Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

 

Изобретение относится к автомобильному и строительно-дорожному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, снабженных двигателем внутреннего сгорания и оборудованных гидромеханическими передачами. Цель изобретения - повышение надежности работы системы управления. Система содержит электроклапаны 10 - 14 управления распределителями питания муфт включения передач и диапазонов шарикового типа с игольчатыми толкателями, клапаны автоматического управления с вспомогательными плунжерами и установленной между плунжером и золотником пружиной. Полости плунжеров соединены с нагнетательной магистралью через золотники клапанов. Полости плунжеров соединены последовательно через золотники с магистралью выхода из гидротрансформатора 1. Противопружинные полости золотников этих клапанов соединены через предыдущие со сливом и могут подсоединяться к магистрали входа в гидротрансформатор через распределитель 7 питания муфты II - Y-й передач, полости игольчатых толкателей электроклапанов соединены с противопружинными полостями соответствующих распределителей питания муфт передач и диапазонов, пружинные полости шариковых клапанов соединены с нагнетательной магистралью, имеются соответствующие связи полостей вторых шариковых клапанов с золотниками клапанов автоматического управления. Противопружинная полость клапана 23 разблокировки гидротрансформатора соединена через сдвоенный шариковый клапан 31 с магистралями питания муфт включения передач прямого хода. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1609715 (51)5 В 60 К 41 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4385?70/25-11 (22) 29.02.88 (46) 30.11.90. Бюл. № 44 (71) Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова (72) A. А. Вина рски и (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1070036, кл. В 60 К 41/06, 1982. (54) ГИД РОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автомобильному и строительно-дорожному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, снабженных двигателем внутреннего сгорания и оборудованных гидромеханическими передачами. Цель изобретения — повышение надежности работы системы управления. Система содержит электроклапаны 10 — 14 управления распределителями питания муфт включения передач и диапазонОв шарикового типа с игольчатыми толкателями, клапаны автоматического управления с вспомогательными плунжерами

Изобретение относится к автомобильному и строительно-дорожному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, снабженных двигателем внутреннего сгорания и оборудованных гид- ромеханическими передачами.

Цель изобретения — повышение надежности работы системы управления.

На фиг. показана гидравлическая принципиальная схема гидромеханической трансмиссии транспортного средства; на фиг. 2— гидравлическая схема системы управления передачами (для справок).

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит гидротрансфор2 и установленной между плунжером и золотником пружиной. Полости плунжеров соединены с нагнетательной магистралью через золотники клапанов. Полости плунжеров соединены последовательно через золотники с магистралью выхода из гидротрансформа- тора 1. Противопружинные полости золотников этих клапанов соединены через пре дыдущие со сливом и могут подсоединяться к магистрали входа в гидротрансформатор через распределитель 7 питания муфты fl-V-й передач, полости игольчатых толкателей электроклапанов соединены с противопружинными полостями соответствующих распределителей питания муфт передач и диапазонов, пружинные полости шариковых клапанов соединены с нагнетательной магистралью, имеются соответствующие связи полостей вторых шариковых клапанов с золотниками клапанов автоматического управления. Противопружинная полость клапана

23 разблокировки гидротрансформатора соединена через сдвоенный шариковый клапан

3! с магистралями питания муфт включения передач прямого хода. 2 ил. матор с муфтой 2 блокировки, ступенчатую коробку 3 передач с фрикционными муфтами включения передач. и диапазонов, систему управления с распределителями 4—

8 питания фрикционных муфт, клапан 9 задержки, электроклапаны 10 — 14 управления распределителями 4 — 8, вспомогательные шариковые клапаны 15 и 16, клапаны 17—

20 автоматического включения передач, клапан 21 блокировки гидротрансформатора, реле 22 времени повторного включения блокировки, клапан 23 разблокировки гидротрансформатора, регулятор 24 давления, предохранительные клапаны 25 и 26, фильтр

27, источник давления 28, маслоохладитель

1609715

29, подпорный клапан 30, сдвоенный шариковый клапан 31.

Нагнетательная магистраль 32 соединена

:.. первой линией распределителя 4 питания муфт диапазонов (Фр5, Фр6) с противопружинной полостью клапана 9 задержки, с пружинными полостями первых шариковых клапанов электроклапанов 10 — !4, с седьмой линией клапана 17 автоматического вклю чения Vl передачи, с полостью плунжера, регулятора давления и с четвертой линией

:клапана 2! блокировки гидротрансформа;- тора.

Магистраль ЗЗ входа в гидротрансформа тор соединена с линией выхода из регулятора 24 давления и с четвертой линией распределителя 7 питания муфты 11 †передач (Фр4).

Магистраль 34 выхода из гидротрансфорMQTopB соединена через маслоохладитель 29 и подпорный клапан 30 с входом в гидронасос 28, с полостью пружины клапана 21 блокировки гидротрансформатора и с полостью пружины клапана 17 автоматического включения И передачи и через него последовательно с полостями пружин остальных клапанов !8 — 20. Противопружинные полости распределителей 4 — 8 соединены с полостями игольчатых тол кателей электроклапанов 10 — 14 соответственно.

Полость второго шарикового клапана электроклапана 10 соединена с полостью вспомогательного шарикового клапана !6.

Полость второго шарикового клапана электроклапана 1 соединена с полостью, вспомогательного шарикового клапана 15.

Полость второго шарикового клапана электроклапана 12 соединена с первой линией вспомогательного шарикового клапана

16 и с третьей линией клапана 19 автоматического включения IV передачи.

Противопружинные полости последующих клапанов автоматического управления передачами соединены с восьмыми линиями п р еды ду щи х.

Первая линия вспомогательного шарикового клапана 15 соединена с третьей ли нией клапана 20 автоматического включения

lll передачи, а вторая линия этого клапана соединена с пятой линией клапана 17 автоматического включения И передачи. Вторая линия вспомогательного шарикового клапана 16 соединена с третьей линией клапана 8 автоматического включения

V передачи.

Противопружинная полость клапана 23 разблокировки соединена с полостью второго шарикового сдвоенного клапана 31.

Первая линия второго шарикового сдвоенного клапана 31 соединена с магистралью питания фрикционной муфты III † передачи (ФрЗ), а вторая линия этого клапана — с полостью первого шарикового сдвоенного клапана.

Первая и вторая линии первого шарикового сдвоенного клапана соединены с ма4 гистралями питания фрикцион Iblx муфт

11 — Ч (Фр4) и 1---111 (ФрЗ) передач соответственно.

Полости плунжеров,.клапанов автоматического включения передач соединены с четвертыми линиями золотников этих клапанов и через эти золотники — с нагнетательной магистралью последовательно.

Предлагаемая гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.

1р Включение обратного хода, 1 и 11 передач прямого хода осуществляется только электропилотными шариковыми клапанами

14, 12 и 13 соответственно. При этом электромагниты, прижимая толкателем второй шариковый клапан к седлу и через игольчатый толкатель отодвигая первый шариковый клапан, запирают слив из полости игольчатого толкателя и соединяют ее с пружинной полостью первого шарикового клапана, соединенной с нагнетательной магистралью,.

2р и этим соединяют нагнетательную магистраль с противопружинной полостью соответствующего распределителя питания муфты включаемой передачи, Распределитель, перемешаясь во вторую позицию, соединяет нагнетательную магистраль с магистралью

25 питания включаемой муфты — муфта включается.

Третья, четвертая, пятая и шестая передачи включаются при включении электропилотных шариковых клапанов 11, 12 — !О, 13—

ЗР

10 и 11 — 10 соответственно, подобно включению первой, второй передач и обратного хода.

Эти же передачи (111, IV, V и Ul) могут включаться и выключаться автоматически в зависимости от нагрузочных и скоростных характеристик на колесах гидротрансфор35 матора, но только при включеннои электропилотным клапаном 13 11 передаче.

При этом происходит следующее.

