Самоходный источник сейсмических колебаний

 

Изобретение относится к сейсмической технике, а именно к самоходным источникам сейсмических колебаний, использующим массу транспортного средства в качестве реактивной. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение производительности. Источник содержит транспортное средство 1 с движителями 2 и излучателями 3-6. Каждое устройство установки содержит приводной рычаг 10, шестерни 14, 15, управляемые зубчатые соединительные муфты 16. С помощью последних элементов осуществляется выставка излучателя в рабочее и транспортное положения. Фиксация положения излучателей производится с помощью электрогидравлических элементов схемы источника, которые включены в гидрои электросхему транспортного средства 1. 5 ил.

СОНИ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 С 01 V 1/157 (2 (2 (4 (7 ст на ге (7 (5

71

ГО УДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

П ГКНТ СССР

К ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

) 4454667/31-25

) 05.07.88

) 23.11.90. Бюл. У 43

1) Харьковский политехнический интут им. В.И.Ленина и Всесоюзный чно-исследовательский институт физических методов разведки

) Н.Е.Сергиенко, M.Í.Коденко, .Худолий, Б.Г.Ваншельбойм .Б.Инеерсон

) 550.834(088.8)

) Авторское свидетельство СССР

236395, кл. G 01 V 1 /157, 30. 1 1. 84. (5 ) САИОХОДНБП ИСТОЧНИК СЕЙСИ1ЧЕСКИХ

КО БАНИЙ (5 ) Изобретение относится к сейсмиче кой технике, а именно к самоходным

2 источникам сейсмических колебаний, использующим массу транспортного средства в качестве реактивной. Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение производительности. Источник содержит транспортное средство

1 с движителями 2 и излучателями 3-6.

Каждое устройство установки содержит приводной рычаг 10, шестерни 14 и 15, управляемые зубчатые соединительные муфты 16. С помощью последних элементов осуществляется выставка излучателя в рабочее и транспортное положения. Фиксация положения излучателей производится с помощью электрогидравлических элементов схемы источника, которые включены в гидро- и электросхему транспортного средства 1. 5 ил.. 1608604

Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний, устанавливаемых на самоходных транс5 портных средствах и использующих их массу в качестве реактивной.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение производительности, 1Î

На фиг. 1 представлен сейсмоисточник в транспортном режиме; на фиг. 2— сейсмоисточник в рабочем режиме с излучателями, загруженными весом транспортного средства; на фиг. 3— сейсмоисточник с функциональной и кинематической схемами управления приводом установки, вид спереди; на фиг. 4 — установка излучателя с собственной инерционной массой; на

20 фиг. 5 — схема системы управления.

Самоходный источник сейсмических

1 колебаний содержит транспортное средство 1 с ведущими колесными движителями 2, излучатели 3-6, включенные в 25 цепь с накопителем 7 энергии и устройством 8 управления режимом сейсмоизлучения (соединение не показано).

Конструкции механизмов установки каждого из указанных излучателей на тран-30 спортном срецстве 1 имеют идентичную конструкцию.

Излучатель 4 жестко связан с направляющей 9, в которой расположен приводной рычаг 10 и упругий элемент

11. Рычаг 10 установлен на подшипни ках 12 на полуоси t3. С рычагом 10 жестко связана зубчатая шестерня 14, а с полуосью 13 дополнительная шестерня 15. На полуоси 13 подвижно в осе- щ вом направлении установлена управляемая зубчатая соединительная .муфта 16, выступы 17 которой, расположенные с внутренней стороны движителей 2, соединенные через паз 18 с переходником

19, который связан со штоком 20.

