Электропривод

 

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах с бесконтактной коммутацией секций обмотки якоря - вентильных электродвигателях. Цель изобретения - улучшение массогабаритных показателей. Электропривод содержит M-фазный преобразователь 1 частоты с входами A, B, C для подключения обратной связи, M - фазный синхронный электродвигатель со статорной обмоткой, блоки контроля обратной связи, выполненные на трансформаторах 2 тока, вторичные обмотки 5 которых подключены к входам обратной связи преобразователя 1, а первые разноименные выводы первичных обмоток 3, 4 каждого трансформатора тока соединены между собой и подключены к выходам преобразователя 1, каждая фаза статорной обмотки синхронного электродвигателя расщеплена на две секции 6, 7, одноименные выводы которых подключены к выходам преобразователя 1 через вторые разноименные выводы первичных обмоток 3, 4 трансформаторов тока. В случае равенства чисел витков в секциях фаз статорной обмотки указанные секции необходимо выполнить с пространственным сдвигом на половину или менее фазного угла. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕспуБлик (я>с Н 02 К 29/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Фиг. f

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4676940/24-07 (22) 17.01.89 (46) 30.12.90. Бюл. М 48 (72) В.Е.Агеев, В.П.Колесников, В.М.Шалагин и С,И.Пушкин (53) 621,313.292 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hb 746828, кл. Н 02 К 29/00, 1980.

Авторское свидетельство СССР

М 1328888, кл. Н 02 К 29/00, 1987. (54) ЭЛЕКТРОПРИ ВОД (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах с бесконтактной коммутацией секций обмотки якоря — вентильных электродвигателях. Цель изобретения — улучшение массогаЬаритных показателей, Электропривод содержит m-фазный преобразователь 1 частоты с входами а,Ь,с для подключения обратной связи, m-фазный!

Ы, » 1617554 А1 синхронный электродвигатель со статорной обмоткой, блоки контроля обратной связи, выполненные на трансформаторах 2 тока, вторичные обмотки 5 которых подключены к входам обратной связи преобразователя 1, а первые разноименные выводы первичных обмоток 3, 4 каждого трансформатора тока соединены между собой и подключены к выходам преобразователя 1, каждая фаза статорной обмотки синхронного электродвигателя расщеплена на две секции б, 7, одноименные выводы которых подключены к выходам преобразователя 1 через вторые разноименные выводы первичных обмоток 3, 4 трансформаторов тока. B случае равенства чисел витков в секциях фаз статорной обмотки указанные секции необходимо выполнить с пространственным сдвигом на половину или менее фазного угла. 8 ил.

1617554

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах с бесконтактной коммутацией секций обмотки якоря — вентильныK электродвигателях.

Цель изобретения — улучшение массогабаритных показателей электропривода.

На фиг,1 изображена схема электропривода с расщеплением фаз на две неровные части; на фиг.2 — схема электропривода, в котором каждая фаза статорной обмотки трехфазного электродвигателя выполнена с отводом от части витков; на фиг.3 — схема электропривода с расщеплением каждой фазы статорной обмотки трехфазного электродвигателя на две неравные части и с резистором; на фиг.4 — схема электропривода с последовательно включенным дросселем; на фиг,5 — схема электропривода с

RC-цепочками; на фиг.6 — схема электропривода с трансформаторами тока; на фиг.7— примерная форма ЭДС вращения выделяемой в обмотке обратной связи трансформатора тока, работающего в режиме без насыщения сердечника магнитопровода; на фиг.8 — примерная форма ЭДС вращения выделяемой в обмотке обратнои связи трансформатора тока, работающего в ре>киме с насыщением сердечника магнитопровода.

Устройство (фиг.1) содержит трехфазный преобразователь 1 частоты питания, выполненный по мостовой схеме, блоки контроля обратной связи, выполненные на трансформаторах 2 тока с двумя первичными обмотками 3 и 4 и вторичной обмоткой 5 обратной связи, подключенной к преобразователю 1. Обмотки 3 и 4 соединены в общую точку разноименными концами и подключены к выходам а, 6, с преобразователя 1, два других разноименных вывода первичных обмоток трансформаторов подключены к одноименным выводам секций 6 и 7 расщепленной фазы статорной обмотки.

Устройство работает следующим образом (фиг.1).

При включении питания преобразователь 1 начинает коммутировать фазы обмотки 6 статора электродвигателя. При этом в секции обмотки 6 и последовательно соединенной с ней первичной обмотке 4 трансформатора тока протекает рабочий ток I2. В секции 7 и обмотке 3 трансформатора протекает рабочий ток I>. При вращении ротора электродвигателя в секциях 6 и 7 статорной обмотки наводятся ЭДС вращения ее и еу соответственно. Так как число витков в секции 7 (мм7) больше, чем в секции 6 (we), то соотношение рабочих токов таково, что l2 > I>. Для компенсации намагничива5

55 ющих сил, обусловленных рабочими токами в сердечнике трансформатора 2, необходимо соблюсти условие

I)Wç=l2W4, где й/з и W4 — числа витков первичных обмоток 3 и 4 трансформатора 2 тока.

Поэтому при изготовлении трансформатора 2 его первичные обмотки изготавливают с соотношением И/з > W4, Таким образом, B сердечнике трансформатора 2 тока достигается компенсация намагничивающих сил, обусловленных токами питания. Ввиду неравенства величин ЭДС вращения (е2 > ee) происходит изменение потока в сердечнике трансформатора, обусловленное протеканием по обмоткам 3 и 4 результирующего тока от упомянутых ЭДС ет и еб. В результате во вторичную обмотку

5 обратной связи трансформируется величина разности (ет — ee), которая в дальнейшем и используется в качестве сигнала обратной связи для управления двигателем, Компенсация рабочих токов в схеме по фиг.2 осуществляется аналогично, с той разницеи, что во вторичную обмотку трансформируется часть ЭДС вращения, величина которой зависит от положения отвода. B этом и последующих вариантах схем преобразователь и вторичная обмотка обратной связи для простоты не показаны, С помощью резистора 8 (фиг.3) выравниваются электромагнитные постоянные времени неравных частей статорной обмотки, при этом соблюдаются следующие соотношения: й/з > W4; гi = г2, ( где z —

Ry+Rg Рг, г2=

Le и L7 — соответственно индуктивности секций 6 и 7;

Re и Вт — активные сопротивления секций би 7.

Схема, приведенная на фиг.4, работает аналогично предыдущим. Отличие состоит в способе выравнивания постоянных времени в цепях секций 6 v, статорной обмотки.

Последовательно с секцией 6, имеющей меньшее число витков, включен дополнительный дроссель с индуктивностью Lg. В этом случае в трансформаторе тока соблюдается равенство

I >Wz=I2W4 при Wq > W4 и !2 > I1 и для секций статорной обмотки

Г1 =Г2

L7 Еб I- LK гдето = г2 —=

Вт Re + R

LK индуктивность компенсационного дросселя;

1017554

В» — активное сопротивление компенса ционного дросселя.

На фиг.5 приведена схема электропривода. в которой уравнение постоянных времени двух неравных секций б и 7 статорной 5 обмотки производится путем включения

RC-цепочек 9 последовательно с дополнительной обмоткой 8 трансформатора 2, В трансформаторе тока, как и в предыдущих схемах 10

11 3=12 4 при 3 > W4; 11 < 12

В секциях статорной обмотки двигателя соблюдается равенство постоянных времени г 15

1 2, 1-7 . 1-6 где т1 2 + RC

R6 R6

Из этих соотношений видно, что напряжение на вторичной обмотке обратной связи определяется только разницей ЭДС. наводимых в секциях б и 7 статорной обмотки.

На фиг.б приведена схема электропривода, в котором две секции каждой фазы статорной обмотки выполнены с одинако- 25 вым числом витков, но имеют между собой пространственный сдвиг на угол, равный или меньший половине угла межфазного сдвига. Для трансформатора тока в этой схеме справедливы равенства; 30

W3=W4; 11=12, 11W3=12W4. а для секций cTBTopHQI обмотки

76 = т2: L6=L7: R6=R7.

Результирующий поток изменяется в магнитопроводе трансформатора тока за счет разницы токов 11 и 12 при вращении ротора электродвигателя и наводит во вторичной обмотке трансформатора тока напряжение, пропорциональное ЭДС вращения, амплитуда которого зависит от величины угла пространственного сдвига между секциями б и 7.

Изобретение применимо в электродвигателях с распределенной обмоткой статора или с беззубцовым статором. Если трансформатор тока рассчитан на полную амплитуду выделяемой ЭДС вращения, то примерная форма напряжения во вторичной обмотке обратной связи соответствует. (фиг.7). Если же трансформатор тока рассчитан на выделение части ЭДС вращения, то форма напряжения в обмотке обратной связи соответствует фиг.8. Это позволяет еще более улучшить массогабаритные показатели трансформаторов тока.

Формула изобретения

1. Электропривод, содержащий m-фазный преобразователь частоты с управляющими входами для подключения обратной связи, m-фазный синхронный электродвигатель со статорной обмоткой, блоки контроля обратной связи, выполненные на трансформаторах тока, вторичные обмотки которых подключены к входам обратной связи преобразователя частоты, а первые разноименные выводы перви ных обмг гок клждсго трансформатора тока соединены между собой и подключены к выходам преобразователя частоты, отличающийся тем, что. с целью улучшения массогабаритных показателей, каждая фаза статорной обмотки синхронного электродвигателя выполнена в виде двух секций, одноименные выводы которых подключены к вь ходам преобразователя частоты через вторые разноименные выводы первичных обмоток трансформаторов тока.

2. Электропривод по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что секции фаз статорной обмотки выполнены с одинаковым числом витков, причем секции размещены с пространственным сдвигом одна относительно другой.

1б17554

Фиг.4

1617554

Составитель А,Санталов

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Л,Пилипенко

Редактор М,Келемеш

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4125 Тираж 441 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Электропривод Электропривод Электропривод Электропривод Электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вентильным электродвигателям

Изобретение относится к управляемым вентильным электродвигателям

Изобретение относится к бесконтактным электродвигателям постоянного тока с полупроводниковым коммутатором, управляемым датчиком углового положения ротора и может быть использовано при создании исполнительных вентильных и шаговых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к бесконтактным вентильным электродвигателям с встроенными датчиками углового положения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вентильным электродвигателям с устройствами для их реверсирования

Изобретение относится к вентильным электродвигателям с функционально-конструктивным совмещением электромеханического преобразователя и датчика положения ротора

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к схемам вентильных генераторов постоянного тока, работающим при переменной частоте вращения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электродвигателям постоянного тока с полупроводниковыми коммутаторами, управляемыми датчиками углового положения ротора

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к измерительной технике и имеет целью повьшение надежности работы индуктивного датчика положения ротора электрической машины, например вентильного двигателя , относительно осей его статорных Обмоток

Изобретение относится к области электротехники, а точнее к вентильным электродвигателям с встроенными датчиками скорости и углового положения ротора

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам и может быть использовано в высокомоментных электроприводах

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к вентильным электродвигателям с питанием от сети постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике , а именно к многополюсным бесконтактным электродвигателям с встроенным датчиком углового положения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к контроллерам синхронных двигателей с разделенными фазами и датчиками положения ротора, содержащим, по меньшей мере, один силовой переключатель с устройством управления и источник питания постоянного тока в средней точке разделенных фазных обмоток двигателя, снабженный компонентой бесперебойного питания источника. Компонента бесперебойного источника питания постоянного тока содержит, по меньшей мере, один отвод от разделенных фазных обмоток двигателя и предотвращает срыв работы источника питания, когда, по меньшей мере, один силовой переключатель включен и находится в проводящем состоянии. Технический результат состоит в повышении к.п.д. и технологичности. 4 н. и 49 з.п. ф-лы, 24 ил.
Наверх