Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач. Цель изобретения - увеличение нагрузочной способности коробки - достигается за счет повышения жесткости базирования перемещаемых при переключении передач валов коробки. На ведущем валу 2 жестко закреплены зубчатые колеса 6-9. Ведомый вал 3 выполнен в виде вал-шестерни. Промежуточные валы 4,5 установлены своими концами в размещенных в корпусе 1 соосно и с возможностью поворота вокруг оси вала 3 дисках, один из которых (диск 15) может фиксироваться относительно корпуса 1 планкой 18. На валах 4,5 осеподвижно установлены постоянно зацепляющиеся с вал-шестерней зубчатые колеса 10, 11, сблокированные между собой вилкой 16. Последняя связана с рычагом 17 переключения передач. Переключение передач осуществляется перемещением вилки 16 вдоль осей валов с одновременным поворотом дисков, в которых размещены валы 4, 5. При этом колеса 10, 11 скользят по вал-шестерне и обкатывают ее. Вместе с барабанной конструкцией, образованной валами 4,5 и дисками, все это способствует более жесткому базированию колес в коробке. 2 ил.

союз советских социллистичесних и.:аъьлин (19) Ц1) 161Î141 А 1 (51)5 F 16 Н 3/36

6.>.ПЛЯНРЯ о

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) КОРОВКА ПЕРЕДАЧ

74

7Z

73

23 Р2 Я 8 7

ГофудАРстаенный номитет

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬП ИЯМ

ПРИ ГКНТ CCQ» (21) 4376816/25-28 (22) 11.02.88 (46) 30.11.90. Бюл. Р 44 (75) В.Н,Карнаухов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

51070, кл. F 16 Н 3/36, 1936. (57) Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач ° Цель изобретения — увеличение нагрузочной способности коробки — достигается за счет повышения жесткости базирования

1610141 перемещаемых при переключении передач валов коробки. На ведущем валу 2 жестко закреплены зубчатые колеса 6-9.

Ведомый вал 3 выполнен в виде валшестерни. Промежуточные валы 4, 5

5 установлены своими концами в размещенных в корпусе 1 соосно и с возможностью поворота вокруг оси вала 3 дисках, один из которых (диск 15) мо- 10 жет фиксироваться относительно .корпуса 1 планкой 18. На валах 4, 5 осеподвижно установлены постоянно зацепляющиеся с вал-шестерней зубчатые коИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач.

Цель изобретения — увеличение нагрузочной способности за счет повышения жесткости базирования перемещаемых при переключении передач валов коробки.

На фиг. 1 изображена коробка передач; на фиг ° 2 — то же, перпендикулярное осям валов сечение. 30

Коробка передач содержит корпус 1, установленные в нем параллельные ведущий и ведомый валы 2 и 3, размещенные в корпусе 1 с возможностью параллельного перемещения вокруг од- 35 ного из последних (вала 3) промежуточные валы 4 и 5 и установленные на другом валу (валу 2) жестко, а.на промежуточных валах 4 и 5 — осеподвижно зубчатые колеса 6-9, 10 и 11 40 соответственно для кинематического соединения валов 2-4 или 2, 3, 5 ежду собой с различными передаточными отношениями.

В корпусе 1 соосно и с возможностью поворота вокруг оси валй 3 на подшипниках 12 и 13 установлены два диска

14 и 15 ° Для фиксирования .поворота дисков 14 и 15 относительно корпуса

1 коробка снабжена фиксатором. Про-. тивоположные концы промежуточных валов 4 и 5 установлены в соответст- ° вующих дисках 14 и 15 на подшипниках.

Вал 3 выполнен в виде постоянно зацепляющейся с колесами 10 и 11 промежуточных валов 4 и 5 вал-шестерни.

Дпя осевого перемещения колес 10 и

11 последние соединены со своими валеса 10, 11, сблокированные между собой вилкой 16. Последняя связана с рычагом 17 переключения передач.

Переключение передач осуществляется перемещением вилки 16 вдоль осей валов с одновременным поворотом писков

3 в которых размещены валы 4, 5. При этом колеса 10, 11 скользят по валшестерне и обкатывают ее. Вместе с барабанной конструкцией, образованной валами 4, 5 и дисками, все это способствует более .жесткому.базированию колес в коробке. 2 ил.

1 лами 4 и 5 шлицевым соединением и сблокированы между собой вилкой 16.

Последняя шарнирно соединена с рычагом 17 переключения передач. фиксатор для фиксирования поворота дисков

14 и 15 относительно корпуса 1 выполнен в виде установленной в корпусе 1 в осевой плоскости диска 15 и подпружиненной к нему планки 18, входящей в один из выполненных для этого на диске 15 радиальных пазов. Вывод планки 18 из паза диска 15 осуществляется тягой 19, установленной на рычаге 17.

Длл синхронизирования вращения вводимых в зацепление колес 6-9 и колес 10 или 11 на валах 4 и 5 установлены соосно с колесами 10 и 11 и упруги соединены с ними фрикционные конические диски 20 и 21. Для взаимодействия с дисками 20 и 21 на колесах 7-9 имеются соответствующие ко- нические фаски со стороны их торцов, а соосно колесам 6-9 на валу 2 закреплен дополнительный фрикционный диск 22. В коробке предусмотрена возможность реверсирования вращения ведомого вала 3, Для этого на валу

2 осеподвижно установлена шестерня

23, вводимая в зацепление с вал-шестерней и перемещаемая вилкой 24. Передвижение вилки 24 осуществляется после подсоединения ее к рычагу 17, для чего на последнем имеется захват 25.

Коробка передач работает следующим образом.

В положении, изображенном на фиг. 1 и 2, вращение от ведущего вала 2 через пару зацепляющихся колес

16101

6 и 11 передается промежуточному валу 5 и далее от колеса 11 — вал-шес терне (валу 3), Ввод в зацепление одного из колес 10 или 11 с колесами

6-9„ образующими ступени передач, 5 осуществляется одновременным перемещением колес 10 и 11 вдоль осей валов 4 и 5 и поворотом барабана, образованного дисками 14 и 15 с валами 4 и 5, вокруг оси вала 3. Перемещение и поворот осуществляются-ры,чагом 17 через вилку 16. Перед пово ротом при помощи тяги 19 планку 18 выводят из лаза диска 15, а после поворота (введения колес в зацепление) планку 18 вводят обратно в соответствующий паз.

При перемещении колес 10 и 11 вдоль . валов 4 и 5 и повороте последних вокруг оси вала 3 колеса 10 и 11 постоянно зацеплены с вал-шестерней, скользя по ней и обкатывая ее при повороте валов 4 и 5. Вместе с барабанной конструкцией, образованной валами 4 и 5 и дисками 14 и 15, все это способствует более жесткому базированию колес . в коробке, увеличивает ее нагрузочную способность.

41

1ормулаизобретения

Коробка передач, содержащая корпус, установленные в нем параллельяые ведущий и ведомый валы, размещенные в корпусе с возможностью параллельного перемещения вокруг .одного из последних промежуточные валы и установленные на другом валу жестко, а на промежуточных — осеподвижно зубчатые колеса для кинематического соединения валов между собой, о т л и ч а ю щ а я — . с я тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности за счет повышения жесткости базирования перемещаемых валов, коробка снабжена двумя установленными в корпусе соосно и с возможностью поворота вокруг оси упомянутого одного из валов дисками и фиксатором для фиксирования поворота дисков относительно корпуса, противоположные концы промежуточных валов установлены в соответствующих дисках, а упомянутый один из валов выполнен в виде постоянно зацепляющейся с колесами промежуточных валов вала-шестерни.

1610141

11

zz

Составитель В.Сергеев

Техред П.Сердюкова Корректор С.Черни

Редактор И.Касарда

Заказ 3722 Тираж 487 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ступенчатым трансмиссиям, и может быть использовано в конструкциях транспортных средств
Станочная гитара содержит основной комплект из двадцати одного колеса с числами зубьев, образующими ряд чисел с заданным шагом, и дополнительный комплект из пяти колес, в том числе колеса с числами зубьев 47, 63, 97 и 127. Для увеличения реализуемых передаточных отношений наименьшее из колес основного комплекта выполнено с числом зубьев 21, последующие двадцать колес основного комплекта выполнены с увеличивающимися числами зубьев с шагом 4 и 6 зубьев поочередно вплоть до колеса с числом зубьев 121, а пятое колесо дополнительного комплекта выполнено с числом зубьев 151.

Изобретение относится к трансмиссиям, позволяющим непрерывно и неразрывно преобразовать скорость вращения с соответствующим ей крутящим моментом. Первый вал трансмиссии представляет собой конус с шестернями и встречно-навитыми спиральными зубчатыми переходами между ними. Второй вал параллелен наружной поверхности конуса, содержит шестерню, которая может свободно перемещаться вдоль него, но находясь с ним в зацеплении, например, при помощи протяженных шпонок или шлицов по длине вала. В начале и конце конуса расположены шестерни, диаметр которых равен диаметру конуса в месте расположения, а числа их зубьев пропорциональны первому и последнему коэффициенту передачи трансмиссии. Шаг зубьев всех шестерен и спиральных зубчатых переходов одинаков. Шестерни конуса соединены между собой двумя встречно навитыми спиральными зубчатыми дорожками, позволяющими как увеличивать, так и уменьшать передаточное число без смены направления вращения первого вала путем перекатывания по ним шестерни второго вала. В местах пересечения зубчатых дорожек на конусном валу могут быть расположены дополнительные шестерни, число зубьев которых пропорционально диаметру конуса в месте пересечения. Причем достаточное число промежуточных шестерен на первом валу при необходимости обеспечивает изменение коэффициента передачи трансмиссии с малым шагом. Для синхронизации положения зубьев шестерни второго вала и положения зубьев на спиральных зубчатых переходах и шестернях первого вала должна использоваться электронная или механическая система автоматического управления, перемещающая шестерню второго вала вдоль поверхности конусного вала так, чтобы зубья постоянно находились в зацеплении. Достигается повышение надежности устройства. 11 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх