Устройство для обработки зубчатых колес

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении цилиндрических зубчатых колес. Цель изобретения - повышение надежности устройства за счет сокращения числа подвижных звеньев. Устройство содержит корпус 1, шпиндель 3, реечную передачу, шестерня 4 которой свободно установлена на шпинделе и снабжена торцовыми кулачками, механизм реверса реечной шестерни, состоящий из копира и двух жестко связанных между собой тягой кулачковых полумуфт 5, 6, размещенных на шпинделе по обе стороны от реечной шестерни, причем одна из полумуфт связана со шпинделем планетарной передачей, а зазор между кулачками шестерни и выключенной полумуфтой меньше, чем рабочая высота кулачков. Полумуфта 5 снабжена взаимодействующими с кулачками реечной шестерни подпружиненными штырями, образующими заднюю грань кулачков полумуфты и выступающими за плоскость этих кулачков. Копир закреплен на этой полумуфте, на корпусе размещен неподвижный палец 16, взаимодействующий с копиром, а водило планетарной передачи соединено с корпусом жестко. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А 1 (51)5 В 23 F 5/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

- 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П(НТ СССР (21) 4367608/25-08 (22) 21.08.88 (46) 07.12.90. Бюл. № 45 (71) Научно-производственное объединение по технологии машиностроения «ЦНИИТМАШ» (72) В. И. Гольдфарб, Г. Г. Овумян, В. А. Монин и В.,П. Абросимов (53) 621.924.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1373500, кл. В 23 F 5/12, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении цилиндрических зубчатых колес. Цель изобретения — повышение надежности устройства за счет сокращения числа подвижных звеньев. Устройство содержит корпус 1, шпиндель 3, реечную пере„„ЯО„„1611612

2 дачу, шестерня 4 которой свободно установлена на шпинделе и снабжена торцовыми кулачками, механизм реверса реечной шестерни, состоящий из копира и двух жестко связанных между собой тягой кулачковых полумуфт 5,6, размещенных на шпинделе по обе стороны от реечной шестерни, причем одна из полумуфт связана со шпинделем планетарной передачей, а зазор между кулачками шестерни и выключенной полумуфтой меньше, чем рабочая высота кулачков. Полумуфта 5 снабжена взаимодействующими с кулачками реечной шестерни подпружиненными штырями, образующими заднюю грань кулачков полумуфты и выступающими за плоскость этих кулачков. Копир закреплен на этой полумуфте, на корпусе размещен неподвижный палец 16,. взаимодействующий с копиром, а водило планетарной передачи соединено с корпусом жестко. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

1611612

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении цилиндрических зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение надежности устройства за счет сокращения числа подвижных звеньев.

На фиг. 1 изображено устройство, раз. рез; на фиг. 2 — взаимное положение кулачков при включении муфты в момент, когда палец находится в начале наклонного участка кольцевой канавки; на фиг. 3— .;положение кулачков, когда палец находится, в середине этого участка; на фиг. 4 — то же,, когда палец находится в конце этого участка; ! на фиг. 5 — полное сцепление кулачков.

Устройство состоит из корпуса 1, в направ ляюш,их которого установлена рейка 2 с ре, жущим инструментом. В подшипниках кор; пуса установлен шпиндель 3 с реечной шес, терней 4, имеющей с двух сторон торцовые кулачки. Соосно с шестерней на шпинделе установлены кулачковые полумуфты рабочего хода 5 и обратного хода 6. Полумуфта

5 может перемещаться вдоль шпинделя по шпонке 7, а полумуфта 6 может вращаться а шпинделе и перемещаться вдоль него.

На полумуфте 5 закреплен копир 8, имеющий замкнутую кольцевую канавку с двумя равными по длине прямыми и двумя наклонными участками, длина которых также одинакова. В полумуфте 5 параллельно оси выполнены отверстия, в которых размешены подвижные в осевом направлении штыри 9 и пружины 10., Штыри образуют заднюю поверхность кулачка полумуфты и выступают за плоскость этого кулачка. На шпинделе 3 жестко закреплено коническое колесо 11, являющееся одним из центральных колес планетарной передачи. Другое центральное колесо 12 может вращаться на шпинделе и шпонкой соединено с полумуфтой 6. Колеса 11 и 12 зацепляются с сателлитами 13, оси которых закреплены в водиле

14, жестко связанном с корпусом 1. Муфты

5 и 6 жестко связаны между собой тягой !

5. На корпусе 1 жестко установлен палец

16, взаимодействующий с копиром 8, и демпфирующие элементы 17. Устройство устанавливается на протяжном суппорте зубофрезерного станка, при этом шпиндель устройства жестко соединяется со шпинделем суппорта.

Устройство работает следующим образом.

Шпиндель 3 получает вращение от шпинделя станка, постоянное по направлению и скорости. В начале рабочего хода муфта 5 сцеплена с шестерней 4. Копиры 8, тяга !5 и муфты 5 и 6 находятся в крайнем левом положении. Движение от шпинделя 3 через муфту 5 и шестерню 4 передается на рейку

2 с режущим инструментом, которая перемешается вниз. Муфта 6 через конические колеса !1 и !2 и сателлиты 13 получает вращение в направлении, обратном направлению вращения вала. Палец 16 скользит

1. Устройство для обработки зубчатых колес, в корпусе которого размещены инструментальный шпиндель, несущий свободно установленную на нем шестерню приводной реечной передачи с кулачками на обоих торцах, и механизм реверса реечной шестерни, включающий копир с пальцем и две

4 по прямому участку кольцевой канавки копира 8, поэтому копир и связанные с ним муфты 5 и 6 осевого перемещения не имеют.

При окончании рабочего хода палец 16 попадает на наклонный участок кольцевой канавки и копир начинает перемещаться вдоль оси шпинделя (на фиг. 1 — вправо), увлекая за собой муфты 5 и 6 и тягу 15.

Пока кулачки муфты 5 не вышли из зацепления с кулачками шестерни 4, последняя !

0 вращается вместе с муфтой 5, а кулачки муфты 6 двигаются навстречу соответствующим кулачкам шестерни 4. Взаимное положение кулачков шестерни 4 и муфт 5 и 6 должно быть установлено так, чтобы в момент касания кулачков шестерни 4 и муфты 6 (или несколько раньше) передняя грань кулачков муфты 5 вышла из зацепления с кулачками шестерни 4. При этом, так как штыри 9 выступают за плоскость кулачков муфты 5, они егце находятся в зацеплер0 нии с кулачками шестерни. Таким образом поворот шестерни под действием веса рейки исключается. При дальнейшем перемешении муфт вдоль оси шпинделя кулачки шестерни и муфты сцепляются на всю высоту, а муфта

5 отходит от шестерни. Рейка с режущим

25 инструментом поднимается в исходное положение, при этом палец 16 скользит по прямому участку кольцевой канавки копира 8.

При подходе рейки к верхней точке палец

16 попадает на второй наклонный участок кольцевой канавки и копир вместе с муфтами

5 и 6 и тягой 15 начинает перемещаться влево. Взаимное положение кулачков муфт и шестерни в этот момент показано на фиг. 2.

Направление движения элементов показано стрелками. При дальнейшем перемещении муфт кулачки муфты 6 постепенно выходят из зацепления с кулачками шестерни 4, а штыри 9 упираются в торец кулачков шестерни и скользят по нему, утапливаясь в отверстия муфты 5 и сжимая пру40 жины (фиг. 3). В тот момент, когда рейка

2 достигает крайнего верхнего положения, штыри 9 под действием пружины выдвигаются и сцепляются с кулачками шестерни 4, кулачки муфты 6 расцепляются с кулачками шестерни и рейка начинает под

45 действием собственного веса двигаться вниз (фиг. 4), вращая шестерню 4. При дальнейшем вращении шпинделя 3 муфта 5 догоняет" шестерню 4, кулачки полностью сцепляются (фиг. 5) и цикл повторяется.

Формула изобретения

1611612

5 жестко связанные между собой тягой кулачковые полумуфты, размещенные на шпинделе с возмож костью поочередного взаимодействия с кулачками шестерни, причем одна из полумуфт связана с планетарной передачей, а зазор между кулачками шестерни и выключенной полумуфтой меньше, чем рабочая высота кулачков, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства за счет сокращения числа подвижных звеньев, во второи муфте выполнены 10 осевые отверстия, в которых размещены введенные в устройство подпружиненные штыри, установленные с возможностью вза6 имодействия с кулачками реечной шестерни с образованием задней поверхности кулачков полумуфты, при этом копир закреплен на этой полумуфте, а палец — неподвижно в корпусе, который жестко связан с водилом планетарной передачи.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено установленными в корпусе с возможностью взаимодействия с рейкой реечной передачи демпфирующими элементами.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что планетарная передача состоит из конических зубчатых колес.

1611б12

Составитель В. Слиткова

Редактор Н. Яцола Техред А. Кравчук Корректор О. Кравпова

Заказ 3797 Тираж 524 Подписное

ВНИИПИ Государстве.:;.:.-o комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СС Р

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для обработки зубчатых колес Устройство для обработки зубчатых колес Устройство для обработки зубчатых колес Устройство для обработки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано при проектировании роторных зубодолбежных станков, оснащенных устройством ЧПУ

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано при производстве зубчатых колес и для получения зубьев и шлицев дисков турбин газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению блочных зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству зубообрабатывающих станков

Изобретение относится к обработке металлов резанием и может быть использовано в машиностроении при изготовлении цилиндрических зубчатых колес, преимущественно крупномодульных

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубодолбежных станках и станках с ЧПУ общего назначения

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в цепях обката зубодолбежных станков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению зубчатых колес и червяков

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке цилиндрических зубчатых колес на зубодолбежных штангах с раздельными приводами подач

Изобретение относится к области станкостроения, в частности к производству зубодолбежных станков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес резанием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубьев цилиндрических колес

Изобретение относится к машиностроению, к обработке конических зубчатых колес
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в различных областях машиностроения, а именно, для обработки различных закаленных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к области обработки металлов резанием, в частности к станкам для чистовой обработки зубьев зубчатых колес крупного модуля, преимущественно закаленных

Изобретение относится к области механической обработки зубчатых поверхностей и может быть использован при обработке различных зубчатых профилей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке в условиях обката долбяком зубчатых колес с криволинейной формой по длине зуба

Изобретение относится к зубообработке, преимущественно криволинейных по длине зубьев цилиндрических зубчатых колес с наружными и внутренними зубьями в условиях обката
Наверх