Шток 20 и симметричный ему установле ны в двухпоршневом гидроцилиндре 21, которыи закреплен на корпусе 22 ведущего моста 23. На транспортном средстве.1 с колесной формулой 4х4 установлено два таких гидроцилиндра с двумя поршнями в каждом. Поршневые полости гидроцилиндров 21 и каждые две штоковые, связанные между собой подключены к 4-ходовому 3-позиционному электроуправляемому гидрораспределителю 24, соединенного магистралями, с гидронасосом 25 и баком 26 транспортного средства 1. При этом катушки распределителя 24 связаны через

3-позиционный включатель 27 с. аккумуляторной батареей 28. Параллельно каждой из обмоток гидрораспределителя

24 для сигнализации включены лампы

"Включено" 29 и "Выключено" 30 °

Для автоматического выключения э привода излучателя 4 в транспортном положении, введен в электрическую цепь между аккумуляторной батареей

28 и катушкой гидрораспределителя 24 выключатель 31, который установлен на кронштейне 32 рамы 33 транспортного средства 1 между верхним вертикальным положением излучателя 4 и его транспортным положением..Транспортное положение излучателя 4 фиксируется пружинными защелками 34 и 35, установленными по бортам на раме 33. Опорой излучателя 4 в транспортном режиме служит выполненный на нем выступ 36.

Форма опоры 37, в которой установлен излучатель 4, выполнена в виде усеченного сектора с грунтозацепами 38.

Рычаг 10 выполнен размером больше радиуса ведущего колеса движителя 2 и меньше его диаметра.

В рабочем положении излучателя 4 рычаг 10 воздействует на включатель

39 фиксации, который замыкает цепь, и электрический ток поступает на Р электропреобразователи исполнительного механизма 40 управления трансмиссией и тормозной системой транспортного средства 1, параллельно которым включена- лампочка 41 сигнализации.

При этом включение режима работы системы управления транспортного средства

1 осуществляется трехпоэиционным переключателем 42, который подает сигнал на задатчик 43 режима фиксации системой управления транспортного средства излучателя 4 в рабочем положении или задатчик 44 режима движения транспортного средства.

Задатчик 43 режима фиксации исполнительного механизма 40 управления

-рансмиссией и тормозной системой транспортного средства 1 содержит реле 45, которое при замыкании контактов включателей 39 фиксации рычагами 10 излучателей 3-6 и включенном переключателе 42 замыкает одн.-.временно контакты 46-49 задатчика 43 режима фиксации. Контакты 46 подают питание от аккумуляторной батареи 28 на устройст ни то ср ст на со те

Пр ва ка

Ч ют да на те сц вх тр за си по ре ср

Пе

t ет по тр ха за

Пр на се

1 за за ты да дв ющ к да ги ни да ки за на ни ни ме д ми ос

5 1608604 о управления режимом сейсмоизлуче8 состоящее из включателя 50, коый может замыкать цепь, как неподственно от механического воздей5 ия оператора, так и от радиосига (не показан) и блока 51 поджига, диняющего последовательно накопиь 7 энергии и излучателей 3-6. замыкании включателя 50 устройст- 10

8 электрический ток поступает, на ушки излучателей, которые развивамеханический импульс в грунт.

Контакты 47 через усилитель 52 за-. чика 43 подают электрический сигна электрогидравлический исполниьный механизм управления муфтой пления транспортного средства 1, дящий в механизм 40. Двигатель и нсмиссия разъединяются. 20.

Контакты 48 через усилитель 53 атчика 43 подают электрический н ал на элек тро гидравличе с кий иснительный механизм выключения пеачи коробки передач транспортного 25 дства 1, входящий в механизм 40 ° едача в коробке передач выключаЯ>

Контакты 49 через усилитель 54 ают электрический сигнал на элекгидравлический исполнительный ме изм включения стояночного тормовходящий также в механизм 40. этом транспортное средство осталивается и готово к проведению нса исследований.

При включении переключателем 42 атчика 44 режима движения реле 45 атчика 43 обесточивается, контак.—

46-49 размыкаются. Напряжение по- 40 тся на реле 55 задатчика 44 режима ения. Контакты 56-58, срабатывае одновременно, подают электричессигнал на элементы механизма 40.

Контакты 56 через усилитель 59 за- 45 чика 44 подают сигнал на электроравлический исполнительный мехам включения передачи коробки переВключается передача.

Контакты 5? через реле 60 задерж- 50 времени, усилитель 6 l, ьходящие в атчик 44, подают электрический сигна электрогидравлический исполельный механизм плавного включемуфты определения, входящий в 55 анизм 40. Происходит плавное соеение работающего двигателя с транссией. Крутящий момент через полупередается на приводные. рычаги

10, связанные через излучатели 3-6 с опорной поверхностью.

Контакты 58 через реле 62, усилитель 63, входящие в задатчик 44, подают электрический сигнал на электрогидравлический исполнительный механизм выключения стояночного тормоза, являющийся составным элементом механизма 40. Тормоза разблокируются.

Реле 60 и 62 задержки времени необходимы для обеспечения плавного трогания. Время задержки выбирается экспериментально при отладке системы.

Переключатель 42 в положении включения режима движения подает напряже-,ние также на выключателе 31,которые замыкаются выступом 36 излучателей 3-6.Пои этом необход -мо включить хотя бы один из них и напряжение подается на катушку г1щрораспределителя 24, который направляет масло в соответствующие полости гидроцилиндра 21, При этом перемещается управляемая зубчатая соединительная муфта 16 и отключается привод излучателей 3-6 от трансмиссии. Излучатели устанавливаются в транспортное положение на защелках 34 и 35. 0 включении транспортного режима сигнализирует лампа

30. Применение усилителей 51-53, 59, 61 и 63 позволяет повычить надежность и быстродействие системы, Самоходный источник сейсмических колебаний работает следующим образом.

При выходе на рабочую точку для проведения сеанса сейсмических иссле дований водитель воздействует на выключатель 27 - электрический ток от аккумуляторной батареи 28 поступает на обмотку электроуправляемого гидрораспределителя 24, и на переключатель 42, который включит задатчик

43 режима фиксации системой управления транспортного средства излучателя 4 в рабочем вертикальном положении. Масло под давлением от гидронасоса 25 из бака 26 поступает в поршневые полости двухпоршневого гидроцилиндра 21. Бток 20 и симметричный ему, воздействуя на управляемую зубчатую соединительную муфту !6, замкнет шестерни 15 и 14 и вращение от полуоси будет передаваться на рычаг

10. Излучатель 4 вместе с опорой 3/ начинает вращаться, преодолевая сопротивление пружинной защелки 34. При подходе к вертикальному положе1608604 нию противоположная излучателю 4 часть рычага 10 воздействует на включатель 39 фиксации, который замкнет цепь посредством контактов 46-49 ре.ле 45 и электрический ток поступит на электропреобразователи исполнительного механизма 40 управления трансмиссией и тормозами транспортного средства 1. При этом будет разъеди" 10 нен двигатель и трансмиссия транспортного средства 1 и включен стояночный тормозе

Источник 4 готов к проведению сеансов сейсмоизлучения, так как опера- 15 тор соединяет с помощью системы управления накопитель 7 энергии с излучателем, который развивает импульс сил в грунт. При переезде на новую точку излучатель 4 устанавливают в Z0 транспортное положение. Для этого водитель переключателем 42 переводит систему управления на задатчик 44 режима движения транспортного средства 1. При этом включается передача и колеса 2 транспортного средства, начинают совместное вращение с излучате- лями 3-6. На пути движения от верхнего вертикального положения излучателя 4 до фиксатора 34 выступ Зб воз- 30 действует на выключатель 31 вращения, который замыкает цепь обмотки электроуправляемого гидрораспределителя

24, Масло под давлением поступает в штоковые полости двухпоршневых гидроцилиндров 21. йток 20, воздействуя на управляемую зубчатую соединительную муфту 16, разъединяет шестерню

15 полуоси 13 и шестерню 14 рычага

10. Рычаг 10 с излучателем 4 устанав- 49 ливается выступом Зб на пружинную защелку 34. Сила веса излучателя меньше силы сопротивления пружинной защелки 34.

В процессе. отработки установки в . рабочее или транспортное положение излучателя 4 и др. на панели приборов транспортного средства 1 включаются сигнальные лампы 29,30 и 41, которые информируют водителя об от- 5О работке исполнительными устройствами подаваемых команд. С помощью выключателя 27 водитель может также осуществить принудительно разъединение шестерни 14 и 15 привода, что исполь55 зуется водителем при необходимости, Упругий элемент 11 служит для то.— го, чтобы в транспортном положении отсутствовал контакт колеса 2 с излучателем 4, т.е. удлиняется рычаг 10.

B рабочем режиме она сжимается от действия силы веса транспортного средства.

Формула изобретения

Самоходный источник сейсмических колебаний, содержащий колесное транспортное средство с рамой, излучателями, гидросистемой, соединенной с гидроцилиндрами, системой управления, включающей 4-ходовый 3-позиционный гидрораспределитель, электрические цепи, переключатели и систему сигнализации, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения производительности, на излучателях по числу колесных движителей транспортного средства жестко установлены направляющие, в каждой из которых на упругом элементе смонтирован с возможностью продольного перемещения приводной рычаг, жестко связанный с зубчатой шестерней, установленной в свою очередь на полуоси транспортного средства с возможностью вращения и соосной ей, при этом на полуоси жестко закреплена дополнительная шестерня так, что она может взаимодействовать посредством управляемой зубчатой соединительной муфты с шестерней приводного рычага, а зубчатая соединительная муфта в свою очередь связана со штоком двухпоршчевого гидроцилиндра, на корпусе транспортного средства о числу его колес" ных движителей установлены с возможностью взаимодействия с выступами излучателей выключатели вращения, соединенные между собой параллельно и связанные посредством задатчика режии движения с исполнительным механизмом управления трансмиссией и тормозной системой транспортного средства, и включатели фиксации, установленные с воэможностью взаимодействия со свободным концом приводного рычага в верхней точке траектории его движения относительно транспортного средства, при этом включатели фиксации соединены через задатчик режима фиксации с элементами трансмиссии и тормозной системы транспортного средства.

1608бО4

1608604

Я$0

Составитель О.Комаров

Редактор С.Патрушева Техред M.Дидык Корректор Л.Бескид, Заказ 3615

Тираж 42О

Подписное

ВНКИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Самоходный источник сейсмических колебаний Самоходный источник сейсмических колебаний Самоходный источник сейсмических колебаний Самоходный источник сейсмических колебаний Самоходный источник сейсмических колебаний Самоходный источник сейсмических колебаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сейсморазведке и предназначено для возбуждения сейсмических колебаний в жидкости

Изобретение относится к наземным источникам сейсмических сигналов для поиска нефтяных, газовых и рудных месторождений

Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний, использующих массу транспортного средства в качестве реактивной

Изобретение относится к сейсмической технике, а именно к сейсмоисточникам, смонтированным на транспортных средствах и работающим в условиях сложнопересеченной местности

Изобретение относится к устройствам для возбзгждения сейсмических

Изобретение относится к невзрывным устройствам возбуждения упругих волн и может быть использовано как в скважинной, так и в наземной сейсморазведке

Изобретение относится к устройствам для возбуждения упругих колебаний и может быть использовано в разведочной геофизике

Изобретение относится к сейсмической разведке

Изобретение относится к сейсмоакустике и может быть использовано для акустического воздействия на нефтяные пласты, проведения вертикального сейсмического профилирования и межскважинного просвечивания

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, методам разведочной геофизики

Изобретение относится к области геофизических исследований и может быть использовано для получения акустических сигналов, например, в водной сейсморазведке, в медицине, например, при дроблении камней в почках, в рыболовстве, например, для предотвращения выхода рыб из зоны облова, а также для отпугивания их от гидротехнических сооружений и др

Изобретение относится к области геофизических исследований и может быть использовано при морской сейсмической разведке

Изобретение относится к области сейсмических исследований и может быть использовано для возбуждения сейсмических сигналов при калибровке сейсмоприемников

Изобретение относится к устройствам для генерирования сейсмической энергии и может быть использовано для вертикального сейсмического профилирования и межскважинного просвечивания

Изобретение относится к области получения световых и ударно-акустических волн в проводящей жидкости (электролите) и может быть использовано для обеззараживания промышленных и бытовых стоков, а также для стерилизации медицинского инструмента

Изобретение относится к технике получения световых и акустических импульсов в проводящей жидкости и может быть использовано для очистки жидкости, а также в сейсморазведке

Изобретение относится к сейсморазведке, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических колебаний, устанавливаемым на самоходных транспортных средствах и использующим их массу в качестве реактивной
Наверх