Распределитель 7, находясь во второй позиции, соединяет магистраль 33 входа в

4Р гидротрансформатор с противопружинной

noJIocTblo клапана 20 автоматического включения 111 передачи. При движении на второй передаче в режиме разгона нагрузка на турбинном колесе гидротрансформатора сни45 жается, а частота его вращения увеличивается — давление входа в гидротрансформатор возрастает, а подведенное последовательно в полость пружины давление выхода из гидротрансформатора остается неиз- менным, при достижении их разности величи5рны, создающей усилие больше усилия пружины, золотник клапана 20 перемещается во вторую позицию и соединяет нагнетательную магистраль через вспомогательный шариковый клапан 15 с полостью второго шарикового клапана электроклапана 11, 55-который, прижимаясь к седлу, запирает слив из полости распределителя 5 питания муфты

111 † передач,,и рабочая жидкость по. дается под давлением в эту полость, что заставляет переместиться распределить 5 во

1609715

Муфта 2 блокировки гидротрансформа55тора может включаться только при включенной передаче прямого хода, так как противопружинная полость клапана 23 разблокировки гидротрансформатора соединена с вторую позицию и соединить магистраль питания муфты I I I — VI передач с нагнетательной магистралью и магистраль питания муфты 11 — V передач со сливом. Кроме того, золотник клапана 20 во второй позиции соединяет магистраль входа в гидротрансформатор с противопружинной полостью клапана 19, а полость своего плунжера со сливом.

Плунжер клапана 20 под действием усилия пружины перемещается, уменьшая при этом ее усилие, а следовательно, обеспечивает надежность нахождения золотника клапана во второй позиции, что гарантирует надежкость включения 111 передачи, Перемещение золотника клапана 20 в первую позицию может произойти только при снижении разности давления входа и выхода из гидротрансформатора ка величину меньше усилия ослабленной пружины, т. е. при нагрузке на турбинном колесе гидротрансформатора большей, чем на момент включения, осуществляется перекрытие включения и выключекия, т. е. исключается цикличность.

Включение IV передачи происходит при перемещении золотника клапана 19 во вторую позицию от действия усилия разности давлений входа и выхода гидротрансформатора. При этом полость плунжера клапана 19 и седьмая линия золотника клапана 20 соединяется через золотник клапана 19 со сливом и, следовательно, противопружинной полостью распределителя 5. Распределитель

5 возвращается в первую позицию. Противопружинная полость распределителя 6 через полость игольчатого толкателя, полость второго шарикового клапана электроклапана 12 и через золотник клапана 19, находящийся во второй позиции, соединяется с нагнетательной магистралью. В это же время противопружинная полость распределителя 4 через полость игольчатого толкателя, полость второго шарикового клапана электроклапана 10, полость вспомогательного шарикового клапана 16 и находящийся во второй позиции золотник клапана 19 так же соединяется с нагнетателькой магистралью. Распределители 4 и 6 перемещаются во вторую позицию и соединяют магистраль питания фрикционной муфты высокого диапазона с нагнетательной магистралью, а низкого — со сливом и магистраль питания фрикционной муфты 1 — IV передач через распределитель 5 — со второй линией клапана задержки, находящегося в первой позиции до тех пор, пока не включится высокий диапазон. После включения высокого диапазона клапан задер>кки перемещается во вторую позицию и соединяет свою вторую линию с нагнетательной магистралью— происходит переключение диапазонов с низкого на высокий и включение муфты 1 — IV передач, т.е. включается IV передача.

Противопружинная полость клапана 18 соединена с магистралью входа в гидротранс6 форматор через находящийся во второй позиции золотник клапана 19.

При перемещении от воздействия усилия от разности давлений входа и выхода гидротрансформатора золотника клапана 18 во

5 вторую позицию полость его плунжера и седьмая линия золотника клапана 19 соединяются со сливом„а противопружинная полость распределителя 4 через полость игольчатого толкателя, «второго> шарикового клаr0 пана электроклапана 10 и полость вспомогательного шарикового клапана 16 снова с нагнетательной магистралью, т. е. распределитель 4 остается во второй позиции включен высший диапазон, а так как противопружи н на я полость распределителя 6 соединилась через электропилотный клапан 12, клапан !9 и клапан 18 со сливом, распределитель 6 возвращается в исходную— первую позицию, рабочая жидкость через находящийся во второй позиции распреде20 литель 7 подается в магистраль питания фрикционной муфты II — Ч передач. Происходит включение II передачи.

Через включенный клапан 18 давление входа в гидротрансформатор подается в противопружинную полость клапана 17.

Золотник клапана 17 под действием на него разности. давлекий входа и выхода в гидротрансформатор, достигшей заданного значения, перемещается во вторую позицию и соединяет полость своего плунжера и пруЗ0 жинную полость клапана 18 со сливом, а противопружинную полость распределителя

5 через электроклапан ll и вспомогательный шариковый клапан 15 — с нагнетательной магистралью, оставляя при этом под воздействием давления рабочей жидкости противопружинную полость распределителя

4. Распределитель 5 перемещается во вторую позицию и соединяет магистраль питания муфты III — VI передач с нагнетательной магистралью — включается 111 передача.

Надежность включения передач с исклю40 чекием цикличности обеспечивается плунжерами клапанов автоматического переключения, работающих в авторежиме управления золотниками этих клапанов, обеспечивающими также блокировку подвода дав45 ления выхода из гидротрансформатора в полости пружин предыдущих клапанов, что гарантирует перекрытие моментов включения передачи и ее выключения.

Переключение с высших передач на низшие происходит в обратном порядке при уменьшении разности давления входа и выхода из гидротрансформатора, т. е. при увели. чении нагрузки на турбинном колесе и снижении скорости ее вращения.!

609715

7 магистралями питания муфт передач прямого хода через сдвоенный шариковый клапан 31.

Кл а па н. 23 перемещается во вторую позицию при включении какой-либо из передач прямого хода и соединяет через себя противопружинную полость реле 22 и затем противопружинную полость клапана 21 блокировки с магистралью входа в гидротрансформатор. Под действием разности усилия от давлений входа и выхода из гидротрансформатора, возрастающей по мере снижения нагрузки на турбинноМ колесе, клапан 21 перемещается во вторую позицию и соединяет магистраль питания муфты 2 блокировки с нагнетательной магистралью, а полость плунжера клапана 2 со сливом.

Муфта блокировки надежно включается и сможет отключиться только при значительном возрастании нагрузки на турбинном колесе в авторежиме или при переключении передач, когда снимается давление с магистрали питания той или иной муфты включения передач прямого хода.

При этом снимается давление из противопружинной полости клапана 23 разблокировки и он, возвращаясь в первую позицию, снимает давление с противопружинной полости реле 22, а оно в свою очередь, возвратясь в первую позицию, снимает давление с противопружинной полости клапа»а 21, который, возвратясь в первую позицию, соединяет магистраль питания муфты 2 блокировки гидротрансформатора со сливом, и муфта выключается.

Формула изобретения

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую в себя источник давления рабочей жидкости, связанный через регулятор давления с входом гидротрансформатора, клапаны автоматического переключения передач, распределители питания муфт, клапаны распределителя диапазонов и электроклапаны управления распределителями, при этом выход гидротрансформатора последовательно соединен с пружинными полостями клапанов автоматического переключения передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы системы управления, она снабжена клапаном задержки, клапаном блокировки гидротрансформатора, реле времени повторного включения блокировки, клапаном разблокировки гидротрансформатора выполненными соответственно в виде подпружиненного трехлинейного двухпозиционного распределителя, четырехлинейного двухпозиционного подпружиненного распределителя со вспомогательным плунжером и двух трехли нейных двухпозиционных подпружиненных

5 !

8 распределителей, я четырьмя клапанами

ИЛИ, при этом клапаны автоматического переключения передач выполнены восьмилинейными и двухпозиционными со вспомогательными плунжерами и пружинами между золотником клапана и вспомогательным плунжером, электроклапаны управления распределителями — в виде двух шариковых клапанов, один из которых подпружинен, при этом шарики клапанов кинематически связаны между собой при помощи игольчатого толкателя, а распределители питания муфты lll — VI передач и 1 — IЧ передач выполнены подпружиненными пятилинейными и двухпозиционными; распределитель питания муфт 11 — Ч передач выполнен шестилинейным двухпозиционным, а распределитель обратного хода — трехлинейным двухпозиционным, при этом управляющие полости распределителей питания муфт соединены с выходами электроклапанов управления рас20 пределителями, при этом первая линия распределителя! II — Ч! передач соединена с одним из выходов клапана задержки, другой выход которого соединен с гидробаком, а вторая и пятая линии данного распределителя соединены с гидробаком, третья линия соединена с фрикционной муфтой и с одним из входов первого клапана ИЛИ, выход которого соединен с управляющей полостью клапана разблокировки, а другой вход— с выходом второго клапана ИЛИ, входы

ЗО которого соединены соответственно с фрикционными муфтами, третьей линией распределителя !†IV передач и шестой линией распределителя 11 — V передач, четвертая линия распределителя 111 † передач соединена с первой линией распределителя

З5 1 † передач, вторая и пятая линии которого соединены со сливом, а четвертая — с второй линией распределителя 1! — Ч передач, первая линия которого соединена с управляющей полостью клапана автоматического переключения 111 передачи, третья ли40 ния соединена со сливом, четвертая — с входом гидротрансформатора, а пятая линия— с первой линией распределителя питания муфты обратного хода, вторая линия распределителя 1 — V передач соединена со сливом, а третья — с фрикционной муфтой, при этом первая линия и управляющая полость клапана задержки соединены с входом распределителя диапазонов с подпружиненными полостями электроклапанов управления распределителями и источником

О рабочего давления, причем первая линия кла. иана блокировки соединена с фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора, вторая линия — с управляющей полостью вспомогательного плунжера, третья линия— с гидробаком, а четвертая — с источни55 ком давления рабочей жидкости, а управляющая полость, противоположная полости вспомогательного плунжера — с второй линией реле времени, третья линия которого

1609715

9 соединена с гидробаком, а первая линия — с его управляющей полостью и первой линией клапана разблокировки, вторая линия которого соединена с входом гидротрансформатора, а третья линия — с гидробаком, при этом выход третьего клапана ИЛИ соединен с электроклапаном управления распределителя диапазонов, входы которого соединены с выходами клапанов автоматического управления IV u V передач и электроклапаном управления распределителя 1 — IЧ передач, а выход четвертого клапана ИЛИ— с электроклапаном управления распределителя 111 † передач, а входы — с выходами клапанов автоматического управления

111 — VI передач, в которых управляющие полости вспомогательных плунжеров соединены с источником рабочей жидкости соответственно каждая через эти же золотники, а подпружиненные их полости также через свои золотники — с магистралью выхода из гидротрансформатора, причем в первой позиции клапана задержки вторая линия соединена с третьей, а во второй позиции первая линия — с третьей, а в первой пози10 ции клапанов распределителей Ill — Ч! передач и l — -IV передач первые линии соединены с четвертыми линиями, а вторые — с третьими, во второй позиции первые линии соединены с третьими и четвертые — с пятыми, в первой позиции клапана расчредепителя 11—

--Ч передач первая линия соединена с третьей и шестой, вторая — с пятой, во второй пози-, ции первая линия соединена с четвертой;. а вторая — с пятой и шестой линиями, в

10. первой позиции распределителя обратного хода вторая линия соединена с третьей, а во второй позиции первая линия соединена с третьей, при этом в первой позиции клапа- на блокировки первая линия соединена с третьей, а вторая — с четвертой, во второй

15 позиции первая линия — с четвертои, а вторая — с третьей, в первой позиции реле времени вторая линия соединена с третьей, а во второй позиции первая линия соединена с второй, в первой позиции клапана.

20 разблокировки первая линия соединена с третьей, а во второй позиции клапана первая линия соединена с второй.!

60!!7!5

Составитель A. Барыков

Редактор Н. Горвит Тсхред А. Кравчук Корректор Т. Малец

Заказ 3701 Тираж 417 Подписное

RHHHHH Госудапственного комитета tlo изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к шаговым гидрораспределителям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в гидромеханических передачах с гидравлическими фрикционными муфтами мобильной техники

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на тракторах и других самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх