Тепловой двигатель

 

Изобретение позволяет повысить надежность устройств для преобразования тепловой энергии в механическую энергию вращения ротора при деформациях твердых дугообразных рабочих элементов /РЭ/ 6 - 8, проявляющих термомеханическую память, путем устранения трения скольжения изгибаемых в тангенциальном направлении толкателей РЭ по радиальным направляющим ротора и может быть использовано для освоения тепловой энергии естественных низкотемпературных источников и тепловых отходов. РЭ 6 - 8 шарнирно соединены концами с головками спиц 13 ротора, равно расположенных по окружности. Посередине РЭ 6 - 8 установлены ролики 9, взаимодействующие с эксцентричными кулачками 10 корпуса. При нагреве в зоне лучами 26 РЭ 6 стремится изогнуться в сторону кулачка 10, проявляя память. В результате образуется сила Т<SB POS="POST">1</SB>, приводящая ротор во вращение. Сила Т<SB POS="POST">2</SB>, создаваемая РЭ 7, меньше силы Т<SB POS="POST">1</SB>, так как РЭ 7 охлажден в зоне 3 и имеет меньший модуль упругости, чем горячий РЭ 6. При вращении РЭ 6 - 8 меняются местами, и описанный процесс непрерывно повторяется. Шарнирное сопряжение узлов ротора способствует уменьшению трения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

союз созетсних социАлистичесних

РЕСПУБЛИН (I9) - 11 и .: (g1)g F 03 С 7/06

Ь5

ГОСУДАРСТНЕННЫЙ НОМИТЕТ по и3оьРетениям и отнРытилм

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4464553/25-06 (22) 22.07.88 (46) 30.11.90. Бюл. Р 44 (75) И.И.Енов и Н.Т.Белай (53) 621.486(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11116644446622,, к л . . F F 003 3 G G 77//0066,, 11998844.

Заявка ФРГ Р 2723332, кл. Р 03 G 7/06, опублик, 1978.

2 (54) ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕ3 . (57) Изобретение позволяет повысить надежность устройств для преобразования тепловой энергии в механическую энергию вращения ротора при деформациях твердых дугообразных рабочих элементов (P3) 6-8, проявляющих термомеханическую память, путем устранения трения скольжения изги1610064

10 баемых в тангенцнальном направлении толкателей РЭ чо радиальным направляющим ротора и монет быть использовано для освоения тепловой энергии естественных низкотемпературных источников и тепловых отходов.

РЭ 6-8 шарнирно соединены концами с головками спиц 13 ротора, равно расположенных по окружности. Посередине РЭ 6-8 установлены ролики 9, взаимодействующие с эксцентричными кулачками 10 корпуса. При нагреве в

Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии в механическую энергию вращения ротора за счет деформаций твердых дугообразных рабочих элементов при проявлении па- 25 мяти формы их материала и может быть использовано для освоения тепловой энергии естественных низкотемпературных источников и тепловых отходов.

Пелью изобретения является повы- 30 шение надежности путем устранения трения скольжения изгибаемых в тангенциальном направлении толкателей элементов по радиальным направляющим ротора. 35

На фиг. 1 представлен предлагаемый двигатель, осевой разрез, на фиг. 2— разрез A-А на фиг.1.

Двигатель содержит корпус 1 с зонами 2 и 3 соответственно нагрева и I 40 охлаждения и установленный в нем на подшипниках 4 ротор 5. На роторее

5 с возможностью радиального перемещения размещены дугообразные рабочие элементы 6-8, обладаюцие свой- 45 . ством памяти формы. Элементы 6-8 взаимодействуют посредством роликов

9 с кулачками 10, закрепленными на корпусе 1, Элементы 6-8 шарнирно соединены обоими своми концами с рав- 50 но расположенными по окружности ротора 5 его участками, а ролики 9 установлены посередине элементов 6-8.

Ротор 5 выполнен в виде вала 11 и - закрепленной на .нем ступицы 12 с тре- мя жесткими спицами 13, имеющими на наружных концах головки 14 с отверстиям. На роторе 5 установлены три элемента 6-8, обращенные к кулачкам зоне лучами 26 РЭ 6 стремится изогнуться в сторону кулачка 10, прояв-, ляя память. В результате образуется сила Т,, приводящая ротор во вращение ° Сила Т, создаваемая РЭ 7, меньше силы Т,, так как РЭ 7 охлаж 1 ден в зоне 3 и имеет меньший модуль упругости, чем горячий РЭ 6, При вращении РЭ 6-8 меняются местами и описанный процесс непрерывно повторяется. Йарнирное сопряжение узлов ротора способствует уменьшению трения. 1 з.п.h-лы, 2 ил.

10 своими выпуклыми поверхностями.

На обоих концах каждого из элементов

6-8 выполнено по две петли 15, которыми они посредством осей 16 соедине.ны с головками 14 спиц 13 с расположением каждой головки 14 между пет-. лями 15. При этом в каждом из элементов 6-8 посередине выполнены окна 17 и утолщения 18 с отверстиями, через которые продет валик 19 с двумя шарнирно установленными на нем роликами

9, а кулачки tp выполнены в виде двух взаимодействующих соответственно с роликами 9 цилиндрических опорных колец, закрепленных на выступах 20, выполненных на внутренних боковых стенках корпуса 1 по разные стороны от ступицы 12.

К корпусу 1 с помощью резьбового соединения 21 прикреплены две пластины 22, в которых установлены подшипники 4. Вал 11 имеет на одном конце . шпонку 23 (или шлицы) для соединения с машинами-потребителями энергии. Ось

О цилиндрических кулачков 10 смещена относительно оси О вала 11 на величину Е. Точки контакта роликов 9 с кулачками 10 обозначены на фиг.1 буквами А, Б и С. Буквой Д обозначена и II мертвая точка контакта роликов 9 с кулачками 10 в плоскости осей О и

О. При этом штрих-пунктирной линией

24 обозначено положение элементов 6-8 в момент прохождения их роликом 9

"мертвой" точки Д. Оси 16 расположены на рсстоянии R от оси вала 11 вдоль окружности 25 ротора 11. Направление солнечных лучей показано стрелками 26. При увеличении длины, 1610064 ширины и толщины элементов 6-8 и мощности двигателя число петель 15 и родиков 9 может быть увеличено по сравнению с двигателем, представлен ным на фиг. 1 и 2.

Двигатель работает следующим образом.

Солнечные лучи 26 попадают на рабочие элементы 6 и 8, последние нагреваются и стремятся увеличить свою выпуклость. Вследствие этого образуются силы Р, и Р>, действующие на валики 19 роликов 9, а через последние — на опорные ролики 9. Если действие сильг P проходит через "мертэ вую" точку С, то никакой силы, перекатывающей опорный ролик 9, она не создает. Но линия действия силы Р1 рабочего элемента 6 не проходит через точку контакта А и поэтому от силы

Р.г образуется действующая на валик

19 сила Т, направленная параллельно

/ касательной в точке А, которая перекатывает ролик 9 по кулачку 10 в направлении Я, а вместе с опорным роликом 9 в этом направлении поворачивается и рабочий элемент 6, который через жесткие спицы 13 приводит во вращение вал 11 двигателя. Из фиг. 1 видно, что при прохождении по затемненной стороне в зоне 3 охлаждения рабочий элемент ? создает сиду P действующую на ось ролика

9 и прижимающую опорный ролик 9 к опорному кольцу кулачка 10, которые соприкасаются в точке Б..Так как в этом случае точка Б находится впереди линии приложения силы Р, то от действия силы Р образуется сила Т, действующая в направлении, противоположном направлению перекатывания опорного ролика 9 Ilo опорному кольцу кулачка 10, Это значит, что сила Т препятствует вращению вала 11 двигателя, но вследствие того, что освещенный и нагретый солнцем рабочий элемент 6 создает большую силу Р и большую силу Т перекатывания ролика 9, чем сила Т, образованная затемненным от солнца и охлажпенным рабочим элементом 7, вращение вала

11 поддерживается в направлении Я

А так как рабочие элементы 6, 7 и 8 поочередно проходят то зону 2 нагрева солнцем, то зону 3 охлаждения в тенй, обеспечивается непрерывное вращение вала 11 двигателя. с .б

Во впксанньгй в окружчость 25 радиусом К треугольник вп<.сывается окружность самого меньшего циамеTpa, чем в другие многоугольники. Это значит, что опорные кольца кулачков 10, помещающиеся между рабочими элементами 6, 7 и 8, имеют наггменьппгй диаметр в тепловом двигателе с тремя рабочими элементами 6, 7 и 8, замкнутыми в треугольник, которые в этом случае имеют наибольшую длину, что

Выгодно для увеличения кх IQJIpçHblõ

Деформаций при маггом изменении формы и длины рабочих элементов 6, 7 и 8 в процессе изменения их температуры.

Броме того, наличие трех рабочих г элементов 6, 7 и 8 обеспечивает наименьшее их количество, которое реализует Описанньп"; про Ipcc pB6ATbl теплового двигателя, а следовательно, в этом случае двигатель имеет меньше рабочих деталей, прост го конструкции и надежнее.

Формул а

1. Тепловой двигатель содержащий корпус с зонами нагрева и Охлаждения и установленньпг в нем на подгпипниках ротор с размещенными на нем с возможностью радиального перемещени» дугообразными рабочими элементами, обладающими свойством памяти формы, Взаимодействующими посредством роликов с эксцентричным кулачком, закрепленным на корпусе, о т л и ч а ю щ и йся тем, что, с целью повышения надежности путем устранения трения скольжения изгибеемых в тангенциальном направлении толкатечей элементов по радиальным направляющим ротора, рабочие элементы шарнирно соединены обоимн своими концами с равно расположенными по окружности ротора его участками, а ролики установлены. посередине рабочих элементов.

2. Двигатель по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что ротор выполнен в виде вала и закрепленной на нем ступицы с тремя жесткими спицами, имеющими на наружных концах головки с отверстиями, на роторе устачовлены три рабочих элемента, обращенные к кулачку своими выпуклыми поверхностями, на обоих концах каждого рабочего элемента выполнено по меньшей мере по две петли, которыми они посредством дополнительно установленных осей

1610064

Составитель Л.Тугарев

Техред Л.Олийнык

Редактор А.Лежнина

Корректор 3.Лончакова

Заказ 3718 Тираж 359 Подписное

РчИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 соединены с головками спиц с расположением каждой головки между петлями, при этом в каждом рабочем элементе посередине выполнены окна и утолщения с отверстиями, через которые продет дополнительно установленный валик по меньшей мере с двумя роликами, а кулачок выполнен в виде двух взаимодействующих соответственно с роликами цилиндрических опорных колец, закрепленных на выступах, вы5 полненных на внутренних боковых стенках корпуса по разные стороны от ступицы. !

Тепловой двигатель Тепловой двигатель Тепловой двигатель Тепловой двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к тепловым двигателям, в которых для получения механической энергии используются тепловые деформации приводного элемента, обладающего обратным эффектом термомеханической памяти формы, и может быть использовано в качестве привода машин и механизмов

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии в механическую и может быть использовано в качестве испарителя теплового двигателя при необходимости изменения давления внутри испарителя в большом диапазоне

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах автоматического управления и в устройствах низкоскоростных исполнительных органов манипуляторов

Изобретение относится к области энергомашиностроения и обеспечивает получение механической энергии вращения за счет использования разности температур и плотности морской воды на разных ее уровнях без расходования топливно-энергетических ресурсов

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для автономного непрерывного снабжения тепловой и механической энергией бытовых, промышленных и транспортных энергопотребителей, а после преобразования тепловой и механической энергии в электрическую для снабжения тех же потребителей электричеством

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, то есть в идеальном случае: изотерма-изохора-изотерма-изохора

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к способам, использующим рабочую среду в газообразной или жидкой фазах для получения механической энергии из теплоты внешнего источника, предпочтительно низкотемпературного источника

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию насосных установок, предназначенных для перекачки жидкостей, имеющих различную температуру (холодная и горячая вода)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, т

Изобретение относится к элементам управления приводных механизмов и может быть использовано в различных приводных механизмах, например в клапанах, в устройствах раздвижных дверей, люков, затворов и т.п., применяемых в различных отраслях хозяйства
Наверх