвостовой балки, где происходит его истекание через щель 2. Из канала 11 воздух истекает через выходные каналы 18 и 19 сопла. Истекая через каналы 18 и 19 при отклоненной аэродинамической поверхности, благодаря эффекту Коанда, поток отклоняется на хвостовой части 17 аэродинамической поверхности на угол, близкий 90о. В результате возникает момент относительно центра тяжести вертолета. При создании пропульсивной силы хвостовая часть 17 аэродинамической поверхности занимает нейтральное положение.

Формула изобретения

ВЕРТОЛЕТ, содержащий несущий винт, силовую установку, фюзеляж с хвостовой частью, содержащей хвостовую балку, хвостовое оперение с рулями, канал для подвода воздуха, по меньшей мере одну горизонтальную профилированную щель, выполненную вдоль хвостовой балки, сопло на конце хвостовой балки, образованное верхним и нижним козырьками и расположенными между ними управляемыми жесткими, шарнирно закрепленными створками с вертикальной осью вращения каждая, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путевого управления вертолетом, сопло снабжено аэродинамической поверхностью изменяемой кривизны без нарушения сплошности поверхности, жестко прикрепленной торцами жесткой носовой части к козырькам, при этом жесткая носовая часть аэродинамической поверхности расположена между осями шарниров и задними кромками створок, а ее хвостовая часть расположена за задними кромками створок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании систем управления одновинтовых вертолетов

Изобретение относится к вертолетостроению и касается разработки способа и устройства управления вертолетом путем парирования крутящего момента несущего винта вертолета при осуществлении путевого управления

Изобретение относится к авиации, в частности к вертолетам, а именно к средствам управления вертолетом

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах

Вертолет // 2246426
Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах

Изобретение относится к области авиации, а именно к устройствам компенсации реактивного момента несущего винта вертолета

Изобретение относится к авиации, в частности, к вертолетам, и может быть использовано для создания систем путевого управления вертолетов
Наверх