Вертолет

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям вертолетов и их моделей. Цель изобретения повышение эффективности путевого управления вертолетом. Вертолет имеет фюзеляж 1, хвостовое оперение с рулями, канал 4 для подачи воздуха с вентилятором 5. Пустотелая хвостовая балка отделена от центральной части фюзеляжа 1 герметичной перегородкой. Между нижним и верхним козырьками 7 установлены вертикальные управляемые створки 8 изменяемой кривизны без нарушения сплошности их поверхности с образованием управляемого сопла. В нижней части пустотелой хвостовой балки выполнена по крайней мере одна продольная профилированная щель. Вертолет снабжен несущим винтом. Вал 11 привода редуктора вентилятора 5 расположен внутри пустотелой хвостовой балки фюзеляжа 1. В канале за вентилятором 5 расположена стенка 12, образующая вместе с рассекателем 13 воздушного потока и каналом 4 полость. В пустотелой хвостовой балке установлены створки 14, перекрывающие доступ воздуха в полость хвостовой балки. Полость за вентилятором 5 соединена с каналом 15 переменного сечения. В режиме создания пропульсивной силы створки 8 занимают положение, симметричное относительно продольной оси балки. В режиме авторотации створки 8 принимают положение, противоположное моторному полету. 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям вертолетов и их моделей. Цель изобретения повышение эффективности путевого управления вертолетом. На фиг. 1 изображена конструктивная схема вертолета; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1 (при работе сопла в режиме парирования реактивного момента); на фиг. 3 то же, при работе сопла в режиме создания пропульсивной силы; на фиг. 4 то же, при работе сопла на режиме авторотации; на фиг. 5 сечение Б-Б на фиг. 1. Вертолет имеет фюзеляж 1, хвостовое оперение 2 с рулями 3, канал 4 для подачи воздуха с вентилятором 5. Пустотелая хвостовая балка отделена от центральной части фюзеляжа 1 герметичной перегородкой 6. Между нижним и верхним козырьками 7 установлены вертикальные управляемые створки 8 изменяемой кривизны без нарушения сплошности их поверхности с образованием управляемого сопла. В нижней части пустотелой хвостовой балки выполнена по крайней мере одна продольная профилированная щель 9. Вертолет снабжен несущим винтом 10. Вал 11 привода редуктора вентилятора 5 размещен внутри пустотелой хвостовой балки фюзеляжа 1. За вентилятором 5 расположена стенка 12, образующая вместе с рассекателем 13 воздушного потока и каналом 4 полость. В пустотелой хвостовой балке установлены створки 14, перекрывающие доступ воздуха в полость хвостовой балки. Полость за вентилятором 5 соединена с каналом 15 переменного сечения, образованным створками 8 управляемого сопла и козырьками 7. Вертолет работает следующим образом. Вращающийся несущий винт 10 создает тягу, уравновешивающую вес вертолета, и передает на фюзеляж 1 реактивный момент. Часть потока воздуха, создаваемого вентилятором 5, стекает по каналу 15 между створок 8 управляемого сопла и создает часть момента, парирующего реактивный момент несущего винта 10. Другая часть потока воздуха от вентилятора 5 попадает в полость пустотелой хвостовой балки, из которой через щель 9 воздух истекает по касательной к хвостовой балке. На хвостовой балке фюзеляжа 1 возникают боковые силы, дающие на плече до оси вращения несущего винта 10 момент, компенсирующий реактивный момент. Управление разворотом вертолета относительно вертикальной оси производится изменением расхода воздуха через вентилятор 5, управляемое сопло и щель 9 посредством створок 14. В режиме создания пропульсивной силы створки 8 занимают положение I. В режиме парирования момента трения при авторотации створки 8 принимают положение II.

Формула изобретения

ВЕРТОЛЕТ, содержащий фюзеляж с пустотелой хвостовой балкой для подачи воздуха, по меньшей мере с одной продольной профилированной щелью и управляемым соплом, образованным верхним и нижним козырьками и вертикальными управляемыми створками, установленными между козырьками, несущий винт, вентилятор в канале, силовую установку, трансмиссию, систему управления и шасси, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путевого управления вертолетом, вентилятор установлен в концевой части хвостовой балки перпендикулярно ее продольной оси, а в канале за вентилятором расположена стенка, образующая с каналом полость, сообщенную с пустотелой хвостовой балкой и управляемым соплом, при этом вертикальные управляемые створки имеют изменяемую кривизну без нарушения сплошности их поверхности, а хвостовая балка и фюзеляж разделены герметичной перегородкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Вертолет // 1605476
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к вертолетам и их моделям

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании систем управления одновинтовых вертолетов

Изобретение относится к вертолетостроению и касается разработки способа и устройства управления вертолетом путем парирования крутящего момента несущего винта вертолета при осуществлении путевого управления

Изобретение относится к авиации, в частности к вертолетам, а именно к средствам управления вертолетом

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах

Вертолет // 2246426
Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах

Изобретение относится к области авиации, а именно к устройствам компенсации реактивного момента несущего винта вертолета

Изобретение относится к авиации, в частности, к вертолетам, и может быть использовано для создания систем путевого управления вертолетов
Наверх