Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей

 

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике, а именно к устройствам для проведения гидродинамических исследований движителей различных типов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства, что позволяет при использовании его варьировать в широких пределах геометрические и кинематические параметры рабочих элементов движителя (рабочие элементы могут быть выполнены в виде системы крыльев, лопастей винта или лопастей крыльчатого движителя)

задавать вполне определенную постоянную и переменную угловую скорость, а также амплитуду колебаний ротора с рабочими элементами гидравлического движителя

задавать необходимый угол поворота рабочих элементов относительно направления поступательных перемещений всего устройства

обеспечивать выход движителя на любой заданный закон движения без запаздывания и без промежуточных кинематических звеньев и передач, например не нужны маховик для устранения неравномерности угловой скорости вращения вала и кривошипно-шатунный механизм для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, не требуется применения редуктора для уменьшения угловой скорости вращения вала

сделать систему динамически уравновешенной, а упор движителя постоянным, если применить двухдвигательный электропривод с рабочими элементами движителя или несколько двухдвигательных электроприводов, работающих совместно по заданной программе. Устройство содержит привод в виде двух в погружном исполнении механических несвязанных обращенных электродвигателей 1 и 2, рабочие элементы 3 гидравлического движителя, которые крепятся на внешней поверхности ротора каждого из двигателей, и электронную систему управления двигателями. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО(.1ИАЛИСТИЧЕСНИХ

PECflYSllHH (19) (И) А1

1 (5l)5 G 01 M 10/00

ОПИСАНИ Е ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТЙУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4445201/31-11 (22) 20 ° 06.88 (46) 23.12.90. Бюл. Р 47 (71) Институт гидромеханики АН УССР и Институт электродинамики АН УССР (72) Ю,Н.Савченко, Л.И.Коренная, A.À.Aôoíèí, В.В.Гребенников, и В.Г.Счастливый (53) 629,12:532,582,5.039 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1402824, кл. G 01 М 10/00, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ

ДВИМИТЕЛЕЙ (57) Изобретение относится .к экспе" риментальной гидромеханике, а именно к устройствам для проведения гидродинамических исследований движителей различных типов. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства, что позво.ляет при использовании его варьировать в широких пределах геометрические и кинематические параметры рабочих элементов движителя (рабочие элементы могут быть выполнены в виде системы крыльев, лопастей винта или лопастей крыльчатого движителя), задавать вполне опеределенную пос1615589 тоянную и переменную угловую скорость, а также амплитуду колебаний ротора с рабочими элементами гидравлического движителя, задавать необходимый угол поворота рабочих элементов относительно направления поступательных перемещений всего устройства обеспечивать выход движителя на любой заданный закон движения без запаздывания и без промежуточных ! кинематических звеньев и передач

t например ненужны маховик для устранения неравномерности угловой ско рости вращения вала и кривошипно-шатунный механизм для преобразования вращательного движения в возвратнопоступательное, не требуется применеИзобретение относится к эспериментальной гидромеханике, а именно к устройствам для проведения гидродинамических исследований движителей различных типов.

Пель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства.

На фиг.1 схематически изображено gp устройство для экспериментальных ис,— следований гидравлических движителей; на фиг.2 — конструкция электродвигателя с закрепленными на нем рабочими элементами гидравлического движителя, вид сверху; на фиг.З вЂ” то же, вид сбоку; на фиг.4 — механическая связь рабочих элементов гидравлического движителя с ротором электродвигателя; на фиг.5 — структурная схема электро40 привода; на фиг,6 — эпюры напряжений на фазных обмотках электродвигателей; на фиг.7 — положение магнитопровода статора и ротора, соответствующее алгоритму коммутации. 45

Устройство (фиг.1) содержит два в погружном исполнении механически несвязанных обращенных электродвигателя

1 и 2. На внешней поверхности ротора каждого из двигателей монтируется необходимое количество рабочих элементов 3 движителя. Все устройство с, помощью ножа с тензомером 4 крепится к силовым элементам 5 буксировочной тележки и находится под повер55 хностью воды. Каждый двигатель (фиг.2) .содержит ротор 6, состоящий из набора постоянных магнитов, стянутых снаружи ферромагнитной обечайния редуктора для уменьшения угловой скорости вращения вала; сделать систему динамически уравновешенной, а упор движителя постоянным, если применить двухдвигательный электропривод L рабочими элементами движителя или несколько двухдвигательных электроприводов, работающих совместно по заданной программе ° Устройство содержит привод в виде двух в погруж" ном и полнении механических несвязанных обращенных электродвигателей

1 и 2, рабочие элементы 3 гидравлического движителя, которые крепятся на внешней поверхности ротора каждого из двигателей, и электронную систему управления двигателями. 7 ил, кой 7, являющейся одновременно и шунтом внешнего магнитного поля.

Постоянные магниты намагничены в радиальном направлении и собраны таким образом, что образована переменнополюсная магнитная си тема. Ротор 6 посредством подшипников скольжения сопряжен со статором 8, имеющим явновыраженные ферромагнитные полюса и сосредоточенные на каждом полюсе катушки 9 управления, электрически образующие двухфазную электромагнитную систему. Фазы двигателя сдвинуты в пространстве на 90 эл.град.

Таким образом, 24 явновыраженных полюса образуют двухфазную электромагнитную систему по 12 полюсов в каждой. С целью равномерного распределения осевых сил, действующих на ротор электродвигателя, предусмотрено пространственное дробление фазы на три группы по четыре полюса в каждой группе, причем катушки управления полюсов статора в фазе имеют элект- рическую связь, соответствующую переменнополюсной магнитной системе в фазной зоне магнитопровода статора.

Кроме того, с целью улучшения динамических характеристик двигателя, а именно тяговой (моментной) характеристикг, в магнитной системе статора реализован сдвиг полюсов в фазной зоне, аналогичный скосу полюсов в электрических машинах. На внешнем ободе ротора смонтировано любое необходимое количество рабочих элементов 3 движителя. Рабочие элементы 3

1615589

40 (фиг.4) имеют оси 10, жестко связанные с обечайкой 7 ротора 6, и упоры

11, которые могут фиксироваться на обечайке 7 в различных положениях, На каждом из двигателей (фиг.3) установлен фотоэлектрический датчик обратной связи по положению, содержащий источник света и фотоприемник

12, между которыми расположен вращающийся однодорожечный диск 13 с чередующимися прозрачными и непрозрачными участками, повторяющими структуру магнитной системы двигателя, 15

Тихоходный безредукторный электропривод, обеспечивающий с необходимой точностью и быстродействием движение рабочих элементов движителя, снабженный системой управления 20 (структурная схема на фиг.5), состоит из системы энергоснабжения постоянного тока (ЭС), системы управления, а именно силового коммутатора (СК), управляющего устройства (УУ) и 25 информационной части, включающей в себя задающее устройство (ЗУ) и систему датчиков обратных связей по положению (ДОС1, ДОС2). М1 и M2 — исполнительные электродвигатели электропривода (позиции. 1 и 2 на фиг.1), ИΠ— исполнительный орган (рабочие элементы гидравлического движителя, позиция 3 на фиг. 1), PH — регулятор напряжения, Устройство работает следующим образом.

Потребляемая из сети (или автономного источника) электрическая энергия постоянного тока поступает в систему управления (фиг.5, где электрической энергии соответствуют сплошные стрелки (утолщенные — для цепи главного тока), а механической— тонкие двойные стрелки). Преобразо- 45 ванная в СК электрическая энергия в виде сигналов двухполярного напряжения поступает на обмотки электродвигателей М1 и М2. Таким образом фазная обмотка управления в каждом

50 иэ двигателей питается биполярным напряжением. На фиг.б представлена диаграмма изменения фазных напряжений при черырехтактной разнополярной коммутации фаз. Для того., чтобы подвижный элемент электродвигателя, ротор 6, состоящий из набора постоянных магнитов, совершил движение, в определенной паре электро-магнитных полюсов статора 8 создают ся мгновенные значения полярности магнитного поля, которые соответствуют полярности полюсов постоянных магнитов ротора, находящихся в зоне возбуждения йолюсов статора. Тогда магнит оттолкнется от полюсов, т.е. на магнит и, следовательно, на ротор будет действовать со стороны возбужденных полюсов статора касательная сила. Одновременно в следующей по выбранному направлению движения паре полюсов статора необходимо создать мгновенные значения полярности электромагнитных полюсов статора, противоположные полярности полюсов соответствующих постоянных магнитов, тем самым создавая силы притяжения.

Изменение полярности электромагнитных полюсов статора обеспечивается изменением полярности питающих напряжений.

Принцип работы двигателя (а в конечном итоге и движителя) можно рассмотреть по следующей упрощенной развернутой схеме. На фиг,7 представлена схема активной зоны двигателя для четырех положений якоря ° Полярность ферромагнитных полюсов статора определяется направлением токов в фазных обмотках статора (полюса обозначены соответственно символами К и

S) Полярность постоянных магнитов (IIM) ротора остается неизменной и определяется намагниченностью собственно магнитов. На фиг. 7а показано положение ротора двигателя и направление действующих на него сил, соот-, ветствующее, например, первому такту коммутации. Пусть направления токов в обеих фазах статора для этого случая совпадают ° Будем считать это направление положительным. В момент времени, предшествующий этому положению (для выбранного направления движения ротора вправо, как показано на фиг.7а), ротор располагается со смещением влево. Для этого случая полюса первой фазы статора будут расположены под полюсами ПМ противоположной полярности, сила притяжения которых приложена к полюсам статора в направлении слева направо. Одновременно с этим в зоне действия полюсов статора второй фазы находятся полюса ПМ ротора, набегающие (правые) края каждого из которых имеют раэноименную полярность с набегающим краем (левым) 7 161 полюса статора, а сбегающий (левый) край каждого полюса ПИ ротора — одноименную полярность с полюсами в торой фазы статора. Силы отталкивания со стороны полюсов фазы татора

Иа сбегающие края каждого из полюсов отора и силы притяжения на набегаюие края полюсов ротора действуют одном направлении, совпацающем с ействием сил на полюса ротора в зое первой фазы статора. Под действием тих сил ротор двигателя перемещаетя (вправо).

При достижении ротором положения агнитного равновесия с полюсами перой фазы изменится направление тока обмотках управления (ОУ) первой фаы на противоположное, при этом на равление тока в обмотках второй фаы двигателя остается прежним, так ак здесь магнитное равновесие еще не наступило и силы продолжают дейстовать в направлении движения ротора. !

1овое напр".âëeíèå токов в ОУ первой фазы изменит полярность полюсов магНитопровода статора в области первой фазы на противоположную (фиг.7б), при этом на сбегающий край полюса ротора будут действовать отталкивающие силы, а на набегающий — притягиВающие, но результирующая сила будет опять же направлена в сторону движения ротора. Одновременно с этим в зоне действия второй фазы статора каждая пара полюсов ротора и статора будет разноименной полярности, и магнитная сила притяжения между ними будет также действовать в направлении движения, В результате совместного действия сил обеих фаз ротор продолжит перемещаться вправо и„ при достижении магнитного равновесия в зоне второй фазы, завершится второй такт коммутации.

При совершении третьего такта коммутации для продолжения движения вправо изменяется направление тока находящейся в магнитном равновесии второй фазы, но остается неизменным направление тока в обмотке первой фазы (соответствующая этому ;лучаю полюсность показана ча фиг.7б) . Третий акт коммутации завершится, когда первая фаза установится в положение магнитного равновесия (фиг.7в).

Наконец, в четвертом такте коммутации изменяется направление тока первой фазы и остается неизменным

5589 направление тока второй фазы. На фиг.7г показана полярность ротора и статора, соответствующая этому случаю. Завершится четвертый такт ком5 мутации, когда ротор переместится в положение магнитного равновесия магнитных полюсов второй фазы с полюсами ротора.

Таким образом, за четыре такта коммутации ротор двухфазного управляемого электродвигателя переместится на величину, равную пространственному периоду изменения поля, Для сохранения неизменным направления движения якоря, очевидно, в каждой из фаз необходимо пооочередно изменять полярность питающего напряжения (разнополярная коммутация). Аналогично из2О ложенному выше будут протекать процессы и при движении ротора влево. Для получения реверса достаточно поменять полярность включений одной из фаз, не изменяя очередности коммутации

25 фаз.

Преобразованная в механическую, энергия непосредственно от ротора 6 и обечайки 7 двигателя передается рабочим элементом 3 движителя.

Возможны следующие режимы работы электропривода, задаваемые с помощью системы управления (ЗУ, фиг.5).

Режим непрерывного вращения с регулированием и реверсом скорости. Регулирование скорости осушествляется

35 изменением величины подводимого напряжения, частотой импульсов питающего напряжения и с помощью обратной связи по погожению.

Пошаговый режим вращательного движения как в прямом, так и в обратном направлениях, Позиционер (останов в любой заданной точке) .

45 Колебательный режим. Реализация колебательного режима с любой наперед заданной угловой амплитудой колебаний, при этом ось колебаний может смещаться в азимутальном направлении

5О произвольно с точностью до единичного шага электропривода.

Режим комбинированного движения, сочетающий динамическое состояние исполнительного органа, реализуемое в указанных выше режимах работы привода.

Отсюда следует, что можно обеспечить большой диапазон стационарных

H нестационарных режимов для рабочих

1615589 элементов гидравлического движителя, которые выполнены в виде системы крыльев (фиг.1-4), или лопасти винта, или лопастей крыльчатого движителя.

При исследовании нестационарных режимов во время изменения направления вращения ротора 6 рабочие элементы 3 движителя под воздействием набегающего потока поворачиваются на осях 10 в положение, определяемое упорами 11, Лля задания угла поворота рабочих элементов относительно направления поступательных перемещений всего устройства упоры 11 смеща15 ются отчосительно осей 1О.

В случае исследования потерь на закручивание потока и методов уменьшения этих потерь электродвигателем задаются противоположные друг относительно друга направления вращения

20 роторов с рабочими элементами и с помощью электронной системы управления выбираются оптимальные режимы работы движителя, 25

При исследовании нестационарных режимов и методов обеспечения равномерности скорости поступательных перемещений объекта, на котором установлен движитель, работающий в

30 нестационарном режиме, применяется несколько двухдвигательных электроприводов (минимум два) с, установленными на них,рабочими элементами движителя, для которых с помощью электронной системы управления выбирает- 35 ся оптимальный режим работы, обеспе-чивающий постоянную во времени тягу.

В предлагаемом устройстве отсутствует промежуточное преобразование механической энергии, т.е. практичес- 40 ки полностью исключена механическая часть привода, а для регулирования двигателя и рабочих элементов движителя, в первую очередь скорости и направления вращения, система управления снабжена регулятором напряжения.

Положительный эффект от использования предлагаемого изобретения по сравнению с известным заключается в том, что устройство обеспечивает ис- 50 следования не только колеблющихся крыльев, но и рабочих элементов других типов движителей — лопастей винта, лопастей крыльчатого движите-.. ля; с помощью электронной системы управления задается или выбирается необходимый стационарный или нестационарный закон движения роторов электродвигателей и рабочих элементов движителя; применение электронной системы управления позволило исключить громоздкую и тяжелую механическую часть привода — маховик, кривошипно-шатунный механизм; изменением взаимного положения осей и упоров рабочих элементов легко регулируется угол поворота рабочих элементов относительно направления поступательных перемещений всего устройства; двухдвигательный электропривод с независимым: электродвигателями является удобным при исследовании способа уменьшения потерь на закручивание потока посредством задания противоположного друг относительно друга направления вращения роторов с рабочими элементами; применение нескольких двухдвигательных приводов позволяет находить и исследовать режимы постоянной по времени тяги при нестационарных режимах работы движителей, Формула изобретения

Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей, содержащее электродвигатели с регуляторами, связанные с исследуемым движителем, о т . и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, электродвигатели выполнены обращенными двухфазными, при этом в каждом из них статор снабжен системой катушек с ферромагнитными сердечниками, установленными на наружной поверхности статора, причем оси катушек перпендикулярны к оси электродвигателя, а ротор выполнен в виде ферромагнитной обечайки и снабжен постоянными магнитами, установленными на внутренней поверхности обечайки, и узлами крепления движителя, раз— мещенными на наружной поверхности обечайки .

1615589

1615589

П

Фиг. k фиг.5 за Фг за

1615589

N ю S

+О+ ОО +65 О 00 00 "ОЕ oo"

° o > вв oo " вв "Щ Яoo оо !

0+0+ S OQ 9+ ОО

Г-р фаза

Фиг.7

Составитель И.Кирюхина

Редактор Г..Папп Техред Л.Олийнык Корре-.òîð О.Ципле

Заказ 3982 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

g 0.

0{+3 9$" 90+ 09 00 Эв ° О 9

Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей Устройство для экспериментальных исследований гидравлических движителей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для изучения гидродинамических характеристик поверхности покрытий

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике, в частности к волнопродукторам, и позволяет улучшить эксплуатационные качества путем повышения точности моделирования волновых процессов

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике и может быть использовано при модельных исследованиях волновых движений жидкости, особенно при волновых испытаниях моделей различных объектов, прежде всего береговых и волнозащитных сооружений, а также судов и других плавсредств

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к оборудованию для моделирования процессов воздействия водного потока на почву, и может быть использовано в почвоведении, мелиорации и гидрологии

Изобретение относится к технике динамических испытаний емкостей с жидкостью и позволяет повысить точность испытаний за счет увеличения числа точек, в которых измеряются колебания поверхности жидкости

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике, в частности к оборудованию опытовых бассейнов

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике

Изобретение относится к гидротранспортированию

Изобретение относится к техническим средствам экспериментальной гидродинамики и может быть использовано для гашения поверхностных волн в опытовых бассейнах

Изобретение относится к исследованиям влияния вибрации на гидродинамические характеристики каналов

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к измерительной гидромеханике корабля и плавучих инженерных сооружений и касается конструирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых испытаний моделей в опытовом бассейне

Изобретение относится к морскому транспорту и касается конструирования опытовых бассейнов

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается проектирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых исследований моделей судов в ледовом опытовом бассейне

Изобретение относится к космонавтике и касается создания гидролабораторных испытательных сооружений для тренировки космонавтов по внекорабельной деятельности в условиях пребывания их в течение длительного времени в гидросреде

Изобретение относится к судостроению, в частности к экспериментальным методам испытаний судна в опытовом бассейне, и предназначено для маневренных испытаний судна во льдах

Изобретение относится к гидродинамическим и магнитогидродинамическим испытаниям и может быть использовано для исследования динамики нестационарного потока жидкости при обтекании различных объектов и для создания потока заданной конфигурации, например винтовой, в магнитогидродинамических исследованиях при больших числах Рейнольдса

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике и касается технологии воспроизведения нерегулярного волнения в опытовом бассейне с помощью волнопродукторов
Наверх