Электропривод постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с пускателями постоянного тока. Целью изобретения является повышение надежности. В цепи якоря 1 электродвигателя имеется пусковой резистор 4, шунтированный тиристором 5, а в цепи обмотки возбуждения 2 - нелинейное сопротивление 8. В диагоналях образованной мостовой схемы включены соответственно источник питания 3 и блок управления 6 тиристором 5. Блок управления 6 выполнен в виде автоколебательного блокинг-генератора на транзисторе и импульсном насыщающемся транформаторе. Благодаря непрерывному функционированию блока управления 6 и указанному его подключению повышается надежность электропривода. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) 6 А1 (SS)S Н 02 Р 1/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Риг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4456161/24-07 (22) 06.07.88 . (46) 30.11.90. Бюл. Р 44 (71) Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологичес-, кий институт электрических машин постоянного тока Прокопьевского завода

"Электромашина" (72) Я.И. Волкомирский, В.А. Гордовой, А.П. Инешин и В.А, Купер (53) 621.316. 718. 5 (088.8) (56) Справочник по проектированию электропривода, силовых и осветитель,: ных установок. Под ред. Большама Я.M. и др. M.: Энергия, 1974, с. 90-91.

Авторское .свидетельство СССР (Ф 349070, кл. Н 02 P 1/18, 1972. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электро2 технике и может быть использовано в электроприводах с пускателями постоянного тока. Целью изобретения является повышение надежности. В цепи якоря 1 электродвигателя имеется пусковой резистор 4, шунтированный тиристором 5, а в цепи обмотки

2 возбуждения — нелинейное сопротивление 8. В диагоналях образованной мостовой схемы включены соответственно источник 3 питания и блок 6 управления тиристором 5. Блок 6 управления выполнен в виде автоколебательного блокинг-генератора на транзисторе 10 и импульсном насьппающемся трансформаторе 11. Благодаря непрерывному функционированию блока 6 уп- Ж равления и указанному его подключению ур повышается надежность электр опривода. 2 ил. С

1610576

При включении источника 3 питания по цепи обмотки 1 якоря протекает пусковой ток, ограниченный по веJ :.è÷èíå пусковым резистором 4 и уменьшающийся по мере увеличения скорости вращения электродвигателя и его npoтивоЭДС. Тиристор 5 при этом закрыт, так как блок 6 управления не работает вследствие наличия на его входе напряжения нерабочей полярности, огра- г

<5 ниченного по величине падением напряжения в прямом направлении на шунтирующем стабилитроне 7.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с пускателями постоянного тока, Целью изобретения является повышение надежности.

На фиг. 1 представлена схема электропривода; на фиг. ? — схема управления тиристором.

Электропривод постоянного тока (фиг. 1) содержит электродвигатель, первые выводы обмоток 1 якоря и 2 возбуждения которого подключены к источнику 3 питания непосредственно, а второй вывод обмотки 1 якоря через пусковой резистор 4, шунтированный тиристором 5. Управляющая цепь тиристора 5 подключена к выходу блока 6 управления, входная цепь кот ор or о шунтир о вана ста били тр оном

7. Второй вывод обмотки 2 возбуждения соединен с источником 3 питания через нелинейное сопротивление 8, а входная цепь блока 6 управления подключена через балластныи резистор

9 между точками соединения обмотки

1 якоря с пусковым резистором 4 и обмотки 2 возбуждения с нелинейным сопротивлением 8.

Блок 6 управления (фиг. 2) выполнен в виде, автоколебательного блокинг-генератора на транзисторе 10 с импульсным насыщающимся трансформатором 11, гальванически развязанная выходная обмотка 12 которого через диод 13 и ограничительный резистор

14 соединена с управляющей цепью тиристора 5. К входной цепи блока

6 управления подключены интегрирующая RC-цепь, образованная конденсатором 15 и резистором 16, и резистивный делитель 17, 1& напряжения.

Электропривод работает следующим образом.

t0

По мере уменьшения пускового тока напряжение на обмотке 1 якоря возрастает, что приводит сначала к уменьшению величины прямого тока смещения стабилитрона 7, а затем к изменению его полярности. Соответственно, появление напряжения рабочей полярности на входной цепи блока 6 управления вызывает заряд конденсатора 15 интегрирующей цепи транзисторного блокинг-генератора, его возбуждение и подачу отпирающих импульсов в управляющую цепь тиристора 5.

Шунтирование открывающимся тиристором 5 пускового резистора 4 приводит к формированию второго броска пускового тока в цепи обмотки 1 якоря и разгону электродвигателя до установившейся скорости, стабильность которой на уровне, близком к номинальной величине, обеспечивается действием нелинейного сопротивления 8 в цепи обмотки 2 возбуждения, Блок 6 управления продолжает функционировать и по окончании пуска, что повышает надежность электропривода, работа которого становится нечувствительной к изменениям величины напряжения источника 3 питания. При значительном скачкообразном снижении этого напряжения, обусловленном, например, переключением на резервный источник питания, электродвигатель сначала кратковременно переходит в режим генераторного торможения, при котором вследствие изменения полярности якорного тока тиристор 5 запирается по анодной цепи и величина тормозного тока автоматически ограничивается на б ез опасном ур овне введением в цепь обмотки 1 якоря пускового резистора 4. Затем по окончании режима торможения и выравнивания величин противо-ЭДС и напряжения источника питания тиристор 5 автоматически открывается и шунтирует пусковой резистор 4, обеспечивая нормальное функционирование электропривода. Кроме того, связь входной цепи блока 6 управления с элементами якорной цепи и обмотки возбуждения обеспечивает контроль их исправности, чем также повышается надежность электропривода и достигается поставленная цель. формула изобретения

1. Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, первые выводы обмоток якоря и возбуждения

1610576

Составитель В. Поспелов

Техр ед М. Диды к КоРРектоР T. Малец

Редактор А. Маковская

Заказ 3744 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 которого подключены к источнику питания непосредственно, а второй вывод обмотки якоря — через пусковой резистор, шунтированный тиристором, управляющая цепь которого подключена к выходу блока управления, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены нелинейное сопротивление, балластный резистор и стабилитрон, а блок управления выполнен в виде генератора импульсов, при этом второй вывод обмотки возбуждения соединен с. источником питания через нелинейное сопротивление, а входная цепь блока управления, шунтированная ста-, билитр оном, подключ ена чер ез балластный резистор между точками соединения обмотки якоря с пусковым резистором и обмотки возбуждения с нелинейным сопротивлением.

2, Электропривод по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что блок

10 управления выполнен в виде автоколебательного блокинг-генератора на транзисторе с импульсным насыщающимся трансформатором, гальванически развязанная выходная обмотка которого

1 через диод соединена с управляющей цепью тиристора.

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в различных производственных механизмах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления тяговых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах реверсирования нагрузки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводе центрифуг, кинетических аккумуляторов и других устройств с быстровращающимся ротором

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных механизмах автоматики с изменяющимися режимами пуска

Изобретение относится к области электротехники, а более конкретно к устройствам питания электромагнитных приводов постоянного тока, включаемых в цепь однофазного переменного тока, может быть использовано в устройствах промышленной автоматики, устройствах удерживающего действия и др

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для ограничения тока якоря при пуске электроприводов постоянного тока включением последовательно с якорем резистора с последующим его шунтированием

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в различных устройствах автоматики с изменяющимися режимами пуска электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах общепромышленных механизмов, Целью изобретения является повышение точности и плавности управления запуском электродвигателя постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах широкого класса изделий в качестве электропривода постоянного тока при автономном источнике электроэнергии ограниченной мощности, например, в служебных системах космических аппаратов. Технический результат заключается в равномерной работе автономного источника электроэнергии, обеспечивающего сетевое электроснабжение, без пиковых нагрузок во время пуска электродвигателя постоянного тока, что повышает надежность и увеличивает срок службы автономного источника электроэнергии ограниченной мощности и усиливает помехозащищенность всей сети электроснабжения. Электропривод постоянного тока при автономном источнике электроэнергии ограниченной мощности содержит соединитель электродвигателя, емкостной накопитель электроэнергии, коммутационные ключи, сетевой разъем (для соединения с сетью электроснабжения), управляющее коммутационное устройство, индикатор оборотов электродвигателя, сопряженный с осью вращения электродвигателя, балластный резистор и диод развязки, включенные последовательно в цепь зарядки емкостного накопителя электроэнергии от сети электроснабжения. Запуск электродвигателя осуществляется от заранее заряженного емкостного накопителя электроэнергии (например, блока ионисторов), который обеспечивает требуемый пусковой ток (а он может превышать номинальный ток в несколько раз). Когда ротор электродвигателя раскрутится, индикатор оборотов посылает сигнал на управляющее коммутационное устройство, которое обеспечивает переключение питания электродвигателя на бортовую сеть электроснабжения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх